Методика обучения АУДИРОВАНИЮ
Иноязычной речи
Восприятие речи на слух (аудирование) – рецептивный ВРД, содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент её порождения.
3 этапа аудирования:
1. Мотивационно-побудительный. Установка на А. С помощью коммуникативной задачи.
2. Аналитико-синтетическая часть. Включает психофизические механизмы А: восприятие речи (успешность А зависит от оперативной единицы восприятия. Чем более крупными блоками будет восприниматься речь, тем успешнее переработка информации, заключённой в ней); узнавание (происходит непрерывное сличение поступающих сигналов с теми моделями, эталонами, которые хранятся в нашей памяти, сличение связано с прошлым опытом человека); механизм слуховой памяти, антицепация (вероятностное прогнозирование); внутреннее проговаривание (имеет квантовый, прерывистый характер: если много известно, проговаривание свёрнуто до отдельных намёков); осмысливание и понимание (функционируют на уровне актуального осознавания, на основе аналитико-синтетической деятельности); умозаключения, реакция на прослушанное.
3. Контролирующий.
Пониманию надо учить с самого начала. Любой текст доступен для понимания.
Отличительные особенности А:
1) реализует устное непосредственное общение;
2) рецептивный ВРД;
3) предмет А – чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию;
4) форма протекания А – внутренняя;
5) результат А – понимание воспринятого смыслового содержания и ответное поведение (речевое или неречевое).
Различают 3 уровня в обучении:
1. Элементарный (формирование перцептивной базы А);
2. Продвинутый (развитие А как ВРД);
3. Завершающий (овладение общим общением).
16 вопрос
Требования к обучению А: учащиеся должны уметь распознавать на слух предложения, распознавать интонационную структуру, расчленять слова, членить сообщение на смысловые куски, удерживать в памяти более длинные звуковые цепочки, устанавливать связь между
фактами, восполнять пропуски с помощью логической догадки, уметь обходить помехи, уметь находить основную мысль и отделять её от второстепенной, определять тему и определять отношение автора. Существует понимание на уровне значения (кто, где, когда) и смысла (замысел автора). Механизмы, сформированные на РЯ, не переносятся на ИЯ.
Трудности (А – самый трудный ВРД):
Однократное предъявление, разные источники информации, темп, длительность звучания, ДР воспринимается труднее, неизвестность контекста, сложное синтаксическое оформление, смысловая организация текста.
Виды текстов для А: тексты должны быть прозрачными в композиционном плане. Повторное прослушивание увеличивает понимание на 16,5%.
Виды А:
1. А с полным пониманием всего содержания и смысла.
2. А с пониманием основного содержания.
Обучение А – поэтапный процесс. На 1 этапе – становление механизмов, формирование слухо-произносительных навыков и речевого слуха (в предложении 7 +/–2 слова). На 2 этапе – формирование основных умений понимания текста.
Этапы:
Предтекстовый (создание мотивации, наглядность, ассоциаграммы для вызывания интереса, снятие языковых и смысловых трудностей, постановка предтекстовых задач).
Текстовый (задача – контроль понимания).
Послетекстовый (развитие аудитивных У на основе РУ: вопросно-ответная работа, составление плана пересказа, комментарий к содержанию и постепенное переключение на другие ВРД).
Упражнения:
Неспециальные (помогают развивать У): * речевая зарядка, * ведение урока на ИЯ.
Специальные: 1) УРУ (перечислите лица, которые упоминаются в рассказе; найдите расхождения между услышанным и изображённым; поднимите руку, когда услышите неправильное утверждение); 2) РУ (ответьте на вопросы; прослушайте начало диалога и продолжите; подтвердите или опровергните, основываясь на прослушанном).
Обучение А в СШ состоит из 2 частей: 1. Аудитивные упражнения; 2. Работа с аудиотекстом.
Задачи: смысловое восприятие речи учителя и носителей языка в живом общении, фоно- и видеозаписи.
Методика обучения иноязычной МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
В средней школе
Монологическое высказывание сверхфразового уровня – несколько предложений, построенных по разным структурно-функциональным моделям и объединённых между собой ситуацией и логико-смысловой программой высказывания.
Монологическое высказывание текстового уровня – текст, состоящий из нескольких микромонологов, характеризующийся смысловой и языковой связностью и композиционной завершённостью.
Логико-синтаксическая схема (ЛСС) – структурная схема программы речевого высказывания, логическая последовательность фраз.
Логико-смысловая карта проблемы (ЛСКП) – вербальная опора для высказываний, в которой отражается совокупность взглядов на проблему, содержание обсуждаемой проблемы, логика обсуждения.
Функционально-смысловая таблица (ФСТ) – подсказывает как функцию, так и смысл, составлена таким образом, что ученик легко находит нужное ему слово, как выразить своё отношение к проблеме.
Картинка-схема (или картинка с неразвёрнутой ситуацией) - рисунок, на котором даётся только намётка какого-то действия и который является стимулом для развития инициативной речи учащихся.
Монологическое высказывание – отрезок речи, который находится между двумя соединёнными высказываниями и обладает определёнными параметрами.
МВ рассматривается как компонент процесса общения любого уровня: парного, группового, массового. Это значит, что МВ диалогично по своей природе, т.к. оно всегда кому-либо адресовано.
МВ бывает разного уровня: слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст. На любом из уровней МВ выступает как речевая единица. РЕ любого уровня обладает трудностями: морфологическими, фразеологическими, синтаксическими, логико-синтаксическими. У каждого из уровней есть свои модели – типы словообразований, типы словосочетаний. Любая модель может быть вербально наполнена, тогда она – речевой образец.
Параметры МВ:
1. Относительно непрерывный характер высказывания.
2. Последовательность, логичность, это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих.
3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.
Вопрос
Психологические характеристики МР: * планируема; * более подготовлена; * контекстна; * имеет непрерывный характер; * характеризуется законченностью мысли; * последовательность; * логичность; * полнота; * ясность; * мотивированность; * ситуативность; * адресованность; * эмоциональная окрашенность; * организованность.
Лингвистические характеристики МР: * усложнённый синтаксис; * усложнённые лексические конструкции; * повторы; * вводные слова, предложения; * развёрнутый характер.
Единица обучения МР – сверхфразовое единство. Нет застывшей формы монологов! Виды: сообщение, рассказ, описание, пересказ, повествование, рассуждение.
Этапы в обучении МР:
1. уровень отдельной фразы: нанизывание предложений по вертикали (образуется МВ).
2. уровень сверхфразового единства (2-3 год обучения) – обучение микромонологам определённой формы (сообщение, описание).
3. развёрнутое МВ: включаются различные виды МВ: сообщение + описание, описание + рассуждение.
4. свободная МР.
2 стратегии: путь сверху и путь внизу.
Путь сверху: исходная единица – законченный текст.
1. выборка всего, что может быть дальше использовано в М;
2. различные пересказы текста;
3. исходный текст тщательно прорабатывается – М учащихся мотивирован, личностно окрашен.
Путь снизу:
1. короткие высказывания, связанные с темой;
2. конкретизация и уточнение сказанного;
3. в текст включаются элементы аргументации, оценки.
Способы управление МР (опоры):
1. Содержательные:1) словесные: текст, план, логико-синтаксические схемы; 2) изобразительные: картинки, фото, диафильм, кинофильм.
2. Смысловые – опоры, помогающие раскрыть смысл: 1) словесные (слова, как смысловые вехи): лозунги, слова, поговорки, афоризмы, подписи; 2) изобразительные: диаграмма, схема, таблица, даты, цифры, картинка с неразвёрнутой ситуацией, символика, карикатура.
3. Содержательные (что? где? когда?) – структурный скелет, неполные предложения.
4. Смысловые: подсказывают только смысл (почему? зачем?). а) логико-смысловые схемы (задают определённую последовательность высказывания с помощью вопросов); б) структурные схемы (геометрические фигуры); в) вопросы в виде плана; г) план в виде тезисов; д) опора только на начало высказывания; е) зачин и концовка; ж) РЯ в качестве небольшой опоры (отдельные ключевые слова); з) использование пословиц, поговорок, смысловых выражений; и) памятки.
Показатели для МВ:
* соответствие речевых действий коммуникативной задаче в рамках тематики;
* связность и полнота высказывания;
* соотнесение воспроизводимых из текста и самостоятельно воспроизводимых фраз и их соответствие коммуникативной задаче;
* лексическое и грамматическое разнообразие фраз;
* наличие средств коммуникативной обращённости к слушающему;
* наличие оценочных фраз, выражение собственного мнения;
* наличие водных слов и конструкций;
* наличие элементов спонтанной передачи мысли;
* дополнительные показатели: грамматическая, лексическая и фонетическая правильность.