Тема: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, КУЛЬТУРА, ПРАКТИКА
Тема: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, КУЛЬТУРА, ПРАКТИКА
Цели-результаты:
Ø понимание отличий и взаимосвязей между различными аспектами педагогики;
Ø первичное представление об объекте и предмете педагогической науки;
Ø понимание роли педагогики как науки и практики в человеческой культуре;
1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук
2. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
3. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
4. Каковы функции педагогики?
5. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
6. Какова структура современной педагогической науки?
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Найдите в словарях определения понятий: «педагогика», «наука», «культура», «практика», «педагогическая наука», «педагогическая практика».
2. Что изучает педагогика? (Каковы объект и предмет педагогической науки?).
3. Заполните таблицу:
Основное назначение педагогики как | Обоснование | |
науки | ||
культуры | ||
практики |
4. Перечислите основные культурологические аспекты педагогики.
5. В чем состоит различие между изучением ребенка учителем и ученым?
Основная литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: ВЛАДОС, 2010. - 648 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/56553/l
2. Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы педагогики. Москва: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
3. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. М., Издательский центр «Академия». - 2007.
Дополнительная литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.- СПб.: Питер. – 2006.-304с.
2. Кукушкин В.С.Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. –:Ростов на\Д.:Феникс,2010.-256с.
3. Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2006. - 480 http://www.biblioclub.ru/83027_Obschaya_pedagogika_Uchebnoe_posobie.html
Семинарское занятие № 2.
Методология и организация педагогических исследований
Примерный план семинара
1.Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Философские основания педагогики.
2.Типы и уровни методологии в педагогических исследованиях.
3.Организация и логика педагогического исследования.
4.Система методов и методика педагогического исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность методологии педагогики?
2. В чем проявляется методологическая культура педагога?
3. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в
педагогике.
4. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
5. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.
6. Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
7. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
8. В чем суть методики педагогического исследования?
9. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.
Литература для самостоятельной работы
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
2. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.
3. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 1977.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
5. Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.
6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.
Контрольные задания
1.Дополните следующие определения:
· учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности – это ……………………… ………………………………………………………
· при проведении научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующее требование ………………………………………………………………………………...( исходить из объективности и детерминированности; обеспечивать целостный подход в изучении; изучать явление в развитии; изучать явление в его связях и взаимодействии; рассматривать процесс в самодвижении и саморазвитии).
· пути, способы познания объективной реальности принято называть ………………………………………………………………………………...
2.Установите соответствие:
1.Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения | А. Объект |
2.Исследование педагогической системы, явлений, процессов воспитания, образования развития и формирования личности, коллектива | Б. Предмет |
Семинарское занятие № 3
И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
02.11.2012
Примерный план семинара
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность развития личности?
2. Каковы движущие силы развития личности?
3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
6. Какова роль обучения в развитии личности?
7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
8. Почему деятельность личности является ведущим фактором ее формирования?
9. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
Тест к теме
Вариант 1
Дополните понятия
2.1. Движущая сила процесса развития – это ___________________________
2.2.Обстоятельства от которых зависит развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка_________________________________________
2.3.Сложный деятельностный и противоречивый процесс, в котором полной мере реализуются всеобщие законы ___________________________________
2.4. Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей __________________________________________________________________
Вариант 2
Дополните понятия
2.1. Личность, это ____________________________________________, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.
2.2. Основные функции личности
• _______________________________________________________________________
• _______________________________________________________________________
2.3. Все стороны личности обнаруживаются только в _______________________________ и ____________________________________________________________________________
2.4. развитие личности представляет собой _______________________________________,
в котором происходят не только_______________________________________изменения,
но и________________________________________ преобразования
4. Определите вариант, характеризующий функцию воспитания
А | Б |
1.Сформированность общественной активности 2.Инициативность 3.Творческие качества 4.Организованная деятельность 5.Овладение способами деятельности 6.Изучение личностного «Я» 7.Развитие потенциальных возможностей | 1.Накопление количественных изменений в организме человек4а 2.Уничтожение старого и возникновение нового 3.Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности 4.Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств |
Тема: МИР ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Цели-результаты:
Ø знание отличительных особенностей профессий различного типа;
Ø знание требований, которые предъявляет к работнику профессия;
Ø знание о предназначении, содержании и особенностях профессиональной педагогической деятельности;
Ø знание многообразия специальностей педагогической профессии и их особенностей;
Ø умение анализировать функции педагогической деятельности.
Ø умение проводить профориентационную беседу.
Задания:
1. Найдите в словарях определения: «профессия», «профессиональная ориентация», «профессиональная адаптация»,
2. Заполните таблицу, используя классификацию Е. А. Климова
№ п/п | Типы профессий | Профессии данного типа | Объект труда | Требования |
3. Проанализируйте понятия по словарям, справочникам: «учитель», «педагог дополнительного образования», «воспитатель», «тренер».
4. Заполните таблицу:
Педагогическая профессия: специальность | Ведущие функции | Основные различия в деятельности |
Учитель | ||
Воспитатель | ||
Педагог дополнительного образования | ||
Тренер |
5.Опишите объект и предмет труда педагога. В чем особенности педагогической профессии? В чем отличие педагогической профессии от любой другой?
6.Разработайте и профориентационную беседу на 3-5 минут
Предлагается следующая примерная схема беседы:
- Цель беседы.
- Почему я выбрал данный факультет.
- Немного об университете и факультете.
– Мое отношение к работе педагога сегодня
Литература:
- Климов Е. А. Человек в мире профессий. - М.,2004.
- Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. - СПб., 2007
- Борисова С. Г. Молодой учитель. Труд, быт, творчество. - М., 1993.
- Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - СПб., 2000.
- Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск. 2006
Тема: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, КУЛЬТУРА, ПРАКТИКА
Цели-результаты:
Ø понимание отличий и взаимосвязей между различными аспектами педагогики;
Ø первичное представление об объекте и предмете педагогической науки;
Ø понимание роли педагогики как науки и практики в человеческой культуре;
1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук
2. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
3. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
4. Каковы функции педагогики?
5. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
6. Какова структура современной педагогической науки?
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Найдите в словарях определения понятий: «педагогика», «наука», «культура», «практика», «педагогическая наука», «педагогическая практика».
2. Что изучает педагогика? (Каковы объект и предмет педагогической науки?).
3. Заполните таблицу:
Основное назначение педагогики как | Обоснование | |
науки | ||
культуры | ||
практики |
4. Перечислите основные культурологические аспекты педагогики.
5. В чем состоит различие между изучением ребенка учителем и ученым?
Основная литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: ВЛАДОС, 2010. - 648 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/56553/l
2. Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы педагогики. Москва: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
3. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. М., Издательский центр «Академия». - 2007.
Дополнительная литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.- СПб.: Питер. – 2006.-304с.
2. Кукушкин В.С.Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. –:Ростов на\Д.:Феникс,2010.-256с.
3. Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2006. - 480 http://www.biblioclub.ru/83027_Obschaya_pedagogika_Uchebnoe_posobie.html
Семинарское занятие № 2.