Внутреннее и внешнее равновесие.

Как показали исследования, экономическая политика, направленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса), лишь в исключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.

В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей - внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической политики (идея этого принципа принадлежит Я. Тинбергену). Соответственно для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.

В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики позволяет одновременно достичь двух целей - внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала.

Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов - фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Малая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла-Флеминга.

Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики может быть и несколько иным (возможно, более упрощенным по сравнению с названными моделями).

57. Экономическая политика в условиях фиксированного и плавающего обменного курса.

Фиксированный курс валют

Этот тип обменного курса означает поддержание стоимости национальной валюты в определенных пределах (либо фиксированной, либо колеблющейся в узких рамках валютного коридора) по отношению к американскому доллару. Курс национальной валюты в этом случае определяется на валютном рынке, а ЦБ поддерживает равновесие на этом рынке путем регулирования спроса и предложения.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию (снижение курса валюты), так и на ревальвацию (повышение курса валюты). Это зависит от экономической ситуации в стране и целей, которые ставит перед собой правительство в данный момент, например увеличение совокупного спрос? за счет экспортных поставок, чего можно достичь с помощью де вальзгдии валюты, или ограничение спроса путем ревальвации.

Для осуществления девальвации курса валюты ЦБ увеличивают предложение своей валюты на валютных рынках. Этого можно достичь и за счет дополнительной эмиссии денег.

Если валютная интервенция направлена на ревальвацию, ЦБ скупает собственную валюту на валютных рынках в обмен на имеющуюся у него иностранную.

Покупка и продажа ЦБ валюты ведут к автоматическому изменению денег в экономике. Покупка валюты увеличивает количество денег, а продажа - уменьшает его.

Для устранения влияния изменения размера официальных валютных резервов на предложение денег в стране ЦБ может проводить стерилизацию (компенсацию нехватки или излишка денег в обращении) путем проведения операций на открытом рынке.

К преимуществам фиксированного типа обменного курса можно отнести его предсказуемость и определенность, что положительно оценивается инвесторами и участниками внешней торговли. Фиксированный обменный курс, являясь действенным рычагом снижения уровня инфляции, выступает ориентиром при разработке макроэкономических стабилизационных программ.

Его недостатки проявляются в невозможности прямого контроля ЦБ за денежной массой в экономике, объем которой может регулироваться балансом спроса и предложения на валютном рынке, а также в потере ЦБ ориентиров при фиксации курса, что может привести к сокращению официальных валютных резервов.

Плавающий курс валют

При данной политике ЦБ не вмешивается в деятельность валютного рынка, курс обмена национальных валют друг на друга определяется свободным взаимодействием спроса и предложения.

Спрос на валюту создают граждане, фирмы и государство. Спрос формируется под воздействием следующих факторов:

потребностей в импорте товаров, услуг и факторов производства;

привлекательности инвестиций за рубежом;

надежности иностранной валюты как средства сохранения сбережений;

формирования резервов.

Предложение иностранной валюты определяется объемами экспорта страны, займами, которые получает страна, и т.п.

На динамику курса валют влияют следующие факторы:

национальный доход и уровень издержек производства;

реальная покупательная способность денег и уровень инфляции в стране;

состояние платежного баланса, влияющего на спрос и предложение валюты;

уровень процентных ставок в стране;

доверие к валюте на мировом рынке и др. Автоматическая корректировка гибких валютных курсов в конечном счете приводит к исчезновению дефицитов и активов платежных балансов, что является преимуществом данного валютного курса.

К недостаткам можно отнести следующее:

неопределенность в торговле и прибылях, например в условиях инфляции и изменения таможенных пошлин;

падение международной стоимости национальной валюты может привести к ухудшению условий торговли страны;

значительные колебания валютных курсов оказывают дестабилизирующее влияние на внутреннюю экономику.


Наши рекомендации