Выделяют три этапа становления педагогической психологии.
Первый этап (середина 17 – конец 19 века). Этот период представлен именами педагогов Я.А.Коменского(1592-1670), Г.Песталоцци (1746-1827), И.Гербарта (1776-1841), А.Дистервейга (1790-1866), К.Д.Ушинского(1824-1870), П.Ф.Каптерева (1849-1922).
Второй этап (конец 19 – начало 50-х годов 20 века). Исследования зарубежных и отечественныхпсихологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А.П.Нечаева,А.Бине, Б.Анри, Э.Меймана, Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валона, Дж.Дьюи, Э.клапареда, Дж.Уотсона, Э.Толмена,Г.Газри, Т.Халла, Б.Скинера, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, В.Штерна, М.Монтессори и др. Периодхарактеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии (комплекснойнауки о ребенке). В исследованиях (Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, П.П.Блонский, Л.С.Выготский идр.) комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения реленка в целях диагностики развития.
Третий этап (50-е годы 20 века – до настоящего времени). В 1954 году Б.Ф.Скеннер на основепсихологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, десятилетием позднееВ.Оконь и М.Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В 1960-1970-х годахП.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственныхдействий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающегообучения: в 1950-1960-х годах – дидактико-методическая система Л.В.Занкова, в 1970-х годах – теорияразвивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатываласьН.А.Менчинской, Д.Н.Богоявленским.появилась концепция суггестопедии Г.К.Лозанова, метод активизациирезервных возможностей личности Г.А.Китайгородской.Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективныхсистем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.
Психология образовательной деятельности. Образование.
В педагогической психологии отмечается многоаспектность понятия «образование». Образование как система может рассматриваться в трех измерениях (Н.В.Розов), в качестве которыхвыступают:
- социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же система государственного, частного, общественного, светского, клерикального идругих видов образования;
- ступень образования (дошкольное, школьное и его внутренней градацией на начальную и т. д.)
- профиль образования: общее, специальное (например, математическое, гуманитарное,естественнонаучное).
Основные характеристики образования как системы:
- уровневость (ступенчатость), в основе которой преимущественно лежит возрастной критерий; -преемственность выделяемых уровней;- управляемость; - эффективность; - направленность.
Образование как процесс предполагает:
- протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этогопроцесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;
- разграничение двух его сторон: обучения и научения, учения, где сами термины трактуютсянеоднозначно;
- со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда единство обучения и воспитания;
- с позиции обучающегося процесс обучения включает в себя: освоение знаний, практические действия,выполнение учебных исследовательско-преобразующих задач, а также личностные и коммуникативные тренинги.Основные характеристики образовательного процесса:
- управляемость; - соотнесенность с психологическими особенностями освоения, в частности,особенностями мыслительной деятельности; - программируемость; - активность; - самостоятельность; - учетиндивидуальных особенностей обучающихся.
Под содержанием образования в педагогической психологии понимается триединый целостный процесс, характеризующийся:
- во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение);
- во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание);
- в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие).
Следствием этого целостного процесса являются три компонента образования: обучение, воспитание,развитие, которые более подробно будут анализироваться в следующих темах данного раздела.
Развитие.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Виды развития:
- физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека);
- физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.);
- психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
- социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество – в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения);
- духовное развитие (осмысление человеком своего предназначения в жизни, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному самосовершенствованию).
Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по
направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Общие характеристики развития (Л.И.Анциферова):
- необратимость;
- прогресс / регресс;
- неравномерность;
- сохранение предыдущего в новом;
- единство изменения и сохранения.
Подходы к пониманию психического развития
1) Социогенетический подход – объясняет развитие личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Теории социогенетического подхода:
- теория социализации: человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодарявоздействию социальных условий жизни;
- теория научения: жизнь личности, ее отношения являются результатом подкрепляемого научения,усвоения суммы знаний и навыков (Э.Торндайк, Б.Скиннер и др.);
- теория ролей: общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей),определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения сдругими людьми (У.Доллард, К.Левин и др.).
2) Биогенетический подход – ставит в основу развития биологические процессы созревания организма.
другими людьми (У.Доллард, К.Левин и др.).
Теории биогенетического подхода:
- теория рекапитуляции: развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества,как собирательство, охота и т.д. (С.Холл). Типология личности определяется особенностями телосложениячеловека (Э.Кречмер);
- теория психоанализа: все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательнымивлечениями человека (З.Фрейд). Представители психодинамической теории объясняют поведение личности,главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э.Эриксон и др.).
3) Психогенетический подход – не отрицает значения ни биологии, ни социальной среды, но на первый
план выдвигает развитие собственно психических процессов.
Теории психогенетического подхода:
- теория когнитивистской ориентации – отдает предпочтение развитию интеллектуально-познавательнойсферы личности (Ж.Пиаже, Д.Келли и др.);
- теория персонологической ориентации – акцентирует внимание на развитии личности в целом
- теория диспозиционного направления – включает различные теории черт личности (Г.Олпорт, Р.Кэттэл,Г.Айзенк). Основываясь на понятиях, характеризующих внутренние психические свойства, описывали личностьчеловека.
Обучение (научение).
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального жизненного опыта. Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательнымимотивами и целями. Как всякое приобретение опыта (знаний, умений, навыков, форм поведения), научениевключает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и его закрепления.
1) Так, выработка реактивных форм поведения образуется, когда мозг пассивно воспринимает внешние воздействия. Это приводит:
- к изменению существующих связей, следствием которого являются: сенсибилизация– усиление реакциипосле многократного повторения раздражителя; привыкание – ослабление психомоторных реакций;
- к формированию новых нервных путей условных рефлексов. Условные рефлексы образуются, еслибезусловный стимул связывается с индифферентным стимулом и индифферентный стимул начинает сам по себевызывать рефлекторную реакцию. При этом возможно:- угасание – постепенно прекращается поведенческая реакция, если за ней не следует безусловный стимулили подкрепление;
- дифференцировка – затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимуломили подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;
- генерализация – реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любыхситуациях, сходных с той, в которой происходит подкрепление.
2) Выработка оперантного поведения образуется, когда индивид активно осуществляет какие-то действия (случайные) и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается.
Выделяют три разновидности выработки оперантного поведения:
- научение методом проб и ошибок.
- Научение путем формирования реакций – поэтапное формирование нужного поведения с подкреплением каждого действия, приближающего к желаемому результату;
- научение путем наблюдения и подражания модели имеет две разновидности: подражание –воспроизведение действий модели, не всегда понимая их значение; викарное научение – усвоение и пониманиепоследствий действий.
3) Выработка когнитивных форм научение происходит, когда оценивается ситуация, используется