Тема: Метод фокальных объектов (МФО).

Цели:

– познакомить с игрой "Да-нетка";

– систематизировать представления о свойствах объектов;

– развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;

– развивать фантазию;

Оборудование:

различные игрушки.

1. Игра "Да-нетка".

На столе в линию выложено 7 предметов (или картинок), нужно отгадать, какой именно задумал воспитатель (на вопросы можно отвечать только "да" или "нет".).

Вначале с воспитателем играет игрушка, чтобы показать детям правила игры.

Вариант игры:

Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок.

В: Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить "да" или "нет" – игра "да-нетка"..

И: – Это краски?

В: – Нет.

И: – Это справа или слева от красок?

В: – Я не могут ответить на такой вопрос. Спроси иначе.

И: – Это справа от красок?

В: – Нет.

И: – Значит, это слева. Это арбуз?

В: – Нет.

И: Это справа от арбуза?

В: – Да.

И: – Значит, это иголка!

В: – Да. Ты смог отгадать за 5 вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?

И: – Сейчас посмотрим!

Игра проводится 2–3 раза. Как усложнение можно предложить плоскостную да-нетку: на столе в произвольном порядке 9-10 предметов, с четким разграничением: вверху, внизу, справа, слева. Нужно отгадать задуманный объект.

2. Упражнение "Назови признаки."

Воспитатель оставляет на столе 3–4 предмета, как можно более далеких тематических групп. Например, гвоздь, ботинок, арбуз…

Нужно назвать как можно больше признаков этих предметов. Можно организовать в виде соревнования: к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков (подсчитывать по ходу, можно при помощи фишек).

3. Физкультминутка "Мальчики – девочки".

На слово "Мальчики!" нужно руки поставить на пояс, на слово "Девочки!" – взяться за "юбочку".

Кроме слов "мальчики" и "девочки" в игре используются различные имена (в том числе и сказочных героев).

Желательно в игре использовать "ловушки" (имена типа: Саша, Женя; слова типа: жадина, зазнайка, соня) и отслеживать реакцию детей на них.

4. Использование приема МФО.

– Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать про куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли?), а потом про машинки.

Воспитатель называет некоторые признаки из п.2 и поочередно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять участие в обсуждении: как такое может быть? для чего это может быть полезным? и др.

Желательно присоединять только нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют получить интересные идеи.

Например, сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с "ушком" и др.

В конце работы желательно проговорить последовательность придумывания новой игрушки.

5. Практическая работа.

Рисование самой интересной машинки, самой интересной куклы (по выбору ребенка).

6. Подведение итогов.

Можно проговорить процесс усовершенствования игрушки: выбирается игрушка для преобразования, называется несколько объектов и их отличительные признаки "примеряются" к исходной игрушке.

Упражнение 3-Б "Необычное в обычном"

Воспитатель обращает внимание детей на любую обычную ситуацию (с деревьев падают листья, на завтрак принесли кашу, проехала машина, пробежала собака и др.) и предлагает придумать необычное (волшебное, фантастическое) объяснение данной ситуации. Например, с деревьев падают листья, потому что они уходят на работу; от этой каши станешь великаном; эта машина может ездить без шофера, она сама думает, куда поехать и др.)

ился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но еще нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, большущими ушами… И довольный сам собой, уснул…

Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его самого в мальчика, которого никто никогда не видел: у него уши стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше…

Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним случилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним лежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши…

Кузя горько заплакал, но слезами делу не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад…

Обсуждение: как "обращаться" с ушами в этих ситуациях (могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (вместо полотенца, салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши "подметают" землю и др.)

– Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же окружили ребята: ведь такого они никогда не видели… Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала:

– Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!

– А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприятности…

– Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе придумать, чем такие уши могут полезными, что в них может быть хорошего?

Вопрос переадресовывается детям.

– В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку, в бассейне на них плавала вся группа, когда играли в футбол – Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота, когда стало жарко Кузя замахал ушами так, что этим ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились…

Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться…

– Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить, – подумал Кузя, засыпая.

Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.

5. Практическая работа.

Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким).

6. Подведение итогов.

Упражнение 4-Б "Маленькое в большом"

Воспитатель обращает внимание детей, что очень многие "большие" объекты (машина, дом, экскаватор и др.) содержат в себе "маленькие": "Машина большая, а педали в ней маленькие" или "Дом большой, а кирпичи – маленькие" и т. д. и предлагает детям назвать другие подобные объекты.

Наши рекомендации