Использование АУДИО-технологий в обучении ИЯ

Основой успешного аудирования как процесса осмысления и запоминания речевой информации является наличие фонематического и речевого слуха способности различать звуки речи и соотносить их с соответствующими фонемами. Поэтом основная задача – развить у учащихся речевой слух и на этой основе сформировать слухо-произносительные Н.

Подбор текста – очень важное звено в учебной работе по формированию Н аудирования. Текст должен содержать новую для учащихся информацию, быть интересным, построен на изученном языковом и лексико-грамматическом материале и содержать такое количество новых слов, значение которых определяется в результате вероятностного прогнозирования.

Фонограммой называется вспомогательное средство обучения, демонстрируемое с помощью звукотехнического аппарата и направляющего учебную речевую информацию по слуховому каналу сенсорной системы индивида.

Фонопрограмма – серия аудитивных упражнений (заданий), управляющих деятельностью учащихся по формированию и совершенствованию речевых Н и развитию речевых У.

Фоноупражнение – аудитивное средство обучения, предусматривающее предъявление учебного материала в виде необходимого для его усвоения количества шагов, каждый из которых включает инструкцию, паузу для выполнения задания, повторение правильного ответа или его коррекцию по ключу.

Основное назначение фонограммы – интенсификация учебного процесса, индивидуализация обучения.

Функции:

1) обучающая: реализуется, когда фономатериалы используются для обучения ВРД, когда нужно дать информацию об аспектах языка, о стране изучаемого языка;

2) контролирующая: при проверке тестов, выполнении лабораторных заданий.

Требования:

1) коммуникативность, полезная информация;

2) образцовость (аутентичноть, чёткость) речевых единиц;

3) частотность языкового материала;

Вопрос

4) целевая направленность, т.е. методика работы над данным материалом должны соответствовать определённой ступени обученности учеников;

5) экстралингвальные факторы (эмоции, звуки).

+: 1) на каждого ученика отводится больше времени;

2) индивидуализация (разный характер сложности);

3) создание искусственной среды для иноязычного общения;

4) наглядность (в воображении рисуется картинка);

5) можно неоднократно возвращаться.

Принципы использования:

1. многократность: при многократном повторении учащиеся лучше усваивают структуру и содержание изучаемого материала, запоминают воспроизведённые единицы речи;

2. паузация, принцип расчленения речевого потока: прослушиваемый материал не теряет своей коммуникативности, т.к. сохраняется мелодия, ритмика, словесное и фразовое ударение. Паузы: а) рабочие паузы – для речевой деятельности учащихся; б) для наложения; б) разделительные паузы – для создания минимального по времени раздела между двумя речевыми фрагментами;

3. имитация речевых образцов (без подражания нельзя);

4. самоконтроль, сравнение и самокоррекция;

5. опережающее слушание: работа с фономатериалами начинается с аудирования, это определяется ролью внутренней речи в процессе формирования речевых У;

6. управление речевой деятельностью.

Классификация фонограмм:

1. По цели: 1) тренировочные: формирование и совершенствование речевых Н; 2) речевые: развитие речевых У.

2. По способу управления: 1) жёсткие: строгая последовательность выполнения учебных заданий, дробность шагов и простота; 2) эвристические: наличие неполных ключей, возможность вариантов ответа на задание.

3. По способу руководства: 1) выполняемые под руководством преподавателя: существует непосредственная обратная связь; 2) выполняемые самостоятельно: широкое использование средств контроля.

4. По режиму выполнения: 1) групповые: одновременная работа группы учащихся; 2) индивидуальные: различным ученикам – задания различной трудности; 3) парные: различные режимы выполнения задания, взаимоконтроль.

Методика составления фонопрограмм:

1. проанализировать уровень обученности учащихся.

2. определить цель использования фонопрограммы.

3. отобрать языковой и речевой материал.

4. подобрать необходимые типы и виды фоноупражнений и определить режим выполнения.

5. определить характер подсказки, вид ключа.

6. организовать текстовый материал / упражнения соответственно типу фонопрограммы с учётом её структурных особенностей.

7. определить способ и условия предъявления фонопрограммы (выбор диктора, скорости предъявления, длительности пауз).

8. подобрать зрительную наглядность и дидактический материал, необходимый для оучществления дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

9. проверить качество составленной фонопрограммы: определить время, затрачиваемое на выполнение каждого задания и всей фонопрограммы, проверить доступность фоноупражнений.

Фоноупражнения: имитативные, подстановочные, дифференцированные, репродуктивные:

1. фонетические (слушайте и повторяйте – образец-пауза-образец): * фонетическая зарядка; * имитативные, контрастные, дифференцированные; * распознание фонетических явлений.

2. грамматические (замените слова по образцу, ответьте на вопросы): * воспроизведение грамматической структуры; * специальные рецептивные упражнения; * коллективный анализ записи речи учащихся.

3. лексические (слушайте и повторяйте, замените слова по образцу): * составление предложений на основе ЛЕ; * воспроизведение образцов РД с клише; * распознавание, активизирование лексики; * прослушивание комментариев.

1) при обучении аудированию: прослушайте текст и согласитесь или не согласитесь с автором.

2) при обучении чтению: слушайте текст, следите по книге и повторяйте за диктором.

3) при обучении говорению: вырази своё отношение к прослушанному.

4) при обучении письму: составь план прослушанного текста.

Наши рекомендации