Тема: Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте
Литература
1. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове.//Начальная школа. - 1997, №1. - C.21.
2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме.//Начальная школа. - 1998, №8. - С.16.
3. Козлова Л.В. Тематический орфографический учет знаний и умений учащихся.//Начальная школа. - 1996, №7. - С.33-37.
4. Поль Е.В. Прием списывания как средство формирования орфографии.//Начальная школа. - 1997, №1. - С.21.
5. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной.//Начальная школа. - 1996, №1.-С.28-30.
6. Решетова Т.А. Модели при обучении первоклассников чтению и письму.//Начальная школа. - 2001, №8. - С.58.
7. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа. - 1995, №1. - С.15-16.
8. Савинова З. Виды работ по формированию орфографической зоркости. // Начальная школа. - 1996, №1. - С.22-27.
9. Тоцкий П.С. Орфографическое чтение как основа правописания. // Начальная школа. - 1988, №7. - С.68-70.
10. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. - 1990, №3. - С.26-28.
11. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей. // Начальная школа. - 1990, №7. - С.24-27.
12. Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. // Начальная школа. - 1997, №2. - С.44.
Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)
1. Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте (Литература 10, 11,12). Какие орфографические правила вводятся в этот период в большинстве прописей? С какими орфограммами знакомятся первоклассники в период обучения грамоте
· по прописям к "Русской азбуке" В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой;
· по прописям "Мои волшебные пальчики" О.В. Прониной;
· по "Тетрадям по письму" Т.М. Андриановой, А.В. Остроумовой, И.Л. Андриановой.
2. Использование приема списывания в период обучения грамоте (Литература 4).
3. Виды работ по формированию орфографической зоркости (Литература 8).
4. Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными (Литература 1,5).
5. Использование моделей при обучении первоклассников письму (Литература 6).
6. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок (Литература 12).
7. Обсудите на занятии возможности использования приема орфографического чтения для формирования орфографического навыка (Литература 9). Может ли этот прием быть единственным и универсальным? В чем вы видите его несомненные достоинства?
Тема для самостоятельного освоения (4 часа)
Конструирование урока обучения письму
Задание для студентов: Изучите рекомендованную литературу и выполните предложенные задания.
Литература
1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 1996. - С.72-74.
2. Доренская Л.И. Как хорошо уметь писать!//Начальная школа. - 1993, №4. - С.46-47.
3. Зверев А. И дух, и буква.//Начальная школа. - 1987, №6.- С.62-65.
4. Илюхина В.А. Письмо с "секретом".//Начальная школа. - 1990, №4. - С.70-72.
5. Луданская А.М.Универсальные прописи и работа по ним.//Начальная школа. - 2002, №10. - С.37.
6. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников.//Начальная школа. - 1987, №6. - С.65-75.
7. Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников-шестилеток.//Начальная школа. - 1989, №5.- С.10-15.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с предлагаемой В.А. Илюхиной методикой и прописями (Литература 4,5). Что лежит в основе данной методики? Каковы возможные упражнения с использованием "секрета"? Почему А.М. Луданская считает прописи В.А. Илюхиной "универсальными"?
2. В чем сущность методики Е.Н. Потаповой? Назовите три этапа обучения письму, предлагаемые методистом. Какая мысль Выготского лежит в основе методики обучения письму Е.Н. Потаповой? (Литература 3,6).
3. Познакомьтесь с нестандартными формами урока обучения письму (Литература 2,7). Какие цели преследуют авторы этих уроков?
4. На какие периоды делит обучение письму Н.А. Федосова? (Литература 1, с.72-74)? В чем состоит "предваряющее ориентировочное действие", лежащее в основе этой системы? Назовите основные особенности методики подготовительного периода. Из каких трех этапов он состоит? В чем суть каждого? На какие два этапа делится основной период? Какие новые упражнения вводятся в основной период?
5. Составьте конспект урока письма в основной период по прописи к "Русской азбуке" В.Г. Горецкого и др. (темы уроков распределяет преподаватель). Продумайте орфографическую работу на уроке. Подберите необходимую наглядность и занимательный материал. Разработайте физкультминутки, подумайте над упражнениями на подготовку руки к письму. Не забудьте о связи данного урока с уроком чтения! Воспользуйтесь методическими рекомендациями (Литература 1). Проведите урок на занятии в группе, обсудите его с товарищами, после обсуждения внесите в конспект необходимые изменения.