Вопрос №25. Разговор с детьми – основной путь формирования разговорной речи детей в различных видах деятельности
Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников
Вопрос №26. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возраста. Пассивный и активный словарь в речи детей
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром. Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется:— Речевой образец;
— Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;— Объяснение происхождения слова;— Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?);— Договаривание слов, недосказанных воспитателем;— Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов.
Вопрос №27. Задачи словарной работы. Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада
Задачи:
- расширение словаря ребенка (обогащение, введение слов, нов значений слов)
- закрепление, уточнение словаря.
- активизация словаря.
- формирование у детей умений использовать разные слова в разных коммуникативных ситуациях.
- устранение из речи ребенка нелитературных слов.
Содержание словарной работыв дошкольном возрасте определяется первоначальным словарным запасом, обозначающим элементы присваиваемой ребенком культуры (материальной, интеллектуальной, соционормативной) на основе анализа программы развития и воспитания детей (лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития разных видов деятельности). Дети усваивают: бытовой словарь: названия частей тела, лица; игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия); эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный), качественную оценку предметов (хороший, плохой);слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Вопрос №28. Усложнение требований учебной программы дошкольного образования к словарю детей в разных возрастных группах
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:
1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Усложнение требований учебной программы дошкольного образования к
словарю детей в разных возрастных группах: расширение словаря детей от группы к
группе на основе ознакомления с предметами, явлениями действительности,
окружающей общественной жизнью, природой, круг которых постепенно расширяется; словарная работа в процессе углубления знаний о предметах и явлениях и их отношениях, введение в словарь слов, которые обозначают качества, свойства и отношения; развитие словаря в процессе обобщения представлений опредметах и явлениях, введение слов, которые обозначают элементарные понятия (видовые и родовые); ознакомление со словом как языковой единицей, собственно языковыми отношениями между словами (синонимическими, антонимическими, многозначностью).
Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.