Внешнее и внутреннее поощрение

Внешние поощрения контролируются другими. Такие поощрения разумно использовать на ранних стадиях обучения, так как вы получаете больший контроль над процессом обучения, и такие внешние поощрения побуждают многих детей учиться. Есть другой набор поощрений, внутренние поощрения, имеющие большое, возможно решающее значение для действительно успешного результата. Это те поощрения, которые для ребенка являются присущими выполнению задачи.

Некоторые с самого начала показывают, что задание для них является вознаграждающим, другие учатся находить внутренние поощрения после воздействия задачи, однако некоторые так и не находят задач, которые являются вознаграждающими сами по себе, им нужно полагаться на внешние поощрения. В следующих главах мы подробней поговорим о внутренних поощрениях. Но один пример поможет проиллюстрировать значение внутренних поощрений. Некоторые дети совсем не говорят, они немые в начале, и для того, чтобы научить их говорить вам понадобятся внешние поощрения, такие как одобрение и еда. Когда ребенок произносит звуки, он получает еду. И что же происходит: некоторые дети, которые ранее были немыми, спустя несколько месяцев или год такой внешне мотивируемой программы «говорения» (как обучение вербальной имитации, обсуждаемое в главе 10) начинают говорить без явного внешней системы поощрений. Они становятся эхолалическими, то есть, они начинают «повторять» все, что вы говорите, так же как это делают нормальные дети, независимо от того, поощряете ли вы их. В этой программе «соответствие» (когда ребенок звучит как взрослый) несомненно, становится наградой за говорение. Ребенок соответствует и это соответствие явно вознаграждение для него. Учитель может отказаться от внешнего поощрения (еда или похвала).

Внутренние поощрения имеют место, если преподавание идет хорошо, но в начале можно использовать внешние поощрения, чтобы ребенок занимался. Некоторым детям не нравится говорить, даже после существенного обучения с вашей стороны. Для таких детей, возможно, необходимо программировать специальные внешние поощрения, такие как еда и активность, зависящие от их «вечного» говорения, что, несомненно, делает программу вербального языка обременительной и довольно неосуществимой. Далее в нескольких местах мы обсуждаем переход от внешнего к внутреннему поощрению.

Итоговые комментарии относительно поощрений

Пока что мы отметили следующие моменты:

1. Вознаграждением является и получение позитивов и избежание негативов. Вознаграждением является любая ситуация, которая при условии ее влияние на поведение, увеличивает это поведение.

2. Еда и активность – биологические или первичные поощрения. Похвала и одобрение – социальные поощрения.

3. Внешние поощрения контролируются другими людьми в среде ребенка. Внутренние поощрения – аспекты определенной задачи или поведения, которые доставляют удовольствие ребенку. Ребенок контролирует внутренние поощрения.

4. Важно поощрять немедленно; т.е. вы должны вознаградить ребенка, как только он продемонстрировал желаемое поведение.

5. У детей существуют значительные индивидуальные отличия относительно того, что для них является вознаграждающим. Крайне важно определить для каждого ребенка те поощрения, которые для него приятны и те, которые нет.

6. Графики частичного вознаграждения необходимы для сохранения приобретенного поведения и избежания пресыщения поощрениями.

Приобретение и прекращение

Когда ваш ребенок получает поощрения за поведение и учится, он «приобретает» и желаемое поведение должно усиливаться. Представьте, что вы внезапно решили его больше не поощрять. Он ведет себя также как раньше, но вы ведете себя так, словно не замечаете его поведения, и словно его поведение не оказывает на вас значительного воздействия. Этот процесс носит название «прекращение поведения». Например, вы энергично обучали ребенка какому-то желаемому поведению, используя несколько внешних поощрений. Сейчас вы отправляете ребенка домой (или в школу в зависимости от ситуации) и он не получает никакого внешнего поощрения. Поведение, которое вы так старательно формировали, сейчас находится в стадии «прекращения»; оно исчезнет, так как более не вознаграждается.

Хорошим примером «прекращения» является «прохождение» через истерику. Ваш ребенок может кричать и пинаться, но вы занимаетесь своими делами, словно этого поведения нет. Почти наверняка истерика прекратится. Следовательно, «прекращение» является мощным, хотя и трудоемким и требовательным методом избавления от поведения. В следующее главе дается подробное описание прекращения.

Наказание

Наказание применяется для того, чтобы прекратить или уменьшить поведение. Родители нормальных детей зачастую используют наказание, поскольку зачастую оно помогает им с ними. Если вы собираетесь применять наказание, сделайте так, чтобы у ребенка не было неуверенности в том, что вы действуете решительно. Ниже приводятся некоторые разновидности наказания, которые вы можете использовать.

Создание отвращения

Один из методов наказания – сделать ребенку то, что «причиняет ему боль», например, сильно ударить по спине или резко и громко сказать «Нет». Эти наказания называют «вызывающие отвращение». Для некоторых детей достаточно сказать «Нет»; они тут же прекратят это делать. Для других вербальное замечание не сработает, но вот удар по спине почти всегда эффективен, если он достаточно силен и «причиняет боль» (попрактикуйтесь на друзьях, чтобы понять, как сильно вы ударяете). Преимущество сильных и правильных ударов в том, что вам не придется использовать большое количество. Если вы используете только вербальное неодобрение, это может закончиться тем, что вы просто перейдете на крик, а это неприятно для всех и оставляет вам мало шансов на то, чтобы продемонстрировать привязанность. Иногда вы можете вступить в настоящую «схватку» с ребенком, если увеличите «методы, вызывающие отвращение». Вы ударяете сильнее, но ребенок ведет себя все более и более упрямо. Если так происходит, немедленно отступите и попробуйте что-нибудь другое. Также как взрослые с умом находят то, что поощряет ребенка, хороший взрослый найдет те формы дисциплины, которые являются менее драматичными, чем физическое наказание. Попробуйте использовать в качестве наказания то, что ребенок не любит делать. Например, некоторым детям не нравятся занятия спортом, поэтому вы можете ввести в программу приседания и бег вокруг квартала, как обязательные за нежелательное поведение. Для одних мытье посуды может быть таким же наказанием, как для других отрывание от земли.

При работе в школах и больницах, или же если ваш ученик – взрослый человек, физическое наказание может быть неподходящим или незаконным. Но вы, вероятно, обнаружите, что для того чтобы быть максимально эффективным учителем, вам иногда надо быть суровым, и сюда даже может относиться физическое наказание. Мы обсуждаем этот вопрос подробнее в конце главы, и далее в некоторых частях книги.

Таймаут: забрать позитивы

В дополнение, а иногда и вместо использования методов, вызывающих отвращение, таких как удары или громкие выкрики «Нет», взрослые наказывают ребенка, забирая у него что-нибудь. Зачастую это может дополняться тем, что учитель отворачивается от ребенка, или более широко, ставит его в угол, а иногда доходит до того, что помещает в «изолятор», т.е. тихую неинтересную комнату подальше от видов деятельности. Общий фактор данных операций – они сигнализируют ребенку, что в течение определенного периода времени он не получит позитивов. Таким образом, этот метод носит название «таймаут» (от позитивных поощрений).

Таймаут может длиться от 3 до 5 минут, и последние 30 секунд должна быть тишина. Если вы прекращаете таймаут в случае истерики, вы этим можете по неосмотрительности поощрить его за истерики. Следите за тем, чтобы таймаут не длился более 5 минут. Иногда вы захотите, чтобы таймаут длился дольше. Но чем дольше период, тем менее эффективно это с точки зрения обучения, так как детям необходимо находиться с вами и обучаться надлежащему поведению.

По меньшей мере, две проблемы связаны с таймаутом. Во-первых, для некоторых детей таймаут не является наказанием. То есть они предпочитают таймаут нахождению с другими людьми; им не важно быть с другими и учиться. В таких обстоятельствах таймаут только усугубляет дело. Во-вторых, таймаут предполагает отрыв от занятий, что дает ребенку меньше возможности изучить новый материал.
Нет хороших данных о том, какой метод наказания эффективней, таймаут или «вызывание отвращения», а также нет хороших данных о том, когда возникают нежелательные побочные эффекты. Возможно, вызывание отвращения в первую очередь рождает беспокойство, тогда как таймаут рождает чувство вины. Некоторые люди предпочтут беспокойство чувству вины.

Наши рекомендации