Тема 2. уход за одеждой и обувью
Основные требования к знаниям и умениям по теме «Одеиода и обувь»
Учащиеся должны иметь представление о том, для чего нужно содержать в чистоте и порядке одежду и обувь.
Учащиеся должны знать:
§ На начальном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью.
§ На достаточном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью, правила ухода за верхней одеждой, правила стирки хлопчатобумажных изделий.
§ На уровне самостоятельности - виды одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за одеждой, обувью, головными уборами, правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами и химическими средствами.
Уход за одеждой и обувью
Содержание занятий и место их проведения | Методы и приемы работы | Тактика поведения педагога |
Виды одежды и головных уборов, их значение | Практические работы: чистка, сушка повседневной и легкой верхней одежды | Подбор посильных видов деятельности для каждого ученика: § опора на сформированные навыки; § поощрение на всех этапах работы даже за незначительный успех |
Повседневный уход за одеждой (сушка, чистка, уборка на место после использования) | Пользование вешалкой, плательным шкафом. Стирка мелких вещей: носовых платков, носков, трусиков, колготок. Чистка обуви из кожи, резины, текстиля | |
Подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов | Моделирование и анализ заданных ситуаций. Игры "Иду в школу", "Сегодня теплый солнечный день", "Мы идем на прогулку", "Ждем гостей", "Дома полный порядок", "Идем на экскурсию в осенний парк" и пр. | Оказание своевременной помощи, доброжелательность, авансирование ребенка, предупреждение утомления. Смена деятельности |
Виды обуви и их значение | Сюжетные игры: "Идем в гости", "Генеральная уборка", "Готовлюсь к зиме", "Парад вещей", "Это мне идет" и пр. Сюжетно-ролевые игры: "Наши руки не знают скуки", "Ну-ка, зеркальце, скажи", "Мы мамины помощники" и пр. | Не допускать принуждения к работе, искать и использовать "обходные движения" |
Учащиеся должны уметь:
§ На начальном уровне в совместной деятельности с помощью старших подбирать одежду в зависимости от погоды, сушить мокрую одежду и обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью, обращаться за помощью к взрослому при чистке верхней одежды и обуви, просить пришить пуговицу, заботиться о наличии чистого носового платка, готовить к стирке носовые платки, носки, трусики, различать чистые и грязные вещи.
§ На достаточном уровне - с помощью и при поддержке взрослых: подбирать одежду в зависимости от сезона, сушить мокрую одежду и обувь, чистить щеткой верхнюю одежду, правильно ухаживать за резиновой обувью, пользоваться сапожными щетками для чистки кожаной обуви (разного цвета), сортировать по цвету и видам изделия, стирать носовые платки, трусики и пр., подбирать пуговицы, обращаться за помощью при неполадке в одежде.
§ На уровне самостоятельности - самостоятельно или после консультации со старшими: подбирать одежду, головные уборы в зависимости от сезона и погоды, подбирать одежду и обувь в зависимости от ситуации (повседневную, праздничную, спортивную); сушить мокрую одежду, обувь, головные уборы, чистить легкое и верхнее платье, пользоваться платяными щетками, подбирать чистящее средство и чистить кожаную обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью (мыть, вытирать); убирать легкое платье в платяной шкаф, вешать верхнюю одежду на вешалку, правильно ставить обувь э отведенное место, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, вешалки.
ТЕМА 3. ГИГИЕНА ЖИЛИЩА
Основные требования к знаниям и умениям по теме «Гигиена жилища»
Учащиеся должны знать:
§ На начальном уровне - гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения,
§ На достаточном уровне — гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
§ На уровне самостоятельности - виды жилых помещений в городе и деревне, гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами.
Гигиена жилища
Содержание занятий и место проведения | Методы и приемы работы | Тактика поведения педагога |
Виды жилых помещений в городе и деревне. | Практические работы: § повседневная уборка квартиры, учебной комнаты (сухая и влажная) § уход за полом в зависимости от покрытия: паркет, линолеум, дощатый пол § чистка мягкой мебели, мытье подоконников, батарей, уборка кухни, санузла, ванной, чистка зеркал, заправка постели, разборка и уборка диван-кровати, проветривание жилых помещений, чистка ковров, утепление окон, открытие окон весной, пользование бытовыми приборами (чайник, утюг, фритюрница, гриль и пр.) § пользование холодильником, стиральной машиной; § посещение мебельных салонов; § расширение сферы обитания: экскурсии в прачечную, химчистку, мастерскую по ремонту обуви и пр. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевые игры. Имитация действий. Просмотр рекламных проспектов | Формирование положительной мотивации дея. тельности воспитанников. Совместная работа индивидуально и в группе. Поощрение-демонстрация работ учащихся в группе перед родителями. Поддержка инициативы самостоятельности в работе. Обучение последовательности работы по картинному плану, опорам |
Варианты жилья, виды отопления | ||
Гигиенические требования к жилым помещениям | ||
Ежедневная и еженедельная уборка помещения. Уборочный инвентарь | ||
Сезонные работы в жилых помещениях | ||
Мебель и уход за ней | ||
Интерьер жилых комнат | ||
Бытовая техника (квартира, учебная комната, мебельный магазин, хозяйственный и промтоварный отдел магазина) |
Учащиеся должны уметь:
§ На начальном уровне - застилать постель, проветривать помещение, вытирать пыль, мыть кафельную плитку.
§ На достаточном уровне - кроме вышеизложенного: приготовить мыльный раствор, производить сухую и влажную уборку комнаты, мыть двери и стены, покрытые масляной краской и кафельной плиткой; правильно пользоваться электроприборами (настольной лампой, бра, электрочайником), соблюдая правила техники безопасности.
§ На уровне самостоятельности - кроме вышеизложенного: убирать и разбирать диван-кровать, производить сухую и влажную уборку мест общего пользования, мыть двери, стены, оконные рамы, и подоконники, полы покрытые масляной краской и линолеумом, пользоваться пылесосом, соблюдать правила техники безопасности при использовании бытовой техники.
КАРТЫ КОНТРОЛЯ
Для оперативного наблюдения за реализацией программы используются карты контроля.
Карта контроля за динамикой усвоения программы
Год, | Преобладающие способы деятельности | Уровни | |||||||||||||||||||
месяц, неделя | только в совместной деятельности | с помощью поддержки взрослых | под контролем взрослых или сверстников | под выборочным, частичным контролем | самостоятельно | Положительная динамика в разделах программы | |||||||||||||||
Год | |||||||||||||||||||||
сентябрь 1 | |||||||||||||||||||||
октябрь 1 | |||||||||||||||||||||
ноябрь | |||||||||||||||||||||
декабрь | |||||||||||||||||||||
январь | |||||||||||||||||||||
февраль | |||||||||||||||||||||
март | |||||||||||||||||||||
апрель | |||||||||||||||||||||
май | |||||||||||||||||||||
1. Формирование жизненно-необходимых навыков
2. Социальная адаптация
3. Организация свободного времени
4. Развитие речи
Карта наблюдения за динамикой мотиваы.ии учащихся в процессе усвоения программы
Год, | Преобладающие уровни мотивации; отношение к учебной деятельности | Уровни | |||||||||||||||||||
месяц, неделя | резко отрицательное | отрицательное | равнодушное | положительное | сверхположительное | Положительная динамика в разделах программы | |||||||||||||||
Год | |||||||||||||||||||||
сентябрь 1 | |||||||||||||||||||||
октябрь 1 | |||||||||||||||||||||
ноябрь | |||||||||||||||||||||
декабрь | |||||||||||||||||||||
январь | |||||||||||||||||||||
февраль | |||||||||||||||||||||
март | |||||||||||||||||||||
апрель | |||||||||||||||||||||
май | |||||||||||||||||||||
1. Формирование жизненно-необходимых навыков
2. Социальная адаптация
3. Организация свободного времени
4. Развитие речи