Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя
Содержание
1. | Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики | |
2. | Задания на период наблюдательной практики | |
3. | Список класса | |
Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя | ||
5. | План воспитательной работы | |
Макет методического оформления классного часа | ||
Анализ личностно-ориентированного классного часа | ||
8. | Самоанализ личностно-ориентированного классного часа | |
9. | Матрица педагогического анализа | |
10. | Схема самоанализа структуры урока | |
11. | Психолого-педагогическая характеристика классного часа | |
12. | Анкета для студентов | |
13. | Лист учёта работы методиста по педагогике | |
14. | Список литературы |
Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;
- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;
- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;
- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;
- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;
- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;
- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.
Задания для наблюдательной практики:
День первый.
1.Распределение по классам.
2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.
3.Знакомство с классным коллективом.
Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).
4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.
День второй.
1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).
2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.
3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.
4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.
День третий.
1.Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Подготовка бесед, опросников; сбор педагогически направленной информации о классном коллективе.
3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.
4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.
День четвёртый.
1.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.
3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.
День пятый.
1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).
2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.
3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).
4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).
Список класса
№ | ФИО ученика | Дата рождения | Должность в классе | Занятия в кружках и секциях |
План воспитательной работы (на период практики)
Дата | Направление воспитательной работы | Мероприятие |
Макет методического оформления классного часа
(Не заполнять!)
Блок
МОУ школа №
Название
Автор:
ФИО:
Классный руководитель:
Блок
Целевой компонент
классного часа:
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задачи:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
Блок
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: ____ Время: _____
Место: ______________
Участники: __________
Гости: ______________
Оборудование и оформление:
1.
2.
3.
Предварительная подготовка: _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Блок
Блок
Оценочно-аналитический компонент классного часа:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Блок
Приложения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок
Используемые источники
(не менее 5-ти)
1.
2.
3.
4.
5.
Классного часа
Основные компоненты классного часа | Личностно-ориентированный классный час |
Целевой Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального его образа жизнедеятельности. | |
Содержательный Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащимися. | |
Организационно-деятельностный Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения. | |
Оценочно-аналитический В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе. |
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (заполняется на основе данных классного журнала, собственных наблюдений, бесед с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учителями предметниками, личного общения с классом)
1.Общие сведения о классе:
-Количество учащихся……………………..
из них: мальчиков…………………………
девочек …………………………..
-Как долго существует этот коллектив ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Имеются ли в классе новички ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… - Имеются ли в классе второгодники ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
- Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы (лидерство, руководство, изолированные, замкнутые и необщительные) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Нормы, ценности коллектива, наличие традиций ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Критика и самокритика в коллективе ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Характер общения учащихся в коллективе.
- Степень организованности, спаянности и сплоченности коллектива ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Формы взаимопомощи , взаимоотношений между девочками и мальчиками ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
-Учащиеся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Способность коллектива к творческому решению задач, потребность в творческой деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта.
- Общая характеристика дисциплины в классе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Характер дисциплины на уроках и вне уроков. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….- Проявление чуткости, внимательности, долга ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Какие формы и методы воспитания этих чувств использует классный руководитель ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Подпись студента ……………………………………………………….
Подпись классного руководителя ……………………………………..
Анкета для студентов
1. Что чаще всего является причиной затруднений (или конфликтов) в общении учащихся друг с другом?
- В процессе учебной деятельности.
- Зависть к успехам в учебе одноклассника.
- Неприязнь «отличников» и «хорошистов» к остальным ученикам (не дают списывать, не подсказывают и т.д.).
- Соперничество за внимание учителя.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-В процессе общения на перемене.
- Ябедничество одного из детей.
- Физическое превосходство одного ребенка перед другими.
- Соперничество между двумя детьми за внимание третьего ребенка.
- Повышенная агрессивность, жестокость некоторых из детей.
- Конфликты из-за физических столкновений (случайных, со скрытым мотивом и т.д.).
- Конфликты из-за места за партой, в строю.
- Непонимание друг друга (один человек не хочет уступать, даже если он не прав).
- Отрицательное влияние средств массовой информации (телевидение, компьютерные игры, Интернет).
- Взаимная неприязнь некоторых мальчиков и девочек.
- Наличие старших братьев, сестер в школе, как гарант защиты.
- Взаимная неприязнь учеников старших классов к младшим.
- Неумение некоторых детей отдыхать без столкновений.
- Нет подходящей среды для спокойного отдыха детей.
- Потребность некоторых детей в конфликтных отношениях с другими учениками.
- Разная национальность.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-В процессе игровой деятельности.
- Конфликты из-за непонимания или невыполнения правил игры.
- Конфликты из-за результата игры.
- Конфликты из-за роли в игре.
- Неумение играть в групповых или коллективных играх.
- Неумение ребенка делиться игрушками.
- Конфликты из-за какой-либо определенной игрушки.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
-Социальное положение детей.
- Превосходящее наличие карманных денег у некоторых учеников.
- Наличие у некоторых детей дорогих игрушек.
- Наличие у некоторых детей мобильного телефона.
- Пренебрежительное отношение к ребенку из-за плохой (или более скромной, бедной) одежды.
- Осознание ребенком своей большей социальной защищенности («превосходства»).
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Что чаще всего является причиной возникновения затруднений (или конфликтов) в общении учителя с учеником?
- Нарушение дисциплины на уроке.
- Плохое выполнение домашних заданий.
- Нежелание учиться.
- Плохой настрой ученика к учителю и детям, идущим из семьи.
- Плохие отношения между учениками.
- Общая усталость учителя.
- Грубость ребенка.
- Непослушание ребенка.
- Эгоизм, высокомерие, себялюбие ученика.
- Неуважительное отношение ребенка к людям.
- Невоспитанность ребенка.
- Нечестность, неисполнительность ребенка.
- Рассеянность, отвлекаемость ребенка.
- Леность ребенка.
- Ябедничество ребенка.
- 16.Аморальные склонности ребенка (к воровству, к бродяжничеству, к правонарушениям).
- Неопрятность, расхлябанность ребенка.
- Плохое состояние здоровья, повышенная болезненность ребенка.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Как, по-вашему мнению, большинство учителей чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях? (Отметьте цифрой 1 самый распространенный способ, цифрой 2 – распространенный реже, цифрой 3 – еще реже).
· Уговорами, разъяснениями
· Повышением голоса, окриком
· Холодным тоном в общении
· Лаской
· Наказаниями в виде лишения детей чего-то приятного
· Шлепком
· Обещанием чего-то приятного (хорошей оценки)
· Угрозой снижения оценок
· Угрозой пожаловаться директору, родителям
· Угрозой перевода в другой класс
Содержание
1. | Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики | |
2. | Задания на период наблюдательной практики | |
3. | Список класса | |
Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя | ||
5. | План воспитательной работы | |
Макет методического оформления классного часа | ||
Анализ личностно-ориентированного классного часа | ||
8. | Самоанализ личностно-ориентированного классного часа | |
9. | Матрица педагогического анализа | |
10. | Схема самоанализа структуры урока | |
11. | Психолого-педагогическая характеристика классного часа | |
12. | Анкета для студентов | |
13. | Лист учёта работы методиста по педагогике | |
14. | Список литературы |
Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;
- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;
- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;
- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;
- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;
- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;
- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.
Задания для наблюдательной практики:
День первый.
1.Распределение по классам.
2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.
3.Знакомство с классным коллективом.
Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).
4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.
День второй.
1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).
2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.
3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.
4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.
День третий.
1.Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Подготовка бесед, опросников; сбор педагогически направленной информации о классном коллективе.
3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.
4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.
День четвёртый.
1.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.
3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.
День пятый.
1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).
2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.
3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).
4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).
Список класса
№ | ФИО ученика | Дата рождения | Должность в классе | Занятия в кружках и секциях |
Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя
Дата | Содержание работы |
План воспитательной работы (на период практики)
Дата | Направление воспитательной работы | Мероприятие |
Макет методического оформления классного часа
(Не заполнять!)
Блок
МОУ школа №
Название
Автор:
ФИО:
Классный руководитель: