Социальная психология. Наименование разделов и тем.
Курс включает в себя 5 разделов:
1 раздел – Становление и развитие социальной психологии как науки. (вопросы 1-6);
2 раздел – Психология общения и взаимодействия людей. (вопросы – 7-12);
3 раздел – Социальная психология групп.(вопросы – 13-18);
4 раздел – Социальная психология личности. (вопросы – 19, 20);
5 раздел – Социальная психология профессиональной деятельности (вопрос 21).
Перечень теоретических вопросов с программой подготовки
1. Социальная психология в системе научного знания.Понятие о социальной психологии как науке. Место социальной психологии в системе научного знания. Дискуссия о предмете в истории советской социальной психологии. Современное представление о предмете социальной психологии. Разделы и отрасли социальной психологии. Задачи и связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний.
2. История формирования социально-психологических идей.Предпосылки возникновения социальной психологии как науки (этапы становления социальной психологии).
3. Первые формы социально-психологического знания.Первые социально-психологические теории: (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения).
4. Методология социально-психологического исследования.Понятие «методология». Уровни методологии в современном научном знании. Специфика научного исследования в социальной психологии. Виды исследований в социальной психологии. Методы социально-психологического исследования.
5. Проблема качества социально-психологической информации.Проблема качества и требования, предъявляемые к социально-психологическому инструментарию.
6. Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.Проблема экологической валидности лабораторного эксперимента. Квазиэксперимент. Проблема репрезентативности. Розенталь-эффект как явление, возникающее в лабораторных социально-психологических экспериментах.
7. Понятия «общественные» и «межличностные отношения» в социальной психологии.Определение понятий «общественные» и «межличностные отношения». Специфика общественных отношений, специфика межличностных отношений. Чувства как аналитическая единица определения межличностных отношений (определение «чувства», социальные функции чувств). Социальная роль.
8. Понятие «общение» в социальной психологии.Определение понятия «общение». Функции общения. Виды, уровни общения. Средства общения. Стили общения. Критерии удовлетворенности общением. Единство общения и деятельности. Структура общения.
9. Педагогическое общение. Понятие«педагогическое общение». Противоречие педагогического общения. Виды речевого общения в педагогической деятельности. Стадии развития педагогического общения.
10. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).Структура общения. Специфика обмена информацией между людьми. Виды коммуникативных барьеров. Средства коммуникации. Вербальная коммуникация, невербальная коммуникация.
11. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).Структура общения. Понятие «взаимодействие», как сторона общения. Структура взаимодействия (по Э.Берну). Типы взаимодействий. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (по Р.Бейлзу). Теории, описывающие взаимодействие (теория обмена, психоаналитическая теория, теория управления впечатлениями, теория символического инткеракционизма).
12. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Структура общения. Термины«социальная» и «межличностная перцепция». Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия.
13. Проблема группы в социальной психологии.Понятие «социальная группа» в социальной психологии. Психологические характеристики группы. Параметры группы. Классификация групп.
14. Психология больших организованных (устойчивых) социальных групп. Понятие «большая социальная группа»в социальной психологии. Структура психологии больших организованных социальных групп. Методы исследования больших социальных групп. Виды больших организованных социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Особенности психологии социальных классов.
15. Психология больших социальных неорганизованных групп. Общая характеристика больших социальных групп. Стихийные группы, их особенности. Виды стихийных групп. Способы воздействия как специфичные формы общения, реализуемые в стихийных группах.
16. Социальные движения.Понятие «социальные движения» как класс социальных явлений. Уровни социальных движений. Общие черты социальных движения разных уровней. Механизм присоединения к движению. Теория относительной депривации. Проблема лидера в социальном движении.
17. Социальная психология малой группы.Определение «малой группы» в социальной психологии и ее границ. Классификация малых групп. Феномены группового влияния. Групповая динамика как групповой процесс.
18. Направления исследования малых групп.Направления и методы изучения малых групп в социальной психологии.
19. Личность как предмет социально-психологического исследования. Специфика социально-психологической проблематики личности. Социально-психологические качества личности. Социально-психологические способности личности. Социально-психологические типы личности. Социализация личности.
20. Социальная установка. Понятие «социальная установка» (аттитюд) в социальной психологии. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. Структура аттитюда. Аттитюды и реальное поведение. Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера).
21. Социальная психология профессиональной деятельности. Человек и труд. Психологическая пригодность к профессии. Профессионально важные качества человека и требования, предъявляемые профессией к человеку. Мотивация профессиональной деятельности.
Критерии оценки
«ОТЛИЧНО»
1. Студент понимает суть вопроса, точно знает его место в системе понятий.
2. Логика и полнота изложения, выразительность, культура речи.
3. Ссылки на авторов, связь теории с практикой.
4. Аргументированно отвечает на поставленные вопросы.
«ХОРОШО»
1. Студент понимает суть вопроса, знает его место в системе понятий.
2. Незначительные нарушения логики изложения материала, отдельные неточности при обосновании ответа на вопрос.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
1. Студент понимает суть вопроса.
2. Достаточный минимальный уровень (50%).
3. Воспроизводит и усваивает точку зрения источника информации без изложения своих мыслей и личного отношения.
4. Испытывает затруднения при ответе на вопросы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
1. Студент не понимает сути вопроса, не знает его места в системе понятий, лекций и статей учебника.
2. Отсутствует минимальный базовый уровень.
Список основной литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., Академия, 2004.
2. Крысько В. Г. Социальная психология: схемы и комментарии. М., 2001.
3. Майерс Д. Социальная психология. Питер., 2006
4. Мардахаев Л.В. Отечественная социальная педагогика. М. 2003.
5. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М. 2002.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. 2007.
7. Социальная психология: Учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений // Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. М., 2005.