I. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

Тематика лекций.

I. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

Дошкольная педагогика как наука.

Методологические основы дошкольной педагогики. Философские основы воспитания детей дошкольного возраста. Предмет и функции дошкольной педагогики. Детство как феномен социального развития, самоценность и уникальность дошкольного детства. Становление дошкольной педагогики как науки. Теория социокультурного наследования. Амплификация развития, целостного и деятельностно-личностного подхода в современной педагогики дошкольного детства (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Петровский А.В. и др.). Источники дошкольной педагогики. Методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике.

2. Современное дошкольное образование как педагогическая система.

Дошкольное образование как педагогическая система, нацеленная на целенаправленное развитие дошкольника и подготовку к школе. Современные концепции дошкольного образования о целях и задачах дошкольного образования. Гуманизация, демократизация и личностная направленность дошкольного образования. Вариативность содержания и педагогических технологий дошкольного образования. Комплексные и парциальные образовательные программы для дошкольников («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и пр.). Современные виды дошкольных образовательных учреждений, их характеристика. Создание условий для полноценного развития и воспитания, самовыражения личности ребенка в детском саду. Личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса и взаимодействие взрослого и ребенка в детском саду.

Ребенок как объект и субъект воспитания.

Содержание понятий: личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности, объект. Факторы развития личности ребенка. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Отечественные и зарубежные исследования по проблеме социализации и индивидуализации ребенка в период дошкольного детства. Дошкольный возраст как период первоначального становления личности и воспитания гуманистически направленных отношений к миру.

Понятие о цели воспитания, ее объективный характер. Определение цели воспитания социальным заказом общества и особенностями развития ребенка дошкольного возраста. Историческая трансформация цели воспитания. Выдающиеся педагоги прошлого: Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д.Ушинский, К.Н. Вентцель и др. о цели воспитания. Гуманизация цели и принципов педагогической работы с детьми. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста.

Основные понятия: возрастные периоды, ведущий вид деятельности, половая идентификация, социальные потребности, адаптация, мотивы и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская о необходимости воспитания детей с первых дней жизни. Понятия о госпитализме и причинах его возникновения. Своеобразие периода раннего детства.

Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста. Воспитание детей первого года жизни. Характеристика развития и особенности воспитания детей на каждом возрастном этапе первого года жизни. Воспитание детей второго года жизни. Воспитание детей третьего года жизни. Своеобразие игр-занятий с детьми раннего возраста. Воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Возникновение и развитие педагогической профессии, ее социальные функции и значение. Педагогические знания и умения, педагогическая техника и мастерство воспитателя ДОУ.

II. Задачи, содержание и методы разностороннегои гармоничного воспитания детей.

Физическое воспитание

Основы теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина, И.М. Сеченов, Г.П. Юрко, И.П. Паков и др.). Задачи, содержание и средства физического воспитания. Режим дня дошкольника, его значение для физического и общего развития. Формирование культурно-гигиенических навыков. Место двигательной деятелности в режиме дня. Условия, благоприятствующие физическому развитию. Роль педагога в формировании у дошкольников здорового образа жизни.

Нравственное воспитание.

Теоретические основы нравственного воспитания. Понятия нравственного воспитания и нравственного развития. Гуманистическая направленность социально-нравственного воспитания дошкольников. Задачи нравственного воспитания детей. Средства и методы нравственного воспитания в семье и детском саду. Содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание нравственных чувств и гуманного отношения к окружающим.

Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка. Формирование у детей дружеских отношений, начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура детских объединений, их мотивы. Воспитание культуры поведения в детском саду и семье. Воспитание дисциплинированности в дошкольном возрасте (Е.Ю. Демурова, А.С. Макаренко). Условия развития самостоятельности, сотрудничества. Воспитание начал гражданственности и патриотизма. Показатели и диагностика социально-нравственного развития детей.

Трудовое воспитание.

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве (Я.З.Неверович, В.Г. Нечаева). Элементарная трудовая деятельность дошкольников, ее своеобразие. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды труда детей дошкольного возраста, формы его организации в разных возрастных группах. Системные знания о труде взрослых и их роль в трудовом воспитании. Трудовое обучение и его содержание в разных возрастных группах. Самостоятельная трудовая деятельность детей и ее направленность на развитие активности, инициативы и творческой индивидуальности. Условия трудового воспитания: взаимосвязь средств трудового воспитания; создание развивающей предметной среды; соблюдение гигиенических требований к организации детского труда; личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей в разнообразной трудовой деятельности. Диагностика трудовой деятельности дошкольника.

V. Детский сад и школа

Актуальные проблемы готовности детей к школьному обучению. Содержание показателя готовности к школе. Структура готовности к школе (физиологическая; физическая; психологическая: интеллектуальная, социально-нравственная, эмоциональная, волевая, мотивационная). Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Прогнозирование, предупреждение и преодоление отставания дошкольников в учебной деятельности. Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Необходимость согласования программ и методов обучения и воспитания. Изучение системы требований, предъявляемых выпускнику ДОУ. Формы связи детского сада и школы.

VI. Детский сад и семья.

Психолого-педагогические основы взаимодействия детского сада и семьи. Задачи сотрудничества ДОУ с семьей. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Проблемы воспитания дошкольников в семье. Особенности воспитания ребенка в разных типах семьи. Формирование родителей как педагогов. Формы и методы работы ДОУ с семьей.

Практические (семинарские) занятия, их содержание

Физическое воспитание.

Педагогические основы режима дня. Режим дня в разных возрастных группах. Особенности методики и проведения режимных процессов. Индивидуализация режима. Учет своеобразия развития мальчиков и девочек.

Виды работы по физическому воспитанию и формы ее организации (учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, индивидуальная работа с детьми совместно с семьей). Условия благоприятствующие физическому развитию детей. Требования к помещению, участку, их оборудование для физического воспитания.

Нравственное воспитание.

Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Взаимосвязь нравственных чувств, представлений, привычек и опыта нравственного воспитания детей, причины несоответствия представлений детей их поведению. Возможности видов деятельности для нравственного развития дошкольников. Задачи, средства и методы нравственного воспитания дошкольников, необходимые условия нравственного воспитания дошкольнков.

Эстетическое воспитание.

Развитие эстетических восприятий и чувств в дошкольном возрасте. Закономерности эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания. Методы эстетического воспитания. Развитие творческих способностей в разных видах художественной деятельности. Проблема детского творчества. Возможность и необходимость воспитания у детей творческих способностей. Своеобразие детской художественной деятельности и их значение для разностороннего развития детей.

Игра.

Игра как ведущая деятельность дошкольников. Значение игры для разностороннего развития личности ребенка. Теории игры. Сущность игры. Классификации детских игр. Игра как средство формирования взаимоотношений детей. Игра как специфическая форма деятельности, посредством которой взрослый может проникнуть в мир ребенка. Современные концепции игры.

Творческие игры.

Специфика, структура творческой игры. Этапы развития творческой игры. Руководство взрослым творческой игрой дошкольников.

Дидактические игры.

Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения, соответствующая возрастным особенностям детей. виды дидактических игр: в зависимости от задач воспитания (сенсорные, развитие движений и др.); от материала (игры с предметами, настольно-печатные). Структура игр. Народные дидактические игры. Методика организации и проведения дидактических игр, с учетом возраста и мотивации.

Игрушка.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания, художественные и педагогические достоинства игрушки. Народная игрушка. Образовательная и воспитательная ценность игрушки. Виды игрушек (Е.А. Флерина, А.С. Макаренко). Использование различных материалов в работе с детьми.

28. Организация целостного педагогического процесса воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Организация педагогического процесса в детском саду. Роль взрослого в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Выделение структурных составляющих педагогического процесса наоснове типов взаимодействия взрослого с детьми. Учет интересов детей, детской субкультуры. Гуманизация педагогического процесса ДОУ. Построение предметно-развивающей среды детского сада.

Планирование работы педагога с детьми.

Значение плана педагогической работы для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей, возможность использования вариативных программ. Виды планирования, перспективы планирования. Календарное планирование, его содержание и нормы. Учет и педагогический анализ работы с детьми. Дневниковые записи.

Детский сад и школа.

Преемственность между детским садом и школой. Преемственность программ, методов, организации работы ДОУ и школы. Изучение системы требований, предъявляемых школой, ориентировка на эти требования при подготовке ребенка к школе.

Детский сад и семья.

Основные вопросы семейного воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Особенности и условия воспитания детей в полной, неполной, многодетной семье. Проблемы воспитания физически здорового ребенка. Обогащение духовного мира дошкольника: интеллектуальное, этическое, эстетическое. Учет интересов и потребностей ребенка. Формирование начал гражданственности, положительного отношения к труду.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.

1. Изучение закона РФ об образовании, конвенции и Декларации о правах ребенка, доклада о положении детей в России.

2. Изучить концепции дошкольного воспитания.

3. Выяснить влияние различных факторов на развитие личности дошкольника.

4. Изучить «Типовое положение о ДОУ», «Устав детского сада». Программу воспитания и обучения в детском саду.

5. Познакомиться и дать анализ вариативных программ для детского сада.

6. Составить таблицу «Особенности развития ребенка раннего идошкольного возраста».

7. Познакомиться с методиками творческого развития детей дошкольного возраста.

8. Выяснить задачи нравственного воспитания дошкольников и особенности их решения в разных возрастных группах.

9. Составить конспекты занятий по нравственному воспитанию дошкольников.

10. Изучить современные программы физического воспитания дошкольников. Составить библиографию по теме.

11. Составить таблицу «Виды труда дошкольников». Изучить методическую литературу об организации трудового воспитания дошкольников.

12. Изучить программы по эстетическому воспитания дошкольников.

13. Ознакомиться с теоретическими и методическими пособиями по теме «Умственное воспитание дошкольников».

14. Написать конспект занятий для дошкольников по разным разделам содержания умственного воспитания.

15. Составить таблицы: «Методы руководства игрой дошкольников». Изучить теоретические и методические пособия по вопросу «Игра дошкольника».

16. Изучить теоретические и практические пособия по вопросу «Организация планирования в детском саду.

17. Составить конспекты занятий для подготовки ребенка к обчению в школе. Изучить программу начальной школы и детского сада.

18. Изучить педагогический опыт работы детского сада с семьей (по журналам «Дошкольное воспитание»). Разработать конспект родительского собрания.

19. Изучить инновационные технологии обучения и развития дошкольников, дать анализ.

20. Составить конспекты трудов известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, П.П. Блонского, Е.А. Аркина,А.П. Усовой и др.

21. Составить программу профессионального самоопределения.

22. Составить профессиограмму воспитателя ДОУ.

23. Составить схему педагогических функций.

24. Составить таблицу «Виды игрушек»

Примерная тематика рефератов

1. Идеи дошкольного воспитания в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, М.Монтессори и др.

2. Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики.

3. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе.

4. Обусловленность организации воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями развития ребенка.

5. Выдающиеся педагоги прошлого о цели воспитания дошкольников.

6. История создания программы воспитания и обучения дошкольников.

7. Психолого-педагогические основы физического воспитания дошкольников

8. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания дошкольников.

9. Психолого-педагогические основы умственного воспитания дошкольников.

10.Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников.

11.Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения.

Основная литература

1. Кононова И. М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство). М., 1989.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977

3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца,Т.А. Марковой. М., 1980.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М., 1984.

5. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред.Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981,

6. Нравственное воспитание детей в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., 1984.

7. Аллан Фром. Азбука для родителей. Л„ 1983.

8. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.1968.

9. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М., 1988.

10. Бондаренко А. И. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.

11. Буре Р. С. готовим детей к школе. М., 1987.

12. Буре Р. С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983

13. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. М.,1989.

14. Воронова Е.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.,1981.

15. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях / Под ред. А. Ф. Говорковой, Н. Н. Кузиной. М., 1981.

16. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.М., 1984.

17. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред.ГМ.Ляминон. М., 1981.

18. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Подред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М., 1987.

19. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1985.

20. Дошкольная педагогика; ч.1. Ч.2 / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М., 1988.

21. Дошкольная педагогика: учебное пособие для пед.училищ / Под ред. В. И. Ядэшко. М., 1986.

22. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1990.

23. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. Н.М.Калмыковой, В.И.Логиновой. М., 1988.

24. Каштан Л. И. Посеешь привычку – пожнешь характер. М.,1989.

25. КовальчукЯ.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985.

26. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., 1984.

27. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред.Р. С. Буре. М., 1987.

28. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.

29. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М., 1990.

30. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

31. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1981 .

32. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

33. Аванесова В.Н.Воспитание детей в разновозрастной группе М. 1979.

34. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.

35. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети ! М., 1985.

36. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М. 1985.

37. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения в детском саду.М. 1985.

38. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возрасти / Под ред. Г.Н. Годиной. М. 1987.

39. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М., 1987.

40. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохиной. М. 1986.

41. Дошкольная педагогика: ч. 1, 2 / Под ред. В.И. Логиновой,П.Г. Саморуковой. М., 1988.

42. Концепция дошкольного воспитания/ Дошк. Восп, 1989.№ 5.

Дополнительная литература

1. Воспитатели и родители / Сост. Л.А. Загик, В.М. Иванова. М.,1985.

2. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.Л.А. Венгера, В. А. Холмовской М., 1978.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович. М. 1978.

4. Терехова Н.Т. Богина Т.Д. Режим дня в детском саду. М., 1987

Тематика лекций.

I. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

Наши рекомендации