Й этап. Моделирование и анализ педагогических ситуаций.
Слушатели делятся на микрогруппы, и каждая сама выбирает ситуацию (из предложенных) для разыгрывания. Во время разыгрывания необходимо продемонстрировать приемы, способствующее развитию мотивации и интерес у детей.
Ситуации для разыгрывания:
Педагог-фасилитатор входит в класс и начинает разговор;
1. предлагает детям взять в свою группу, организованную для совместной работы, ребенка, которого они отвергли;
2. предлагает ребенку, предпочитающему работать индивидуально, поучаствовать в коллективной работе;
3. педагог-фасилитатор предлагает им самим оценить свой поступок;
4. старается переубедить в чем-либо.
Проанализировать разыгранные педагогические ситуации по вопросам:
Ø Какие затруднения испытывали слушатели, исполняющие роль педагога-фасилитатора?
Ø Что чувствовали студенты, находясь в роли детей?
Ø Смог ли «педагог-фасилитатор» изменить позицию «ребенка» или помочь, позитивно повлияв на его мотивацию?
Й этап. Упражнение
Ход упражнения. студенты, используя разные эмоциональные нагрузки (сердито, спокойно, грустно, весело, агрессивно, равнодушно, доброжелательно, с юмором, с иронией), выполняют следующие задания:
1. успокоить расшумевшихся детей;
2. поговорить с опоздавшим;
3. отреагировать на поведение агрессора.
Литература:
1. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность//Российская пед. энциклопедия: в 2 т. М., 2003. Т. 1 с. 522-524.
2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. М., 2006.
Практическое занятие № 3.
Тема занятия:Национальное своеобразие российского воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.
Этап
Форма занятия - круглый стол. Темы для обсуждения:
- Основное противоречие национального воспитания.
- Дать сравнительный анализ российской ментальности и своеобразия российского воспитания.
- Раскрыть понятие и свое представление о культуре межнационального общения.
Этап Упражнение Рефрейминг
Цели:
· освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего увидеть другого человека по-новому, в многообразии;
· помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другим людьми;
· продемонстрировать в ходе занятия различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.
Рефрейминг (refraining) — изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.
Для того чтобы понять других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами — без этого невозможно эффективное общение. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Нужно изменить угол зрения, сфокусировать внимание на иных аспектах — изменить смысл ситуации. Изменив смысл ситуации — изменятся связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение, появится выбор.
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативного отношения к другому человеку
3 этап Упражнение «Проблемы, проблемы...»
Цели:
- развить спонтанную и органическую реакцию на событие;
- стимулировать нестандартный подход к решению проблемы.
Ход занятия
По сигналу первый начинает некое простое физическое действие по выбору: ходьбу, чтение, вход в помещение, еду. Следующий по очереди с места громко называет некую проблему, осложняющую действие выполняющего действие студента.
Скажем, действие первого — вход в комнату. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг… Второй громко объявляет: «Попал в чужую квартиру!", или «В доме запах дыма!"От играющего требуется в доли секунды увидеть изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит. Мы увидим в его реакции способ отношения к проблеме: решает он ее или избегает столкновения с реальностью, делая вид, что ничего не произошло, а может быть, сдается перед лицом изменений.
Практическое занятие № 4.
Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности
Содержание занятия:
Педагогические термины, понятия, категории, определения: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, культура межнационального общения, толерантное сознание, экстремизм, шовинизм.
Содержание занятия:
· Понятие толерантности. Критерии сформированности социотолерантной культуры личности.
· Значение воспитания культуры межнационального общения в современных условиях.
· Возможности семьи, школы, государства по формированию социального толерантного сознания граждан.
· Воспитание гражданственности, патриотизма, интернационализма. Формы, методы развития данных направлений
Контрольные вопросы и задания:
Задание №1.
Написать сочинение на тему: «Если бы я был директор школы …».
Задание №2.
Ответить на вопрос: «Почему в нашей стране гуманистическое общение пока считается безжизненным?».
Задание №3.
Оценить уровень социотолерантной культуры человека
Задание №4.
Определить гражданско-патриотическую направленность школьника.
Контрольные вопросы и задания:
- Обоснуйте Ваши понятия толерантности.
- Назовите важнейшие, на Ваш взгляд, качества личности, способствующие развитию социотолерантной культуры.
- Актуализируйте значимость социотолерантного сознания в современных условиях.
- Составьте перечень национальных черт русского национального характера и их использование в построении воспитательной работы по направлению развития межнациональной культуры.
- Определите значимость развития толерантного сознания в семейной воспитательной системе.
- Предложите принципы воспитания национального характера, национальной самобытности, патриотизма, гражданственности в сочетании с интернационализмом, толерантностью и веротерпимостью.
- Если бы Вы были президентом, как бы Вы решали проблему интернациональной политики?
- Назовите наиболее эффективные формы воспитательной работы школы по развитию направления культуры межнационального общения.
- Обоснуйте свою позицию, отношение к религиозному воспитанию в школе, его положительное и отрицательное влияние.
- Напишите эссе на тему. Если б я был: а) директором школы; б) отцом (матерью). Как бы я строил свою воспитательную систему?
Литература:
1. Максименко Н.В. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Нач. школа. 2010 № 7 с.3-6.
2. Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2010. № 5. С. 17-27.
3. Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота // Педагогика. 2000 № 4 . с. 34-37.
4. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.2000. № 5. с. 41-58.
5. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, настоящее или будущее России: Материалы конф. Волгоград, 1999.
Семинарское занятие № 5.
Тема занятия: Социальное воспитание в России как совокупность организации социального опыта в ОУ и индивидуальной помощи ребенку
Педагогические термины, понятия, категории, определения: превентивная помощь, оперативная помощь, социокультурная запущенность, педагогическая запущенность, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, функция, коммуникативность, коммуникабельность.
Содержание занятия:
1. Функции классного руководителя (аналитическая, организационно-координационная, коммуникативная, коррекционная, оценочная).
2. Права и обязанности классного руководителя. Основные цели и задачи в современных условиях.
Просмотр и анализ видеофрагментов.
Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами воспитания для родителей.
Студенты делятся на тройки. Затем каждой тройке предлагается ситуация. Они самостоятельно распределяют роли. В итоге в каждой тройке один должен играть роль ребёнка, другой - роль родителя, общающегося по правилам, третий-роль родителя, общающегося вне правил.
Ситуация для разыгрывания:
-родитель, просматривая дневник у ребёнка, беседует с ним (один родитель указывает слабые стороны ребёнка, другой - сильные);
-ребёнок творчески подошел к выполнению задания (один родитель не обратил на это внимания, другой - порадовался);
-у ребёнка проблема (один родитель сразу же берется разрешить ее, другой - не спешит этого делать);
-Учитель написал в дневнике, что ребенок безобразно себя вёл на уроке (один родитель отругал и строго наказал ребенка, другой спокойно разобрался в ситуации);
-у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой -верит в его будущее).
Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:
1. Что переживали студенты ,находящиеся в роли ребенка?
2. Что они чувствовали по отношению к каждому «родителю»?
3.Какие чувства переживали студенты в роли родителей, общающихся по правилам?
4.Дгостаточно ли убедительны были слушатели, исполнявшие роли родителей.
Литература:
- Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. – М., 2004
- Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. – М., 2005.
Практическое занятие № 6.
Тема занятия: Антропологические безупречные воспитательные системы. Требования к современному воспитателю.
Форма занятия – круглый стол. Обсуждаемые вопросы:
- Составьте портрет современного воспитателя-фасилитатора.
- Какие из предъявляемых требований невозможны к реализации и почему.
- Охарактеризуйте современную ситуацию воспитательной системы в России.