Опора на принцип личностного подхода в воспитании ребенка в семье
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возрастных и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы родители:
1.постоянно изучали и хорошо знали индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки ребенка;
2.умели диагностировать и знали реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации и др.;
3.постоянно привлекали ребенка к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4.своевременно выявляли и устраняли причины, которые могут помешать достижению цели;
5.максимально опирались на собственную активность личности;
6.сочетали воспитание с самовоспитанием, помогали в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7.развивали самостоятельность, инициативу, самодеятельность ребенка, не столько руководили, сколько умело организовывали и направляли деятельность.
При личностном походе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит взрослому, его авторитету. Поэтому в старшем дошкольном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать ребенка к труду, дисциплине, поведению в обществе.
13. Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий членов семьи, школы и общественности требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли ребенку согласованные требования, шли рука об руку, помогая, друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
14. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется использование следующих методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности, направленные на формирование взглядов, понятий, убеждений ребенка. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения - пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.
2. Методы организации деятельности
Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей.
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки. Эффективность упражнений зависит от следующих важных условий:
1) системы упражнений;
2) их содержания;
3) доступности и посильности упражнений;
4) объема;
5) частоты повторений;
6) контроля и коррекции;
7) личностных особенностей воспитанников;
8) места и времени выполнения упражнений;
9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
10) мотивации и стимулирования упражнений.
3. Методы стимулирования
Впоследние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один — субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.
Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.
15.Совершенствование нравственно – эмоциональной выразительности супружеских отношений способствует дальнейшему развитию гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к детям.
Таким образом, для родителей семейное воспитание - процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в гармоничном развитии дошкольников.[12]
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.
2. Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности Развивающая программа для младших школьников.М.: Генезис, 2003.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 2003.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирование личности в детстве. М.: Прогресс, 1993.
5. Воронина, Е.Ю. Ролевые игры – что это такое. Методическое пособие / Е.Ю.Воронина, О.Л. Белоконь. – М.: МосГорСюн, 1997
6. Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: 1989
7. Геницинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992
8. Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 2005.
9. Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка. М.: «Аквариум», 1996.
10. Казакова, А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей.-М.:Профиздат., 2000
11. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
12. Колеченко, А.К. Развивающая личность и педагогические технологии,СПб.: СПб УПМ. 1992.
13. Кондакова М.И. Семейное воспитание. Словарь. – М., 2002.
14. Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1970
15. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: 1967
16. Лебедев. Семейное воспитание. Хрестоматия. М., 2001.
17. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 2003.
18. Лучич М.В. Прогулка с детьми в природу. – М.: 1969
19. Макарова Е.Г. Записки педагога. М.: Педагогика, 2000.
20. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учебн. пособие для студентов вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
21. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.:1975
22. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: 1983
23. Поласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
24. Ребенок дошкольного возраста. Энциклопедия. Минск.: БАДППР, 2004.
25. Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М.: Народное образование,1999.
26. Социология: Учебник/ Отв. Ред. Павленок П.Д. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.
27. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие /сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990
28. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000.
29. Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Творческий центр СФЕРА, 2000.
30. Харитонова Н.И. Социально – педагогическое исследование семейного воспитания в 1929-1979гг. - М., 2004.
31. Чабовская А.П. Гигиена детей раннего дошкольного возраста. – М., 1971
32. Чавчавадзе И. Цели и задачи семейного воспитания в педагогических воззрениях. - Тбилиси, 2000
33. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2000
34. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвящение.,1988.