Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ
Методика основывается на общих положения дидактики и теории восприятия. Они формулируют принципы и правила обучения и восприятия в целом, а методика конкретизирует эти положения применительно к ИЯ. Дидактика и методика обучения имеют один и тот же объект обучения – УВП, но дидактика изучает этот процесс в целом, а методика – применительно к определённому учебному предмету.
Обучение – педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством специально подготовленного лица овладевают ЗУНами; развиваются познавательные силы учащихся; формируются взгляды и убеждения, черты личности.
специально-организованная решаемые задачи
учебная деятельность образования и воспитания
Принципы учебной деятельности – категория дидактики, характеризующая способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования.
Принципы дидактики:
1) воспитывающее обучение;
2) систематичность;
3) сознательность и активность;
4) наглядность;
5) основательность овладения знаниями;
6) доступность;
7) учёт индивидуальных различий.
Принципы – исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, и т.д.). Они относятся к числу базисных категорий методики, и именно реализация принципов обеспечивает эффективность всего процесса обучения.
Методические принципы:
1) принцип коммуникативной направленности;
1) Означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в общение на ИЯ на протяжении всего курса (в речевую и письменную деятельность). Использование на занятиях присущих принципу коммуникации особенностей: мотивированность, ситуативность (ситуации: естественные, условные, проблемные), функциональность, и т.д..
2) принцип дифференциации и интегрирования;
2) Интеграция – какому бы аспекту языка мы не обучали, одновременно мы формируем все остальные ВРД и аспекты языка. Дифференциация – при формировании каждого ВРД и аспекта языка мы используем особые упражнения и задания, выстроенные с учётом специфических особенностей этого ВРД.
3) принцип учёта РЯ.
3) Основа – две противоположные тенденции: положительная и отрицательная. Явление переноса и интерференции. Положительное влияние РЯ на изучения ИЯ является переносом. Языковые явления, которые не имеют аналога в РЯ либо используются по-разному – отрицательное явление – интерференция.
Современный урок ИЯ в школе.
Типология уроков
Урок – это основное составляющее звено процесса обучения, на котором осуществляется решение определённых практических задач, которые преследуют развивающие и воспитательные цели. Урок – это форма организации учебного процесса.
Основные черты урока ИЯ:
1. Атмосфера общения. Это ведущая черта, т.к. цель – обучение общению. Нельзя полностью превратить в реальное общение. Эти методик нецелесообразны, т.к. реальное общение – это стихия, а всякий учебный процесс – это, прежде всего, процесс учебный, т.е. специально организованный.
2. Воспитательный, развивающий и познавательный потенциал. Главная ценность ИЯ заключается в 3 сторонах урока: 1) содержание используемых материалов; 2) методическая система обучения; 3) личность учителя и его поведение. На уроке ИЯ обсуждается огромное количество тем и одновременно происходит обучение общению.
3. Сущность характера цели урока. Овладение речевыми умениями (говорение, чтение, письмо, аудирование) как средствами иноязычного общения и навыками, на которых эти умения основаны. В качестве цели может использоваться определённый навык, умение, их уровни и качества (например, формирование лексических навыков говорения или чтения и т.д.). Несмотря на то, что цель урока – формирование навыков и развитие умений, это не означает, что знания (правила) не нужны. Знания необходимы, хотя они и не являются конечным результатом. Они выполняют роль вспомогательного фактора, способствующего усвоении материала до уровня навыка. Т.е. если ученик знает наизусть все слова и правила, но не владеет этим материалом в речевой деятельности, то цель урока нельзя считать достигнутой. Кроме общей цели урока учителю необходимо определять и дидактические задачи урока (воспитательную, развивающую и образовательную).
4. Адекватность упражнений цели урока. В этом потенциальная способность упражнений служить наиболее эффективным средством достижения конкретной цели. Упражнения должны соответствовать характеру формируемого навыка, каждый из которых специфичен.
5. Последовательность упражнений. Процесс формирования навыков и развития умений характеризуется наличием определённых стадий и этапов.
6. Комплексность урока. Взаимосвязанность и взаимообусловленность всех видов РД на уроке при ведущей роли одного из них. Параллельное сосуществование видов РД – ещё не комплексность. Главное – их взаимовлияние.
7. Иноязычная речь как цель и средство обучения. Речевая наглядность реализуется: 1) путём постоянной речевой деятельности учащихся; 2) благодаря речи учителя на уроке и вне его. Речь учителя должна быть доступным, но недостижимым образцом для учащихся, она не должна занимать более 10% учебного времени.
8. Урок контроля без контроля. На уроке ИЯ не должен проводиться открытый контроль ради контроля, т.е. его не выделяют в отдельный этап. Для контроля нужно использовать аналогичные упражнения.
9. Урок повторения без повторения. Повторяемый материал должен быть постоянно включён в урок каждый раз в новом контексте, ситуации.
10. Урок ИЯ – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цикле уроков (например, необходим тематический план).
11. Активная позиция ученика на уроке, его творчество и самостоятельность. Этому способствуют: игры, наглядность, эмоциональность и выразительности речи, оригинальность, живой темп ведения урока, а также познавательный интерес – это основной мотор речемыслительной активности.
Структура урока:
1. Начало урока (3-5 мин. в быстром темпе): – приветствие учителя, –организационный момент, – сообщение задач урока, – речевая зарядка. Задачи: 1) создание положительного эмоционального фона; 2) постановка цели и её мотивация; 3) формирование ориентировочной основы урока (выбор стратегии проведения занятия).
2. Центральная часть урока: объяснение нового материала, формирование знаний, развитие умений.
3. Завершение урока: подведение итогов, оценивание работы учащихся, д/з.
При этом, 1) и 3) – постоянные компоненты, а 2) – варьируется.
Планирование уроков. План предусматривает последовательно распределённое во времени усвоение учащимися материала с учётом основных диалектических, психологических и методических закономерностей (принципы доступности и посильности, прочности, сознательности).
Виды планирования:
Календарный план – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-тематическое содержание общения, V языкового материала, примерный уровень развития речевых Н и У.
Тематические план – план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования Н и У, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.
План-конспект урока – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.
Роль планирования:
11 вопрос
– правильно распределить время на те или иные виды РД;
– правильно распределить время на тот или иной материал, те или иные виды работы в классе и дома;
– планомерно организовать повторение ранее изученного материала;
– правильно комбинировать типы, виды и варианты уроков в цикле в зависимости от цели работы, речевого материала и условий обучения;
– планомерно организовать индивидуализацию обучения.
Типология уроков.
Казанцев: критерии: 1. Цель занятий
2. Их содержание
3. Методы работы учителя
4. Возраст учащихся
Михайлова: по дидактической цели:
1. Урок-объяснение
2. Урок по развитию Н и У
3. Урок-повторение пройденного материала
4. Урок по учёту и контролю ЗУНов
5. Урок по анализу типичных ошибок
6. Обзорный урок
Лемперт: по дидактической цели:
1. Речевые уроки
2. Комбинированные речевые уроки
Виды уроков:
1. Урок-формирование речевых и языковых навыков
2. Урок-совершенствование речевых и языковых навыков
3. Урок-развитие речевых умений