Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя

Содержание

1. Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
2. Задания на период наблюдательной практики
3. Список класса
Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя
5. План воспитательной работы
Макет методического оформления классного часа
Анализ личностно-ориентированного классного часа
8. Самоанализ личностно-ориентированного классного часа
9. Матрица педагогического анализа
10. Схема самоанализа структуры урока
11. Психолого-педагогическая характеристика классного часа
12. Анкета для студентов
13. Лист учёта работы методиста по педагогике
14. Список литературы

Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

Задания для наблюдательной практики:

День первый.

1.Распределение по классам.

2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.

3.Знакомство с классным коллективом.

Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).

4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.

День второй.

1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).

2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.

3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.

4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.

День третий.

1.Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Подготовка бесед, опросников; сбор педагогически направленной информации о классном коллективе.

3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.

4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.

День четвёртый.

1.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.

3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

День пятый.

1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).

2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.

3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).

4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).

Список класса

ФИО ученика Дата рождения Должность в классе Занятия в кружках и секциях
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

План воспитательной работы (на период практики)

Дата Направление воспитательной работы Мероприятие
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Макет методического оформления классного часа

(Не заполнять!)

Блок

МОУ школа №

Название

Автор:

ФИО:

Классный руководитель:

Блок

Целевой компонент

классного часа:

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи:

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

Блок

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: ____ Время: _____

Место: ______________

Участники: __________

Гости: ______________

Оборудование и оформление:

1.

2.

3.

Предварительная подготовка: _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Блок

Блок

Оценочно-аналитический компонент классного часа:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Блок

Приложения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок

Используемые источники

(не менее 5-ти)

1.

2.

3.

4.

5.

Классного часа

Основные компоненты классного часа Личностно-ориентированный классный час
Целевой Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального его образа жизнедеятельности.  
Содержательный Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащимися.    
Организационно-деятельностный Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.  
Оценочно-аналитический В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.  

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (заполняется на основе данных классного журнала, собственных наблюдений, бесед с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учителями предметниками, личного общения с классом)

1.Общие сведения о классе:

-Количество учащихся……………………..

из них: мальчиков…………………………

девочек …………………………..

-Как долго существует этот коллектив ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Имеются ли в классе новички ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… - Имеются ли в классе второгодники ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

- Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы (лидерство, руководство, изолированные, замкнутые и необщительные) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Нормы, ценности коллектива, наличие традиций ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Критика и самокритика в коллективе ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3. Характер общения учащихся в коллективе.

- Степень организованности, спаянности и сплоченности коллектива ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

- Формы взаимопомощи , взаимоотношений между девочками и мальчиками ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

-Учащиеся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Способность коллектива к творческому решению задач, потребность в творческой деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта.

- Общая характеристика дисциплины в классе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Характер дисциплины на уроках и вне уроков. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

- Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….- Проявление чуткости, внимательности, долга ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Какие формы и методы воспитания этих чувств использует классный руководитель ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Подпись студента ……………………………………………………….

Подпись классного руководителя ……………………………………..

Анкета для студентов

1. Что чаще всего является причиной затруднений (или конфликтов) в общении учащихся друг с другом?

- В процессе учебной деятельности.

  1. Зависть к успехам в учебе одноклассника.
  2. Неприязнь «отличников» и «хорошистов» к остальным ученикам (не дают списывать, не подсказывают и т.д.).
  3. Соперничество за внимание учителя.
  4. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

-В процессе общения на перемене.

  1. Ябедничество одного из детей.
  2. Физическое превосходство одного ребенка перед другими.
  3. Соперничество между двумя детьми за внимание третьего ребенка.
  4. Повышенная агрессивность, жестокость некоторых из детей.
  5. Конфликты из-за физических столкновений (случайных, со скрытым мотивом и т.д.).
  6. Конфликты из-за места за партой, в строю.
  7. Непонимание друг друга (один человек не хочет уступать, даже если он не прав).
  8. Отрицательное влияние средств массовой информации (телевидение, компьютерные игры, Интернет).
  9. Взаимная неприязнь некоторых мальчиков и девочек.
  10. Наличие старших братьев, сестер в школе, как гарант защиты.
  11. Взаимная неприязнь учеников старших классов к младшим.
  12. Неумение некоторых детей отдыхать без столкновений.
  13. Нет подходящей среды для спокойного отдыха детей.
  14. Потребность некоторых детей в конфликтных отношениях с другими учениками.
  15. Разная национальность.
  16. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

-В процессе игровой деятельности.

  1. Конфликты из-за непонимания или невыполнения правил игры.
  2. Конфликты из-за результата игры.
  3. Конфликты из-за роли в игре.
  4. Неумение играть в групповых или коллективных играх.
  5. Неумение ребенка делиться игрушками.
  6. Конфликты из-за какой-либо определенной игрушки.
  7. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

-Социальное положение детей.

  1. Превосходящее наличие карманных денег у некоторых учеников.
  2. Наличие у некоторых детей дорогих игрушек.
  3. Наличие у некоторых детей мобильного телефона.
  4. Пренебрежительное отношение к ребенку из-за плохой (или более скромной, бедной) одежды.
  5. Осознание ребенком своей большей социальной защищенности («превосходства»).
  6. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что чаще всего является причиной возникновения затруднений (или конфликтов) в общении учителя с учеником?

  1. Нарушение дисциплины на уроке.
  2. Плохое выполнение домашних заданий.
  3. Нежелание учиться.
  4. Плохой настрой ученика к учителю и детям, идущим из семьи.
  5. Плохие отношения между учениками.
  6. Общая усталость учителя.
  7. Грубость ребенка.
  8. Непослушание ребенка.
  9. Эгоизм, высокомерие, себялюбие ученика.
  10. Неуважительное отношение ребенка к людям.
  11. Невоспитанность ребенка.
  12. Нечестность, неисполнительность ребенка.
  13. Рассеянность, отвлекаемость ребенка.
  14. Леность ребенка.
  15. Ябедничество ребенка.
  1. 16.Аморальные склонности ребенка (к воровству, к бродяжничеству, к правонарушениям).
  1. Неопрятность, расхлябанность ребенка.
  2. Плохое состояние здоровья, повышенная болезненность ребенка.
  3. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как, по-вашему мнению, большинство учителей чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях? (Отметьте цифрой 1 самый распространенный способ, цифрой 2 – распространенный реже, цифрой 3 – еще реже).

· Уговорами, разъяснениями

· Повышением голоса, окриком

· Холодным тоном в общении

· Лаской

· Наказаниями в виде лишения детей чего-то приятного

· Шлепком

· Обещанием чего-то приятного (хорошей оценки)

· Угрозой снижения оценок

· Угрозой пожаловаться директору, родителям

· Угрозой перевода в другой класс

Содержание

1. Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
2. Задания на период наблюдательной практики
3. Список класса
Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя
5. План воспитательной работы
Макет методического оформления классного часа
Анализ личностно-ориентированного классного часа
8. Самоанализ личностно-ориентированного классного часа
9. Матрица педагогического анализа
10. Схема самоанализа структуры урока
11. Психолого-педагогическая характеристика классного часа
12. Анкета для студентов
13. Лист учёта работы методиста по педагогике
14. Список литературы

Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

Задания для наблюдательной практики:

День первый.

1.Распределение по классам.

2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.

3.Знакомство с классным коллективом.

Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).

4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.

День второй.

1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).

2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.

3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.

4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.

День третий.

1.Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Подготовка бесед, опросников; сбор педагогически направленной информации о классном коллективе.

3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.

4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.

День четвёртый.

1.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.

3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

День пятый.

1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).

2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.

3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).

4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).

Список класса

ФИО ученика Дата рождения Должность в классе Занятия в кружках и секциях
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя

Дата Содержание работы
   
   
   
   
   

План воспитательной работы (на период практики)

Дата Направление воспитательной работы Мероприятие
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Макет методического оформления классного часа

(Не заполнять!)

Блок

МОУ школа №

Название

Автор:

ФИО:

Классный руководитель:

Наши рекомендации