Некоторые возрастные особенности развития личности
Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации |
1. Младенчество (0 – 1 г.) – этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение со взрослыми | ………………………………… |
2. Раннее детство (1 – 3 г.) – этап «самостоятельности» | …………………………. | Освоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
3. Дошкольное детство (3 – 6 (7) лет) этап «выбора инициативы» | …………………………. | Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
4. Младший школьный возраст (6 – 10 лет) – этап «мастерства» | Учебная деятельность | ………………………………… |
5. Подростковый (11 – 14 лет) | …………………………. | Освоение норм отношений между людьми |
6. Юношеский (14 – 18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | …………………………. | Освоение профессиональных знаний, умений |
7. Поздняя юность (18 – 25 лет) – этап «человеческой близости» | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | ………………………………… |
8. Этап человеческой зрелости | ………………………….. | ………………………………… |
Задание № 3. Прочитайте нижеследующий текст и ответьте на вопросы к нему.
Роль образования в развитии личности, обеспечении конкурентоспособности современной экономики и инновационной активности специалистов
Под инновационной активностью понимается деятельность, направленная на расширение выпуска товаров и услуг на основе высоких технологий. Инновационная активность служит необходимым условием устойчивого повышения конкурентоспособности экономики. Инновационная и высокотехнологичная продукция является одним из быстрорастущих и высокодоходных сегментов мирового рынка. Усиление позиции Беларуси на этом рынке будет способствовать ее скорейшей интеграции в мировую экономику.
В Беларуси существует множество предпосылок для успешного развития инновационной активности. Так, доля занятого населения с высшим и средним специальным образованием вдвое превышает среднеевропейский уровень, в стране стабильно функционирует и развивается система высшего профессионального образования. В то же время Беларусь значительно отстает от промышленных стран Запада по многим показателям (например, доля инновационных показателей в промышленности, доля высоких технологий в промышленном экспорте). Одной из причин подобного отставания является несоответствие квалификационной структуры профессиональных кадров специфике инновационных систем. Например, чрезмерный акцент на получение академических знаний в процессе обучения кадров делает их недостаточно подготовленными к работе в условиях постиндустриальной экономики [Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития: Национальный отчет о человеческом развитии 2004 – 2005 гг. – Минск, 2005. – С. 241].
Вопросы. 1) Какие изменения в содержании и технологиях профессиональной подготовки студентов в ссузах и вузах необходимо осуществить, чтобы ученики были более качественно подготовлены к инновационной деятельности?
2) Как Вы оцениваете организацию профессиональной подготовки в учебном заведении, в котором обучаетесь?
Задание № 4. Изучите Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларуси. Составьте аналитический конспект данного нормативно-правового документа.
Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения
1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2011. – 335 с.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.
3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Г. В. Бороздина. – Минск : БГЭУ, 2009. – 336 с.
4. Кон, И. С. Ребенок и общество : учебное пособие / И. С. Кон. – Москва : Академия, 2003. – 336 с.
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3-19.
6. Кравченко, А. И. Психология и педагогика : учебник / П. С. Кравченко. – Москва : Проспект, 2009. – 400 с.
7. Основы педагогики : учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук [и др.] ; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.
8. Педагогика: занимательно и интересно : пособие / авторы-составители : Е. В. Антипова, Л. Г. Зайцева. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2005. – 100 с.
9. Педагогика : современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.
10. Педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Л. П. Крившенко. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.
11. Педагогика : учебное пособие / под редакцией П. И. Пидкасистого. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.
12. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.
13. Подласый, И. П. Педагогика : в 3 кн. / И. П. Подласый. – 2-е издание; исправленное и дополненное. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1 : Общие основы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика». – 527 с.
14. Прокопьев, И. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
15. Сермяжко, Е. И. Педагогика в вопросах и ответах : учебное пособие для студентов педвузов / Е. И. Сермяжко. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 1999. – 124 с.
16. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.
17. Словарь-справочник по педагогике / составитель В. А. Мижериков ; под редакцией П. И. Пидкасистого. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.
Занятие № 5.