Занятие 11-А тема: Морфологический анализ
Цели:
– активизировать мышление детей;
– систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах;
– развивать воображение;
Оборудование:
"черный ящик", рисунок дома.
1. "Да-нетка".
Приходит Игрушка и предлагает отгадать, какой рисунок лежит у нее в "черном ящике". (нарисован домик:)
2. Рисование "новый дом".
В: – А почему ты дом нарисовала?
И: – Потому что я решила построить себе новый дом и сейчас только про него и думаю…
В: – Но твой рисунок не очень интересный; таких домов много, они все похожи друг на друга, это не очень интересно…
И: – Да и сама знаю, но я по-другому домики не умею рисовать. Может ребята помогут?
В: – Конечно, помогут. Ребята, предложите, как построить необычный дом для нашей игрушки.
Д: – …
В: – Существует способ, как придумывать новое. Нужно вначале разобраться, из каких частей состоит предмет. Из каких частей состоит твой домик?
Д: – …
В: – Значит, в домике должны быть стены, крыша, окно, дверь, труба. Но ведь их все можно сделать по-другому, смотри.
Вот у тебя нарисовано квадратное окошко. А какое еще окно может быть?
Д: – …
(воспитатель рисует на листе различные варианты окон, предложенные детьми).
Аналогично со всеми остальными подсистемами.
В: – А теперь выбирай, какие стены, окна, двери, труба… тебе нравятся больше всего.
Игрушка "выбирает" (обводит или подчеркивает) и затем рисует дом из этих частей (дети могут помогать Игрушке).
3. Рисование "Необычное животное".
В: – Ну, что, помогли тебе ребята?
И: – Да, большое спасибо. Только у меня еще одна проблема есть. Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое. Оно должно уметь охранять дом, как собака; еще я хочу, чтобы оно давало молоко, как корова; хочу, чтобы умело быстро бегать, как конь; но чтобы я не упала, у него должны быть горбы, как у верблюда, и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться… А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина и оно умело летать…
В: – Да, такого животного я никогда не встречала… А может быть, тебе завести не одно, а несколько животных: собаку, корову, коня, павлина, оленя и др.
И: – Нет, так не получится. Им всем тогда надо будет и много места, и много еды, и ухаживать за всеми надо. Вот если был бы один такой зверь…
В: – Давай попробуем его нарисовать, а потом ты попросишь волшебника Оживления, чтобы он тебе помог его оживить.
Воспитатель повторяет описание животного, а дети должны его нарисовать (рисование может быть коллективным на большом листе бумаги).
В: – Игрушка, посмотри, вот ребята тебе нарисовали животное, о котором ты мечтаешь.
И: – Спасибо, ребята, а как его зовут?
Д: – …
И: – Вы про него сказку не можете придумать?..
4. Фантазирование.
Сюжет сказки строится как обыгрывание ситуаций применения различных частей этого животного: другие ("обычные") животные смеются над ним, а он доказывает необходимость этих частей.
5. Подведение итогов.
Упражнение 11-Б "Каким это бывает?"
Воспитатель предлагает называть различные варианты, какими может быть представлен объект (желательно использовать наглядность): какими бывают листья деревьев? (стулья? часы? расчески? конфеты и др.).
Можно устроить выставку под соответствующим названием.
Занятие – 12-А тема: Прием фантазирования "Наоборот"
Цели:
– познакомить с приемом разрешения противоречий "наоборот";
– активизировать словарный запас путем использования антонимов;
– развивать чувство юмора, воображение;
1. Упражнение "Антонимы".
Возможен необычный "вход" в занятие, настраивающий детей на то, что все будет "наоборот". Например, игрушка приходит вверх ногами, говорит "До свидания!", детям предлагается лечь в кровати и т. п.
В: – Сегодня на занятии у нас будет все наоборот. Вначале потренируемся называть "наоборотные" слова.
Скажу я слово "далеко", вы скажете мне "близко",
Скажу я слово "высоко", а вы ответьте "низко".
Скажу я слово "потолок", что скажете вы?.. – …
Скажу я слово "потерял", вы скажете?.. – …
Затем воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос "какой?", а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.
2. Упражнение "перевертыши".
Игрушка рассказывает стихотворение:
"Ехала деревня мимо мужика,
глядь, из-под собаки
лают ворота.
Лошадь ела кашу,
а мужик овес.
Лошадь села в сани,
а мужик повез".
Обычно, реакция детей – смех. Игрушка читает стихотворение еще раз, затем просит "перевести" каждую строчку, сказать, как надо говорить.
Затем анализ: в каком случае было смешнее и почему, как "устроены" смешные предложения.
Воспитатель предлагает детям самим придумать смешинки-"перевертыши", используя прием "наоборот".
3. Физкультминутка "Наоборот".
Воспитатель называет различные предложения "наоборот", дети должны их "перевести" и выполнить задание правильно. Например: "Ладошам хлопнуть в девочек", "Ковру встать на мальчиков", "Стульчикам сесть на детей" и т. п.
4. Фантазирование по приему "наоборот".
Воспитатель называет несколько знакомых сказок и предлагает заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки.
Например: "Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются…", "Злая Красная Шапочка и ее бабушка-Атаманша не дают покоя никому в лесу…", "Голодный Колобок захотел всех съесть…"
Желательно несколько сказок проговорить на уровне сюжета, а одну попробовать рассказать подробно.
5. Подведение итогов.
Воспитатель предлагает высказать свое мнение о занятии, выражая свои мысли "наоборот".
Упражнение 12-Б "Путаница"
Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как "не бывает". Например, девочка баюкает куклу – бывает, кукла баюкает девочку – не бывает; дедушка собирает грибы – бывает, грибы собирают дедушку – не бывает и др.
Занятие 13-А тема: Прием фантазирования "Бином фантазии"
Цели:
– познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари "Бином фантазии";
– активизировать словарный запас;
– развивать тактильную память, воображение;
Оборудование:
два "волшебных мешочка", игрушки – живые и неживые объекты.
1. Упражнение "Волшебный мешочек".
В один мешочек заранее кладутся 4–5 небольших игрушек – различные животные, в другой 4–5 игрушек – предметы.
Пара детей достает игрушки из двух мешочков (узнавая предмет на ощупь, а потом проверяя себя). Затем нужно составить несколько предложений с этими словами. Например, "слон" и "молоток": "Хобот у слона похож на молоток.", или "крокодил" и "гитара": "На гитаре была наклейка с крокодилом".
2. Игра "Руки-ноги".
Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов "руки", "ноги" и разных предлогов.
Например: "руки под ногами", "ноги на руках", "руки через ноги", "ноги за руками" и др.
Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без. с, до, к, на, через и др..
3. Фантазирование.
Из каждого мешочка выбираются по одной игрушке и составляются различные сочетания этих слов с самыми разнообразными предлогами. Например, конь в машине, конь возле машины, машина у коня, машина на коне, конь для машины, машина без коня и др.
Затем выбирается несколько необычных сочетаний (например, машина для коня, конь на машине, конь без машины и др.) и придумывается сюжет сказки о том, как такое может быть.
Желательно один из сюжетов развить в цельную сказку (рекомендуется сочинять по цепочке).
5. Практическая работа.
Сделать иллюстрацию к придуманной сказке.
6. Подведение итогов.
Упражнение 13 – Б "Слова на букву"
Воспитатель называет любую букву и дети должны называть любые слова, которые начинаются с этой буквы.
Желательно подсчитывать количество слов и отмечать наиболее интересные слова.
Рекомендуется выбирать часто встречающиеся буквы, желательно согласные.