Рассмотрим типологию акцентуаций характера.

Критичность.

Стремление заново и критически осмыслить свое окружающее, самоутвердить свою самостоятельность иоригинальность. Создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и др.
Самосознание и его становление.
Становление самосознания в юношеском возрасте происходит по нескольким направлениям:

- открытие своего внутреннего мира– юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство собственной непохожести на других, поройпоявляется и чувство одиночества;
- появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования.
- Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества;
- происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Для ранней юности характерна устремленность в будущее.
Основные характеристики личности в ранней юности (по Е.Е.Сапоговой).
1. Повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения. Причины этого, по мнению большинствапсихологов, - противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я»,противоречивость внутреннего мира:
- максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношениисверстников, близких, друзей и минимум – в отношении с посторонними взрослыми и преподавателями;

- возраст 18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того в юношеском возрастеособенно остро акцентируются некоторые свойства характера (повышенная активность, возбудимость,подозрительность, педантичность, замкнутость), которые могут закрепляться и повышать возможность психических травм и девиаций;
- тем не менее, в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия.
2. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Изменение самосознания включает всебя:

- тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность;

- непохожесть на других;

- открытие своего внутреннего мира;

- осознание чувства одиночества и страха одиночества;

-осознание конечности жизни.

3. Изменение образа «Я»:

- некоторые собственные качества осознаются легче, четче, иначе;

- меняется уровень и критерии самооценки;

- изменяется степень сложности представлений о себе;

- возрастают цельность и стабильность личности;

- возрастает уровень самоуважения;

- снижаются чувствительность к особенностям своего тела(соответствие идеальным стандартам);

- на первый план постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.

Опасностью этой стадии, по Э.Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я-

дентичности». Это может быть связано с исходной неуверенность в сексуальной идентичности, но чаще – снеспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности.

Самоопределение старшеклассников.
Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается М.Р.Гинзбургомкак два параметра «определенности будущего», которая является одним из основных показателей, характеризующихсмысловое будущее старшеклассника. Вторым является «валентность», которая обедняет параметры ценностнойнасыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.
Это - завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника.
Учебная деятельность старшеклассников.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения,дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать такжесоставляет содержание учебной деятельности старшеклассника.
У старшеклассника складывается «особая форма учебной деятельности». Она включает элементы

анализа, исследования, в контексте уже осознанной либо осознаваемо как необходимости профессиональной

направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста

– умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И.Фельдштейн) определяет

специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.
Центральными новообразованиями периода становится профессиональное и личностное самоопределение. Самоопределение предполагает формировании следующих компонентов личности:

- новое восприятие времени, стабилизация самооценки,
- саморегуляция. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента выглядят болеесдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет;

- нравственная устойчивость личности. В своем поведение старшеклассник все более ориентируется насобственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и собственногожизненного опыта;

- мировоззрение личности.
- Сознательное отношение к основной деятельности – учебе или работе.
Мировоззрение – система устойчивых взглядов на мир, свое место в нем иотношение к нему. Не смотря на то, что мировоззренческие позиции личностною в последствиипересматриваются и во взрослой жизни корректируется в зависимости от кризисов и жизненных поворотов,юношеское мировоззрение – основа, необходимая для психического здоровья личности.

Индивидуальные особенности подростков. Акцентуация характера
Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени,что человек становится крайне уязвимым по отношению к определенным психогенным воздействиям, сохраняяпри этом хорошую устойчивость к другим.

Юношеский возраст

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме

возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии,

физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 гг – для юношей и 16 – 20 лет – для

девушек.
В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития

человека, его личности и индивидуальности. И.С.Кон определяет юность в границах 14 – 18 лет. Чаще их сужают

до 15 – 17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным

возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце 19 века с описания юности выходцев

из высших слоев общества. В результате в конце 19 века – начале 20 века господствовала т.н. «романтическая»

модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска».

Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М.Мид, Л.С.Выготского, а позднее Б.Заззо

и многих других, становится невозможен анализ юношеского возраста без учета этнокультурных и

социокультурных различий.

Проблема нормального и аномального развития личности
Понимание нормы:

- статистический критерий (быть таким, как большинство);

- адаптационный, гомеостатический критерий (главное – хорошая приспособляемость, уравновешенностьсо средой) – из физиологии;

- негативный критерий (пока явно не болен, но здоров) – из медицины;

- культурный релятивизм – о норме и патологии можно судить только на основании соотнесенияособенностей культуры социальных групп;

- экзистенциальный подход – психически большие – жертвы общества. «Антипсихиатрия»;

- описательные критерии психического здоровья – какими свойствами должна обладать здороваяличность?

- бихевиоризм – приспособление, гомеостаз со средой;
«Нормальное развитие– это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности.

Условиями и одновременно критериями такого развития являются: отношение к человеку как ксамоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции слова Человек;

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности.
Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка начиная с самого раннего детства,

могут возникать функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающееся в первую очередь в

многообразных формах неадекватного поведения. При неправильном подходе взрослых формы неадекватного

поведения закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. При этом требуется уже

соответствующее лечение, определяемое психоневрологом, психиатром или психологом. В ряде случаев, если не

лечить ребенка, неврозы приводят в дальнейшем к неблагоприятному развитию личности.

Формы неадекватного поведения ребенка
Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальномуудовлетворению его собственных органических и психологических потребностей либо мешают нормальнойжизни окружающих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относятся:

- «упрямство» - отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых. Например, ребеноккатегорически отказывается идти есть или спать.хотя от голоден и хочет спать; мыть руки, которые испачкав,надеть пальто, хотя ему холодна и т.д.;

- «капризы» - проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке егоудовлетворить от него отказывается. Например, просит куклу, а когда получает ее, говорит: «Не хочу куклу»;

- «отказ от контактов с воспитателем» - когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себеположительное отношение не имеют успеха;

- «отказ от контакта с другими детьми» - когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет толькоодин, в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает с детьми, нехочет участвовать в групповых играх и занятиях вместе с другими детьми;

- «двигательная расторможенность» - ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либодеятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятияхи в играх, мешает играть другим детям; агрессивен - толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусаетдетей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросаетигрушки.

Методы коррекции неадекватных форм поведения и их профилактика.
Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведение тем более успешны

будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия:

- посоветоваться с врачом и выяснить, каково состояние здоровья ребенка,

- найти контакт с родителями (воспитателями) и вместе с ними бороться за нормализацию психического

состояния ребенка,

- помнить, что различные формы неправильного поведения ребенка требуют различного подхода к нему.

Если ребенок настроен агрессивно, в первую очередь следует выяснить причины такого состояния:

- обстановку в семье,

- состояние здоровья ребенка,

- состояние его нервной системы.

Внимательно следить за поведением ребенка, не допускать ситуаций, способствующих проявлениюагрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с проявлениямиагрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуальной игрой, давать интересные для негопоручения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью.
Профилактика неадекватного поведения заключается в создании для ребенка оптимальных условийразвития, обеспечении достаточной, но не чрезмерной физической и психической активности, полноценногообщения со взрослыми, правильной организации коллективных игр, систематического пребывания на свежемвоздухе, закаливающих процедур, чередования активности и отдыха, смены различных видов деятельности.Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к детям. Так, у нерешительных детей надопробуждать активность, стимулировать их деятельность, давая задания возрастающей трудности.

Неврозы у детей.
Воспитание ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственное навязывание ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорирование его как личности, частыепсихотравмирующие ситуации проводят к стойким проявлениям нервности, которые уже выходят за рамки формнеадекватного поведения, закрепляются как патологическое состояние - неврозы.

Формы неврозов
«Истерический невроз» у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде такназываемых припадков; при этом дети, если им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ножками,кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Такие явления чаще всего бывают всемье, особенно при общении с матерью; при посторонних они возникают реже. Припадок может сопровождатьсярвотой нервного характера, недержанием мочи и т.д. Истерические неврозы чаще возникают при эгоцентрическомвоспитании и проявляются в конфликтных ситуациях.
«Неврастения»имеет очень много разнообразных проявлений. В ее основе лежит низкий уровеньработоспособности клеток центральной нервной системы (так называемая раздражительная слабость). Ребеноклегко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних си специфичных проявленийневрастении – нарушение сна. Невротические расстройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни: сонповерхностный, беспокойный, дети «мучаются» в постели. В более старшем возрасте дети часто разговаривают восне. У дошкольников нередко наблюдаются «ночные страхи». К проявлениям неврастении относится и «энурез» (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастении. Как правило, 90,7% здоровых детей к 3годам полностью контролируют мочеиспускание. После 4 лет энурез у детей рассматривают как патологическоесостояние, требующее специального лечения.Часто имеют место быть и «заикания».
«Невроз навязчивых состояний».У детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида

этой патологии:

- навязчивые страхи,

- навязчивые движения.

Лечение и профилактика неврозов.
При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту.В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещаютдошкольное учреждение до выздоровления.
На первых этапах следует резка уменьшить нагрузку на психику ребенка; декламировать стихи, петь простые песенка; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом,вовлекать его в подвижные игры, игры с любыми предметами.
Дети с «патологическими» привычками тоже часто посещают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить,чтобы такие дети не уединялись, больше включать их в коллективные игры. Очень важно не фиксироватьвнимания ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.
Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.

Адаптация детей при поступлении в дошкольное учреждение
Социальная адаптация - это способность человека менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий.

Поступление ребенка в ДОУ всегда сопровождается определенными трудностями. Они возникают в связис переходом из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Здесь условияспецифичны. Это особая макросоциальная среда, которая не может сравниваться с условиями жизни в семье.
При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать внеблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системыадаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса,различают болевой стресс, психический или эмоциональный.
Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большоечисло сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическомунапряжению, а это взвывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшаетсясон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и т.д.). Возникают и сдвиги в других функциональныхсистемах - вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количестваадреналина и норадреналина в моче и т.д.), в системе реактивности - снижаются защитные силы организма, чтоможет способствовать заболеванию ребенка.
Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при

адаптации к условиям детского учреждения.

Различают «легкую» адаптацию,при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние

напряжения в виде отрицательного эмоционального кратковременного состояния, у него в первое время после

поступления в ДОУ ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят

в течение первого месяца после поступления.
При адаптации «средней тяжести» эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней изавершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является «тяжелая» адаптация, которая характеризуется оченьдлительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторныезаболевания, часто протекающие с осложнениями - отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушенияповедения, граничащие с преневротическими состояниями.
Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья

детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в

дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. (Труднее детям от 10 месяцев до 1,5 лет) - трудно уберечь от психического стресса. Уболее старших детей разлука с мамой постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологические и социальные.

К биологические относятсятоксикозы и заболевания матери во время беременности.осложнения природах, заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка допоступления в дошкольное учреждение.

К социальным факторам относятся - не установленный режим сна и неорганизованное бодрствование,питание ребенка, отсутствие эмоционального контакта с мамой.
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане.
Классификация тяжести адаптации детей к яслям:

Симптомы Адаптация
Легкая Средняя Тяжелая
1. Нормализация поведенческихреакций (аппетит, сон,отрицательные эмоции, общение с взрослыми и детьми, боязньпространства, восстановлениеречевой активности)   До 10 – 20 дней   20 – 40 дней     До 60 дней После 60 дней - Нет нормализации
2. Нервно-психическое развитие Нет отставания в сравнении сисходными данными Замедление темпа речевойактивности на 1-2 месяца Резкое замедление темпа, роста ивеса. Отставание в развитиина 1-2 квартала
3. Острая заболеваемость в первые дни (длительность икратность) 10 дней, однократно, может и небыть 10 дней, могут быть повторные Более 10 дней, повторныеили длительные с осложнениями.Невротические реакции
4. Масса тела и рост Не изменны Потеря в течении 30-40 дней Замедление темпов роста иприбавки массы тела при очереднойпроверке до 6 месяцев

Возможные симптомы эмоциональных проблем у детей от рождения до шести лет.
От рождения до шести месяцев:

- несоответствие веса и физического развития ребенка «нормальным» возрастным параметрам

- безразличие к кормлению

- плохой зрительный контакт, безразличие к человеческому голосу и игре.

- постоянное нарушение сна (помимо нарушений, связанных с коликой, или просто невозможности спатьвсю ночь)
- гиперчувствительность к различным зрительным образам и звукам

- подергивание лица и рук.

- жевание жвачки (отрыгнутой пищи).
От шести месяцев до года:

- постоянное вредное для себя поведение (отличное от «нормального» качания и стучания головой)

- отсутствие видимых закономерностей в режиме сна и питания.

- неумение имитировать звуки и жесты.

- постоянное отсутствие должного эмоционального ответа на внезапные ситуации, на приятные стимулы.

- общая апатия.

- постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.

- значительное отставание от «нормального» познавательного и двигательного развития.

От одного года до двух лет:

- склонность к уединению

- избыточное качание и позирование.

- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями.

- чрезмерная отвлекаемость.

- частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева).

- лунатизм.
От двух до трех лет:

- постоянная пугливость.

- неудачные попытки заговорить.

- неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут.

- напряженные и длительные конфликты с братьями и сестрами.

- избыточная активность.

- постоянная и повышенная агрессивность.

- медленное восстановление после вспышек гнева.

- тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.

От трех до шести лет:

- частые случаи самонаказания и поведения саморазрушительного.

- частые и тяжелые конфликты с другими детьми.

- постоянное уединение от других детей.

- общая неспособность следовать правилам и указаниям.

- нежелание разговаривать.

- внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, внимания илиинтереса к окружающему.

- постоянные депрессии.

Психологическая готовность к школе.
комплекс диагностических методик, который в совокупности с другими средствами может быть использован для оценки новых нетиповых программ иметодик обучения.

Комплекс, включает диагностические методики, выявляющие те показатели психического развития детей6-7 лет, которые наиболее важны для успешного обучения в школе. В совокупности эти методики позволяютохарактеризовать:

1) уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнятьпоследовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на системуусловий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов;

2) уровень развития наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, служащего основой дляпоследующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом;

3) уровень произвольных действий на основе внимания, воли;

4) уровень рефлексивности ребенка (умение выделить себя из ситуации, посмотреть на себя со стороны,адекватно оценить свои действия);

5) уровень внутреннего плана действий (произошло ли свертывание психических функций в психикеребенка - может ли выполнять действия в уме, не произнося ход мыслей вслух);

6) уровень развития крупной группы мышц и мелкой моторики;

7) уровень накопления знаний об окружающем мире;
8) уровень развития познавательных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление;

9) уровень развития речи (словарный запас слов, использование распространенных предложенийсложносочиненных и сложноподчиненных, выражение, обращение и т.д.).
Все предлагаемые методики проводятся фронтально. Система оценки результатов разрабатываетсяисходя из качественных особенностей выполнения задания, характерны для того или иного количественногопоказателя - суммарного балла.

Предучебный тип.

Общая ситуация совместимости в школьном обучении – «Ребенок - взрослый – задача» - можеттрансформироваться для ребенка в учебную. В этом случае взрослый выступает для ребенка в социальной ролиучителя, то есть носителя общественно выработанных способов действия, социальных образцов. Эта рольпредполагает определенную систему сугубо школьных строго регламентированных отношений.
Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации,- наиболее готовы к школе. Среди них мы выделяем два типа: «предучебный» и «учебный».
Для детей «предучебного» типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Этидети - типичные шестилетки, их психическое развитие претерпевает кризис. Они уже готовы решать посильныеучебные задания, но лишь в присутствии взрослого - учителя. Дома такие дети отказываются от помощиродителей при подготовке уроков, поскольку родители не могут стать членами учебной ситуации.
Это в целом благоприятный вариант начала школьного обучения, однако он таит в себе одну опасность - фиксацию на формальных,несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). Если учитель излишне формализуетсвои отношения с ребенком (классом), уделяет чрезмерное внимание форме выполнения задания в ущербраскрытию их смысловой стороны, ребенок в качестве содержания учебной ситуации может выделить для себя

именно эти моменты обучения, став нечувствительным к учебному содержанию.
Учебный тип.

Дети «учебного» типа вполне готовы к школе. Такие дети - посткризисные, их развитие определяетсяучебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяются отношения с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково содержательно анализироватьучебное содержание, как в присутствии взрослого, так и самостоятельно. Где бы он ни находился - в классе илидома - учебное задание выполняется адекватным для него набором действий (в отличие от детей «предучебного»типа).
Дошкольный (игровой) тип
Дети «Дошкольного типа» совершенно не готовы к обучению в условиях школы - обычная организация обучения ими не принимается. Однако такие дети могут вполне успешно обучаться в игровой форме.Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к совершенным ошибкам. Сами онисвоих ошибок не замечают, а если им на них указывают, они не спешат их исправлять, говорят, что так (сошибкой) даже лучше. Такие дети осложняют проведение урока: могут встать, пройти по классу, залезть подпарту и т.д.
Псевдо-учебный тип.
В псевдо-учебной ситуации учебное задание принимается формально: ребенок занимает позицию подчиненного, а взрослому отводит роль командира. Источником такай ситуации может стать привычная дляребенка дошкольная система отношений со взрослыми (родителями) или же наличие излишне авторитарногоучителя у детей дошкольного или превдо-учебного типа. Псевдо-учебная ситуация непродуктивна. Если на первыхзанятиях, когда много внимания уделяется формальным требованиям (как сидеть, как держать ручку и т.п.)ребенку удается достичь успехов, то с усложнением содержания обучения позиция исполнителя становится всеболее неприемлемой. Резко падают школьные успехи.
При самостоятельной работе они могут решатьпредлагаемые задачи, но если взрослый подойдет, предложит помощь, ребенок может просто прекратить работу.От учителя такой ребенок ожидает всегда конкретных указаний, он отказывается содержательно анализироватьсодержание и стремится лишь копировать готовые образцы.Коррекция этого варианта трудна. Она требует изменения ситуации обучения, изменения отношенияучителя к учебному процессу, введения творческих заданий, использование групповых форм обучения, игровыхметодов проведения уроков.Важную роль играет адекватная оценка, когда ребенка поощряется за содержательную работу. Большаячасть учебного времени должна быть посвящена содержательному обсуждению различных способов решениязадач. Необходимым является создание условий для различных сюжетно-ролевых игр.
Коммуникативный тип.
Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение к себе особого внимания взрослого, при этом ребенок готовговорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. У таких детей обычно не сформировано игровоеобщение со сверстниками.Тип труден для коррекции. Родителям ребенка необходима порекомендовать найти для него подходящийвид внешкольной деятельности (театральный кружок, кружок художественного слова). Там демонстративностьребенка частично будет удовлетворена.

Расстройство внимания при гипперактивности.
Синдром дефицита внимания - это синдром мотивации (дети с дефицитом внимания легко делают интересную, новую работу, и непосильна для них скучная, неинтересная работа.).

Трудность - расстройство внимания - это проблема в неполадках биохимических процессов головногомозга.
Симптомы расстройства внимания (не менее 6 симптомов + свидетельство того, что эти симптомы

появились до 7 лет). Важно задавать множество вопросов родителям, учителям, воспитателям, детям в различныхформулировках для более точного выявления этих достоверных симптомов.

1. Ребенок испытывает трудности по отношению внимания к деталям. (трудно улавливает детали, нелюбит тщательно все рассматривать, не может закончить начатую работу - много у него незаконченных проектов).

2. Ребенок не слышит, когда к нему обращаются, не слушает речи, обращенной к нему (ему сложносфокусировать себя чтобы слушать).

3. Плохо разбирает задание. (Вначале может взяться даже с энтузиазмом, но в дальнейшем полностьюохладеть к нему - причина в его физиологических проблемах - он хочет, но не может).

4. Трудности в организации (есть люди очень организованные, но есть и другой тип - они чувствуют, чтоих жизнь беспорядочная, неорганизованная, они могут постоянно что-то терять, забывать, все у них в беспорядкеи дела, и мысли, и они сами, и их внешний вид).

5. Избегание задач, которые требуют напряженных умственных усилий (которые еще и скучные).Но если ребенок с нарушением внимания чем-то очень увлечен, то он может проводить часы за такимделом (например, игра в компьютер), а на скучные дела находится масса отвлечений.

6. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

7. Это категория детей, которая сводит с ума учителей, воспитателей, родителей.

8. Не может сидеть, ерзает.

9. Несет в себе чувство беспокойства (в более старшем - подростковом возрасте), - ерзает, ломает пальцы,стучит пальцами по столу, качает ногой, дергается....

10. Могут проявлять гипперактивность.

11. Ребенок постоянно в движении, даже если кажется, что он устал.Но может постоянное движение проявляться в постоянной болтливости.

12. Спят такие дети на много меньше, чем другие дети их возраста.

13. Носится по всем комнатам и создается впечатление, что никогда не спит.

14. Им трудно играть тихо и в спокойные интеллектуальные игры.

15. Очень говорливы.

16. Симптом импульсивности при нем (только спросят - сразу отвечает) - им трудно дождаться своейочереди.

17. Часто вмешиваются, прерывают других (связано с невозможностью подождать, приостановить себя).

Ключевые симптомы:

- неусидчивость

- забывчивость

- у родителей чувство вины за поведение детей

- обвинение со стороны других посторонних людей о бесконтрольности за поведением ребенка.

- трудная ситуация до установления диагноза

- легко спровоцировать на асоциальное поведение

- внимание тесно связано с эмоциями и памятью (долговременной и оперативной) - могут быть проблемы

- непостоянство непоследовательность внимания.

- плохо сосредотачивают внимание.

- невозможность откладывать вознаграждение.

- гипперактивность.

- не могут регулировать деятельность.

- хотят всего сейчас и сразу.

- ломают установленные правила (иногда).

- просматривается вариативность в выполнении задания (на одних предметах может быть примерный ученик с хорошими оценками, а на других – получать плохие результаты - неспособен учиться) - зависит от егозаинтересованности в предмете - если есть интерес, то ему легче сфокусировать внимание
Общие черты развития.

Ответ на вопрос появления нужно искать в раннем детстве - около 4 лет.

Если ребенок ведет себя одинаково все время и в разных ситуациях, можно говорить опродолжительности отклонения и хроническом заболевании.

Факторы, помогающие ребенку справиться со своими трудностями (зная их, мы можем помочь ребенку):

- ситуация один на один - приносит больше результаты на внимание, чем в группе.

- большинство детей результаты показывают лучше в присутствии отца, а не матери.

- ситуация новизны (что-то новое, интересное, необычное, неожиданное) - помогает ребенкусконцентрироваться.

- обратная связь от ребенка должна вознаграждаться (фишки, за выполненное задание и после набораопределенного количества, должна последовать награда в виде поощрения.)

- обратная связь на них от взрослых должна быть сиюминутная (не пойдет такая модель, как мороженое вконце дня за хорошее поведение, ему необходимо сейчас!).

- таким детям работать легче вначале дня, когда трудоспособность велика и внимание можноподдерживать.

- под наблюдением взрослых детям легче справиться с трудностями.

Отличия расстройства внимания при гипперактивности от других расстройств:

- расстройство поведения (не импульсивность поведения регулярно, не на постоянной основе);

- ребенок может сотрудничать и выполнять задания других людей;

- непо<

Наши рекомендации