Контроль (самоконтроль) в структуре учебной деятельности.

Важный компонент учебной деятельности, осуществляемый в начале педагогом и в дальнейшем переходящий в самоконтроль.В первую очередь связан с оценкой реализации учебных целей, решения поставленных задач. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, а главная задача контроля сводится к уменьшению разницы между ними.

Структурные компоненты:

1. модель результата действия

2. процесс сличения образа и реального действия

3. принятие решения о продолжении или коррекции действия

4. обратная информация, на основе которой изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей и решения учебных задач.

Виды контроля.

· итоговый(контроль по результату, усвоение темы, курса)

· пооперационный(пошаговый – более эффективный, но трудоемкий)

Чаще всего в школьной практике используется контроль по результату. Более того, педагоги сами учат детей такому контролю. Например, проверка правильности арифметического действия другим действием: правильность сложения - вычитанием, деления - умножением. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

Воспитывая установку на получение правильного результата можно сформировать невнимательность.

Контроль по результату имеет смысл в том случае, если он возвращает к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда ученик совершил ошибку. Но и в этом случае целесообразнее вернуть ученика к развёрнутому действию и пооперационному контролю.

По масштабу целей обучения   Стратегический Тактический Оперативный
По этапам обучения Начальный (отборочный) Учебный (промежуточный) Итоговый (заключительный)
По временной направленности Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий
По частоте контроля Разовый Периодический Систематический
По широте контролируемой области Локальный Выборочный Сплошной
По организационным формам обучения Индивидуальный Групповой Фронтальный
По формам социальной опосредованности Внешний (социальный) Смешанный (взаимоконтроль) Внутренний (самоконтроль)
По способам осуществления контроля Письменный Устный Стандартизированный и нестандартизированный Машинный Матричный и др.

Стадии проявления самоконтроля(П.П. Блонский)

1. Отсутствие всякого контроля (уч-ся не усвоил материал и не может ничего контролировать)

2. «полного самоконтроля» - уч-ся проверяет полноту репродукции усвоенного материала и правильность репродукции

3. выборочного самоконтроля – уч-ся контролирует, проверяет только главное по вопросам

4. отсутствие выборочного контроля – контроль осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.

4) Оценка (самооценка) учебной деятельности.

В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действии и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении. Таким образом, оценка относится к выполнению всей учебной задачи в целом. Она раскрывает степень освоенности всего действия в целом и отдельных входящих в его состав операций. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой(формально-логическицй итог деятельности).

Существуют разные виды педагогических оценок:

1. Предметные оценки (что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности: содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект)

2. Персональные оценки (относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам,
отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности,
его старание, умения, прилежание и т. п.)

3. Материальные оценки (разные способы материального
стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе: деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве
средства удовлетворения материальных потребностей детей)

4. Моральные оценки (похвала или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали)

5. Результативная оценка (относятся к конечному результату
деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет
или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается
то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было
достигнуто)

6. Процессуальная оценка (оценка самого процесса деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения,
направленного на достижение соответствующего результата.)

7. Количественная (соотносятся с объемом выполненной работы, например с
числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.)

8. Качественная (касаются качества выполненной работы,
точности, аккуратности, тщательности н других аналогичных показателей ее совершенства)

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования
учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание,
одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение
социальной роли, престижа и статуса человека.

Функция отметки в процессе обучения(Борис Герасимович Ананьев)

Оценка становится средством воспитания, если она выполняет ориентирующую(воздействующую на умственную работу школьника, содействующая осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний) и стимулирующую(воздействующая на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений) функции. Парциальные (частичные) оценки формируются в 3 большие группы:

· исходные: отсутствие оценки (2% самый худший вид оценки, дезориентирующее и депрессирующее действие, самооценку строит на истолковании невербалики), опосредованнаяоценка (6% через другого - «Садись и ты» как предпочтение другому или «Вот так математик! Спросите меня, она все равно не знает», через класс – «Лес рук, когда ты не знаешь» - формируются отрицательные формы поведения, от пассивного до негативного отношения к предмету и учебной деятельности, импульсивность и агрессивность), неопределенная оценка (16% Ну, садись, ладно без положительной акцентировки – понукание формирует неуверенность в себе – ни ориент., ни стимул. функции.)

· отрицательные оценки: замечание(18% средство дисциплинирования ученика на уроке (обращено не к знаниям, а формам поведения ученика на уроке): Тише, мешаешь, прекрати, Становится оценочным, когда ряд замечаний падает на одного ученика, в остальных - стимулятивное значение), отрицание (5% противоположно согласию, важны для развития мышления, т.к. указывают на неправильность ответа и стимулируют перестройку хода решения, играют положительную ориентирующую роль в случае, что не надо, что надо и что можно сделать, не несет аффективного напряжения, оперирование словами «Нет, не так делаешь, не то»), порицание (18,7% противоположно одобрению, не просто регулируют и коррегируют интеллектуальную работу, но и воздействуют на эмоционально-волевую сферу посредством характеристики как знаний, так и личности – способностей, достоинств, недостатков), с включением сюда сарказма(6% злая насмешка Все равно толку не будет, мух ловишь, огород нагородил), упрека (5% совершенно не работаешь, стыдно так отвечать), угрозы (0,3%), нотации(7% Неужели ты и дома так говоришь? Надо учиться рассказывать. Способнейший мальчик, но лениться! Ой, как мало! Почему девочки знают – это дисциплинарная форма воздействия, в отношении знаний не использовать, забивает умственную деятельность, формируют негативное отношение к предмету, учителю, учебному процессу в целом)

· положительные оценки: согласие (5% ориентирует в правильности поступка, закрепляет успех, стимулирует в этом направлении Да, верно, все правильно, парафраз), ободрение (3% эмоциональная поддержка, стимулятивная функция превалирует над ориентирующей Смелей, правильно, верно), одобрение (16% не только утверждение знаний, но и форма определения личности, подчеркивающая преимущество каких-либо сторон личности – способности, работоспособность, активность, интерес, значение как образца. Форма показа личности, выделение ее из класса: влияет на уровень притязаний, повышает самооценку, вызывает переживание успеха, на отношение к ребенку детской группы Молодец, все правильно, И. нам скажет)

Принципы оценки (Ш.А. Амонашвили)

Свое развивающее и воспитывающее значение оценка выполнит, если будет исходить из следующих принципов:

1. принцип перспективности – посредством оценки показывать обучающемуся перспективы его развития, возможности его продвижения вперед

2. гуманистический принцип –предполагает уважение учителем человеческого достоинства учащихся любого возраста. Отсутствие такта, грубые формы обращения и выражения оценочных суждений, несправедливость и субъективизм пед. оценки могут превратить ее в унизительную процедуру для ученика

3. принцип сотрудничества – предполагает такую форму общения учителя и ученика в оценочной деятельности, при которой обучаемый перестает быть только объектом воздействия, становится соучастником процедуры оценивания.

Формировать адекватную самооценку своих реальных и потенциальных возможностей через такую организацию обучения, при которой сами учащиеся вовлекаются в совместную учебно-оценочную деятельность.

Этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке(В.А. Якунин)

1. Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом

2. Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной работы. В процессе этой работы каждый из учеников принимает на себя контрольно-оценочные функции учителя, но по отношению к одноклассникам. Т.о. ученическая взаимооценка выступает как первоначальная форма оценочного сотрудничества, с одной стороны, и как форма первоначального опыта самостоятельной оценки – с другой

3. переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях: ретроспективной (оценка результатов своей деятельности) и прогностической (оценка субъектом своих собственных возможностей).

Формирование учебной деятельности - весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Ученик, приходящий в школу, не обладает ещё учебной деятельностью. Всё делает учитель: он ставит учебную задачу, он даёт её полный операционно-предметный состав, образцы выполнения каждой отдельной операции и их порядок, он контролирует процесс выполнения каждого действия и операции, он ценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником.

Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного осуществления.

Начинать нужно с формирования самоконтроля и самооценки. Формирование контроля идёт от контроля за действиями других к контролю за собственными действиями, а формирование оценки стимулирует взаимная проверка работ, коллективное составление содержания контрольных работ и др.

Исследование формирования действии самоконтроля и самооценки было произведено Г.А.Цукерман, которая показала, что формирование данных компонентов структуры учебной деятельности зависит от совместной (групповой) работы учащихся на уроке.

Неуспеваемость

Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в вед. и псих. литературе. В психологии (по Л.А. Регуш) имеют в виду психологические причины, которыми являются, как правило свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже саму систему образования в целом.

Причины неуспеваемости (П.П.Борисов)

Педагогические причины Недостатки преподавания отдельных предметов Пробелы в знаниях за предыдущие годы Неправильный переход в следующий класс
Социально-бытовые причины Неблагополучные условия жизни Недостойное поведение родителей Низкая материальная обеспеченность семьи Отсутствие домашнего режима Безнадзорность ребенка
Физиологические причины Болезни Общая сладость здоровья Нарушения двигательных функций ЦНС Болезни НС
Психологические причины Особенности развития внимания, памяти Медленность понимания Недостаточный уровень развития речи Несформированность познавательных интересов Узость кругозора

Л.С. Славина:

· неправильное отношение к учению - отсутствие нужных общественных мотивов учения

· трудности усвоения учебного материала, интеллектуальная пассивность

· неумение трудиться, неправильное отношение к труду (неаккуратность,
недобросовестность)

· отсутствие познавательных интересов

· отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки учебной деятельности (неумение учиться)

А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман:

· проблемы, связанные с умственным развитие

· поведенческие проблемы

· эмоциональные и личностные проблемы

· проблемы общения

· невротичесие проявления (тики, энурезы)

Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов
указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют две основные
группы причин неуспеваемости:

1. объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения)

2. субъективные (психологические особенности учащихся).
Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), различают несколько групп неуспевающих.

· Педагогически запущенные дети.

· Умственно отсталые дети - дети, перенесшие заболевание (во
внутриутробном периоде развития, при рождении или .в самом раннем
возрасте), которое остановило нормальное развитие мозга. У таких детей
низка способность к обучению, они неспособны к сложным формам абстракций н
обобщения.

· Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро теряют
работоспособность, хорошо воспринимают учебный материал лишь в течение 20-
30 мин, работать на последних уроках совсем не могут.
Наиболее многочисленной является группа педагогически запущенных детей.
Типы неуспевающих школьников (по Н.И. Мурачковскому)

1-й тип. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих
учащихся с положительным отношению к учению и сохранением «позиции
школьника». Среди этих учащихся, в свою очередь, выделяются две подгруппы.

· Одни сбой неуспех в учебной деятельности компенсируют с помощью какой-либо практической деятельности

· у других такой компенсации нет, что затрудняет
выработку адекватной самооценки, что, в свою очередь, затрудняет работу
учителя.
Основная направленность работы с этими учащимися – развитие их
мыслительной деятельности и самостоятельности.

2-й тип. Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих
сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже
полной утрате «позиции школьника». Среди этой группы выделяются две
подгруппы.
1. Учащиеся компенсируют свой неуспех в учении какой-либо интеллектуальной
деятельностью (чтение). Это создает благоприятные условия для воспитания.
2. Неуспех в учении у таких учащихся обусловлен сформировавшимся у них
отрицательными моральными установками по отношению к учителям, школе. Эти
школьники компенсируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим
коллективом.
3-й тип. Для неуспевающих этого типа характерны низких уровень
умственного развития, а также отрицательное отношение к учению. Для того
чтобы вызвать положительное отношение к учению необходимо таким учащимся
давать легкие задачи, но для того, чтобы развить интеллект нужны
относительно трудные задачи.

Понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью» совпадают
не полностью. Среди неуспевающих школьников имеются дети,
неудовлетворительные оценки которых объясняются не пониженной обучаемостью,
а иными причинами. С другой стороны, не всякий ребенок с пониженной
обучаемостью обязательно будет стойко неуспевающим (при определенных
благоприятных условиях некоторые из детей будут более или менее успешно
овладевать программными заданиями)

Установление дисциплины в классе. Причины нарушения дисциплины и стратегииих предотвращения.
При установлении дисциплины в классе учитываются три основных момента:

1. Важно распознать истинную цель.

2. Выработать в соответствии с этой целью способ вмешательства.

3. Разработать стратегию числа подобных нарушений дисциплины.

Распознавая цель важно научиться это делать спокойно и без нервов.

Три основных закона.

1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Каждое поведение подчинено общей цели.

3. Нарушая дисциплину ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может

не осознать, что за этим нарушение стоит одна из этих целей:

1 цель. Привлечение внимания учителя или класса.

2 цель. Власть.

3 цель. Месть за реальную или умышленную обиду.

4 цель. Избежание неудач.

Активными формами привлечения внимания могут быть: стук карандашом по
парте, передача записок, гримасничанье. Пассивной формой привлечения внимания является то, что учащиеся делают все очень медленно. Случается так, что весь класс присоединяется к выходке ученика. В этом случае педагогу требуется отвлечь ученика, резко изменить деятельность или же пересадить учеников.
Рассматривая вторую и третью цели, которые стоят за нарушение дисциплины важно отметить, что властолюбцы никогда не действуют без зрителей. Младший возраст характеризуется такими проявлениями в нарушении дисциплины, как: истерикой, криком, визгом. Ребенок это делает для того чтобы повлиять
на своих родителей. Дети школьного возраста начинают хамить взрослым людям.
Что касается пассивной формы поведения нарушителей дисциплины, то это выражается в том, что ученики говорят, что они сделают все, что требует учитель, а на деле этого не происходит.


Цели плохого поведения учащихся (Р. Дрейкурс)/ Кривцова С.В, Тренинг. Учитель и проблемы дисциплины

Цели плохого поведения Привлечение внимания Борьба за власть Месть Избегание неудачи
Соц. причины Внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению. Ребенок не умеет просить внимания в приемлимой форме. Испытывает дефицит личного внимания к себе, чувствует себя «пустым местом» Утверждение себя не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими. Желание самоутвердиться за счет других, мода на «сильную личность» Примеры «силового решения конфликтов». Ребенок не умеет адекватно выражать чувство душевной боли Слишком высокие требования родителей и учителей. Ребенка постоянно критикуют
Проявление поведения Привлекает внимание всеми возможными способами «Ты мне ничего не сделаешь». Вспышки негодования, нагнетание напряженности или тихое непослушание Вредит в ответ на обиды, реальные или воображаемые. Игнорируюся дружелюбные попытки контакта «Не буду и пробовать, все равно не получится». Откладывание на потом, недоведение до конца. «Я плохо себя чувствую»
Реакции учителя и родителей Раздражение, возмущение, желание напоминать или уговаривать, словесные замечания, угрозы Гнев, негодование, чувствует себя спровоцированным, желание применить силу (встряхнуть, ударить и т.п.). «Я заставлю тебя это сделать» Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. «Как ты мог со мной такое сделать?» Хочется немедленно ответить тем же и уйти из ситуации Отчаяние, чувство беспомощности. «Что я могу сделать?» Раздражение и жалость, хочется оправдать или объяснить поведение ребенка, сделать за него
Ответ ребенка на реакцию родителей, учителей Временно приостанавливает беспокоящее действие Усиление действия «Вы мне ничего не сделаете». Плохое поведение продолжается, пока ребенок не решит прекратить его Хочет свести счеты, испытывает к себе неприязнь и вызывает неприязнь других. Прекращает выходку, когда сам решит. Ребенок чувствует, что нет смысла что-либо делать. Продолжает ничего не делать.    
Сильная сторона поведения Потребность в контакте, во взаимоотношениях Демонстрация лидерских способностей: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам Способность защищать себя от боли и обид Защита своего «Я» от дальнейшего понижения самооценки
Способ предотвращения Дать ребенку почувствовать себя любимым. Давать в 10 раз больше внимания за хорошее поведение! Не давать никакого внимания на негативное поведение (игнорирование). Учить просить внимания приемлимыми способами Уйти от борьбы, приказов. Дать возможность выбора. Дружеский визуальный контакт. Предоставить ребенку позитивные возможности почувствовать свою силу. Отдавать часть своих организационных функций Не отвечать оскорблением на оскорбление. Осуждать поступок, а не личность ребенка. Учить его выражать боль и страдание приемлимым способом. Сказать о своем чувстве боли («Я-высказывание»). Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем. Не уговаривать, не показывать жалость. Избегать действовать вместо ребенка. Поддержка ребенка, чтобы его установка «я не могу» сменилась на «я могу». Найти для него ситуации, где он чувствует себя ценным, успешным

Включаясь в жизнь школы, ребенок начинает параллельно осваивать две программы:
1. Официальная учебная программа, которая является общепринятой задачей
каждого школьника.

2. Скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных
отношений.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «"четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»

Ком­петенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, обозначим, очертим сначала круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего выделяем 10 основных компетенций (видов).

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни,
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое
развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций , ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследо­вание, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных идах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Наши рекомендации