Тема. Основные сферы жизнедеятельности личности

Вопросы для обсуждения

1. Доминирующие сферы жизнедеятельности человека

2. Общение как фактор развития личности. Типы общения. Факторы деструктивного общения

3. Понятие о педагогическом общении. Коммуникативная культура педагога

4. Игра – специфическая форма жизни человека. Типология игр

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: деятельность, учебно-познавательная деятельность, общение, коммуникативная культура, игра, игровая деятельность

Задание № 2. Ознакомьтесь с текстом, представленным ниже, и ответьте на вопросы к нему.

…В невербальном общении (жестикуляция, поза, мимика) П. М. Ершов выделяет «мобилизацию» и «вес».

Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П. М. Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0-й до 10-й. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психологической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10-й степени «говорит» о его максимальном физическом и психическом напряжении. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.

В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать другого или приступить к предстоящей деятельности.

Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.

Столь же значимым «бессловесным действием», по П. М. Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.

Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:

«Тяжелый вес» «вопиет» о невиданной тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.

«Легкий вес» – это состояние – антипод «тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.

«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией - малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.

Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» – вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию…

Вопросы. 1. В чем заключается различие между понятиями «мобилизация» и «вес»?

2. Какое влияние невербальные характеристики общения человека его эмоциональное состояние и поведение могут оказать на характер развития, продуктивность и результативность вербального контакта. Приведите соответствующие примеры из жизни, литературы, кино, рефлексируя при этом уровни «мобилизации» и «веса» героев приведенных Вами ситуаций коммуникативного взаимодействия.

3. На основании анализа информации о видах эмоциональных состояний и поведения людей («вес») составьте 2 – 3 небольших рассказа, которые иллюстрировали бы ситуации общения, отражающие различные виды «веса» участников диалога (полилога).

Задание № 3. Дайте характеристику компонентам невербального общения педагога, влияющим на восприятие его личности учащимися, продуктивность и результативность коммуникативного взаимодействия. Результаты представьте в Таблице 2.

Таблица 2.

Наши рекомендации