Структура направленности личности.
Направленность личности – одна из ее подструктур, являющаяся ее высшим уровнем. Направленность личности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности [24] и характеризуется: уровнем развитости, широтой развитости, интенсивностью и действенностью.
Каждый человек, каждая личность имеет свой уровень сформированности направленности. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по огромному разнообразию личностных черт, выполняемым функциям, группировке и субординации признаков, компонентов. Это обусловливает личное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.
Формами направленности личности являются: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации.
Эти формы направленности личности можно классифицировать на воззренческиеи побудительные. Основание классификации – два атрибута* психики: сознательность (воззренческие формы) и активность (побудительные) [55] – см. рис. 10.
Воззренческие формы – это мировоззрение и его компоненты: ценности, идеалы, жизненные принципы, ценностные ориентации. Мы их рассмотри ниже, поскольку это требует более подробного обсуждения.
Побудительные формы направленности личности. К ним относятся:
· влечения – наиболее примитивная форма направленности личности, переживание смутной потребности. Выступает как неоформленное, недифференцированное, недостаточно осмысленное побуждение;
· желания – более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес. Осмысленное побуждение и удовлетворение конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью;
· интересы – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении;
· склонности – форма, включающая интересы, волевые усилия и побуждения удовлетворить их в своей деятельности.
· порывы – сильные, мгновенные проявления каких-либо чувств, сопровождающиеся побуждением сделать что-либо;
· стремления – побуждения, хорошо осознанные по своей цели, с которыми стойко связаны, и выраженными стойкими усилиями для ее достижения.
Качественные характеристики побудительных форм направленности личности приведены в таблице 2.
Рис. 10. Формы направленности личности
Таблица 2. Качественные характеристики
побудительных форм направленности личности
Побудительные формы направленности личности | Качественные характеристики |
Влечения | Неопределенные |
Желания | Непостоянные, интуитивные |
Интересы | Ценностные, избирательные |
Склонности | Интересы плюс побуждения к действию, деятельности |
Порывы | Эмоционально сильно окрашенные, кратковременные, интенсивно выраженные |
Стремления | Длительные, четко осознанные по цели с выраженными волевыми усилиям и стойким эмоциональным состоянием |
Интегративной формой направленности личности, объединяющей мировоззрение и стремления к его реализации являются убеждения личности (см. 2.1.3.).
2.1.2. Мировоззрение личности.Мировоззрение личности (индивидуальное мировоззрение) – система имеющихся у нее понятий и представлений о мире: природе, человеке, обществе и о самой себе, своем месте, своей роли в этом мире. Мировоззрение имеет огромный жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения человека, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы и т.д.
Различают три типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение; религиозное мировоззрение; научное (философское) мировоззрение. Все эти типы мировоззрения образуют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов: как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество и т.д.
На житейском, обыденном уровне мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и передающимися из поколения в поколение житейским, бытовым опытом людей.
Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение дает человеку фантастическую картину мира и связано с признанием сверхъестественного мирового начала.
Научное мировоззрение. Научное (философское) мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе, человеке и обществе и обладает логической доказательностью.
Научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы, человека и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций.
Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения личности являются:
– системность научного знания, объясняющего сущность и законы развития природы, человека и общества;
– развитая способность диалектического осмысления действительности, дальнейшего развития мировоззрения, умелого анализа новых явлений, событий.
Компонентами мировоззрения человека являются ценности.
Ценности. Ценности соотносятся с мировоззрением как часть и целое (рис. 10.). Ценностиопределяются как явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т.д.
Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего-либо, ценности самой по себе. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества можно говорить о ценности атмосферы для жизни людей, о недопустимости ее загрязнения. Ценности подразделяются на природные: необходимые естественные условия существования человека (солнечное тепло, воздух, влага и т.п.); жизненные (здоровье, любовь к близким людям и т.д.); экономические: предметы труда, орудия производства, материальные блага; социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т.п.); этические (добро, честность, верность долгу и др.); эстетические (красота); научные (истина).
Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы (рис. 10.).
Идеалы. Идеалы соотносятся с ценностями как часть и целое. Идеал – образ совершенства чего-либо, кого-либо или в чем-либо. Например, идеальный продукт, идеальный костюм, идеальный друг и т.д.
В том числе идеалом является высшая цель, определяющая стремления, поведение, деятельность человека, группы, класса или всего общества в целом. Это может быть образ совершенного общественного строя (общественно-политический идеал), совершенные моральные качества личности и отношения между людьми (нравственный, этический идеал), прекрасный, гармонично развитый человек (эстетический идеал) и т.д.
Функция идеала заключается в том, что он, будучи формой осознания несовершенства предметов, явлений, несовершенства общества и личных недостатков, вдохновляет людей на изменение, развитие самих себя, условий жизни, на изменение общества и т.д. Идеал задает цель личностного самосовершенствования, совершенствования среды, общественного развития.
Личностные идеалы строятся зачастую на основе образов конкретных людей. У маленького ребенка это чаще всего образы его матери и отца – он стремится им подражать. В более старшем возрасте ребенок, юноша, девушка стремятся подражать образам литературных героев, киногероев, конкретных исторических личностей и т.д., которые для них являются идеалами.
Ценностные ориентации.Ценностная ориентацияопределяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности. Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Система ценностных ориентаций личности образует своего рода ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности.
В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации действий и деятельности.
Ценностные ориентации соотносятся с ценностями как часть и целое (рис. 10). Но отличие их в том, что человек может рассматривать тот или иной предмет, явление как ценность, но не использовать, не реализовать их в действительности. Так, например, здоровье, безусловно, является важнейшей ценностью для любого человека – ведь вряд ли найдется кто-то, кто хочет болеть. Но человек, к примеру, курит, что вредит его здоровью.
То же самое с идеалами. К примеру, у того или иного мужчины есть идеал женщины. Но идеал ему не встретился, и он женился на более или менее ему подходящей. Или девушка идеального «принца» не встретила и вышла замуж за того, кто сделал ей предложение.
Ценностные же ориентации являются факторами, непосредственно вызывающими побуждение человека к действию.
У каждого человека существует своя собственная система ценностей и ценностных ориентаций (уникальность личности). Зрелая личность отличается широтой ценностных ориентаций и четко выстроенной иерархией ценностей.
Компонентом ценностных ориентаций выступает жизненная позиция личности– наиболее выраженные ценностные ориентации, определяющие самые стойкие мотивы деятельности. В том числе, жизненная позиция личности включает в себя жизненные принципы личности – систему норм поведения, деятельности – нравственных, эстетических и т.д.
Жизненные принципы личности имеют как социальную, общественную природу (например, нравственные принципы «не убий», «не укради» и т.п.), так и вырабатываются самим человеком в процессе развития – как система запретов не делать чего-либо - с одной стороны: разрешений (для себя). С другой стороны – побуждений делать что-то, стремиться к чему-либо.
Производным от ценностных ориентаций выступает также такое личностное порождение как уровень притязаний – самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, целей, осознанно берущихся для себя. Притязания – своеобразный вид объективизации ценностных ориентаций личности, а также социальной группы.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденция повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких).
Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (нетипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Убеждения
Убеждения – высшая форма направленности личности, в структуру которой входят мировоззрение и стремления к его осуществлению в своей деятельности. Убеждения объединяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности. Убеждения делятся по содержанию и силе их проявления. Исходя из содержания, выделяются научные, философские, нравственные, эстетические, религиозные, атеистические убеждения.
Различают также личностные, групповые, классовые, партийные убеждения. Здесь за основу дифференциации убеждений берется их субъектная принадлежность.
По силе проявления выделяют устойчивые и неустойчивые убеждения.
Следует отметить большую роль эмоциональной восприимчивости личности в доведении мировоззрения до уровня убеждений. Эта восприимчивость характеризуется активностью деятельности, положительным отношением к ней.
Таким образом, мы рассмотрели направленность личности и ее формы. Рассмотрим теперь направления (аспекты) воспитания как развитие направленности личности в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру.
Направления воспитания.
Направления (аспекты) воспитания мы определим в соответствии с системой отношений человека к самому себе и к окружающим его объектам/субъектам. Система отношений человека:
- к самому себе как к личности: самоотношение. Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций.[10] В рамках самоотношения образуется триада отношений личности:
– к своему сознанию (самосознанию);
- к своей деятельности;
- к своему телу (это не одно и то же, что отношение к себе как к личности – ведь не всегда «в здоровом теле здоровый дух». И тело может быть не совсем здоровым, и дух может быть не совсем...;
Далее отношения:
- к окружающим людям;
- к обществу в целом, к государству как механизму организации общества;
- к производству (в широком смысле: как материальному, так и духовному производству);
- к природе (рис. 11.).
Рис. 11. Направления воспитания в системе отношений обучающегося
Соответственно, направления воспитания как процесс развития направленности личности:
- к самому себе как к личности: воспитание самоотношения.В том числе:
- воспитание самосознания;
– эстетическое воспитание;
– физическое воспитание;
- к другим, окружающим человека людям – этическое (нравственное) воспитание;
- к обществу в целом, к государству – гражданское воспитание;
- к производству – трудовое воспитание;
- к природе – экологическое воспитание.
Воспитание самоотношения.Большевистская идеология человека, как такового, ни во что не ставила. Главное было общественное, коллектив. А человек – ничто. Его внутренний мир, его переживания, его интересы были «за бортом»[11].
Интрига Давайте, уважаемый Читатель, проведем эксперимент. Задайте любому школьнику или студенту вопрос: «кто ты?». Он Вам наверняка ответит: Я Иванов Иван Иванович, ученик ... «б» класса .....школы. Живу по адресу........ А теперь задайте тот же вопрос: «кто ты?)», но поставив ограничение не использовать социальные роли и внешние атрибуты (типа имени, фамилии, адреса…). В 99,99% случаев Вам в ответ только пожмут плечами. |
Поэтому первым и главным в развитии отношений человека ко всему должно быть воспитание отношения человека к самому себе. Ведь если человек себя не любит, не уважает, относится к себе пренебрежительно, то и к другим людям и вообще ко всему окружающему он будет относиться так же. Обратимся к такому понятию как «Я-концепция» [24]. Я-концепция – целостный образ собственного Я - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает, в первую очередь, самосознание - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.
Ряд других понятий «Я – концепции»: самоопределение, самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина [12, 24, 57].
Философия «самости» – «Я – концепция» (хотя она тогда так и не называлась) – раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».
Но эта область воспитания самоотношения, самосознания в педагогике исследована крайне недостаточно – отголосок прежних времен. А ведь это направление во всем деле воспитания сегодня актуальнейшее! [?????]
Эстетическое воспитание.Опять же по той причине, что внутренний мир человека большевистскую идеологию не интересовал, эстетическое воспитание в советские времена было сведено, в основном, к художественному воспитанию, т.е. к воспитанию у обучающихся эстетического отношения к произведениям искусства и литературы и к развитию их художественного творчества.
Но проблема эстетического воспитания куда как шире! Исходным положением эстетики является признание практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру и к самому себе. В первую очередь в труде формируется неизвестная животным способность человека созидать «и по законам красоты» (Маркс) и ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире – в жизни, в природе, в себе – разнообразные эстетические ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Эстетическая активность человека распространяется на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетическое воспитание должно органически включаться во все направления воспитания – трудовое, нравственное, физическое и т.п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической развитой личности.
Источником и средством эстетического восприятия человеком мира является трудовая деятельность, если она эстетически организована по законная красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость. То же самое относится к быту, к жилью, к общению, к игре и т.д., т.е. ко всему образу жизни человека. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности.
В частности, искусство вырастает из эстетического отношения человека к своей собственной деятельности. И лишь впоследствии выделяется в особый вид профессиональной деятельности и в форму общественного сознания.
Отдельным, но важным поднаправлением эстетического воспитания является художественное воспитание. Художественное воспитание – процесс развития у обучающегося способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и литературе, выработки эстетических вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Художественное воспитание и эстетическое воспитание соотносятся как часть и целое.
Физическое воспитание – это процесс развития оздоровительной деятельности обучающегося, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и привитие норм здорового образа жизни. Физическая культура – одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале гармонически развитого человека, о единстве тела и духа и система деятельности по сохранению здоровья, духовных и физических сил.
Нравственное воспитание – это развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Анализ категорий морали и нравственного воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает нравственность личности. Нравственным считается тот, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.
Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства – оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.
Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества; во-вторых, - положительная их оценка, принятие их и стремление следовать им; в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни.
Отдельный аспект (поднаправление) нравственного воспитания –половое воспитание. Если нравственное воспитание направлено на развитие, формирование системы отношений личности к другим людям вообще, то половое воспитание направление на развитие, формирование нравственного отношения к людям (лицам) противоположного пола – мужчины к женщине, женщины к мужчине. В том числе к половым партнерам – к другу, подруге, жене, мужу. Таким образом, половое воспитание соотносится с нравственным воспитанием как часть и целое.
Задачи полового воспитания:
· развитие полоролевой идентификации мужского и женского поведения;
· развитие психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;
· подготовка к ответственному супружеству и родительству.
Необходимо еще отметить, что с нравственным воспитанием связывают такое понятие как духовность.Духовность рассматривается как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее деятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовность является не структурой личности, а, наряду со свободой и ответственностью, образом жизни человека, достигшего личностной зрелости.
В бытовом обиходе духовность обычно понимается как высоконравственное начало в жизни человека, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. Духовность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) противопоставляют бездуховности (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.) [45].
Гражданское воспитание. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание – это развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма.
Разделение гражданского воспитания на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма можно объяснить выделением отношений человека-гражданина к:
- обществу – как развитие, формирование у него стремления к активному участию в общественно-политической жизни (политическое воспитание);
- государству (как механизму организации общества) – как развитие, формирование у человека-гражданина стремления к соблюдению установленных государством норм поведения (правовое воспитание);
- стране – как развитие, формирование у человека-гражданина стремлений ее улучшать и защищать (воспитание патриотизма).
Трудовое воспитание– это развитие работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет и любит работать. Это развитие личностных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др.
Трудовое воспитание в современных условиях следует рассматривать в двух аспектах (поднаправлениях):
- как технологическое воспитание – собственно труд обучающегося и развитие у него стремления трудиться;
- как экономическое воспитание – развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами;
- как профессиональное воспитание с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности.
Экологическое воспитание –это развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы» [67].
Таким образом, в этом подразделе мы рассмотрели основания содержания воспитания как развитие направленности личности во всех ее формах и направлениях. Теперь перейдем к следующему этажу структуры личности – обучениюкак развитию опыта (пс.-п.) личности – развитию индивидуальных знаний, умений (компетенций), навыков, привычек.