Вопрос №16. Е.И. Тихеева – создательница методики развития речи для детей дошкольного возраста
Е. И. Тихеева – создательница методики развития речи детей дошкольного
возраста (1937). Разработка Е. И. Тихеевой основ методики развития речи детей в
детском саду в соответствии с основными положениями учения К. Д. Ушинского. Е.
И. Тихеева об освоении детьми языка народа, о роли языка в развитии речи детей, о
месте работы по развитию речи в системе воспитания в детском саду. Своеобразие
методики Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике развития
речи детей в детском саду. Обогащение словаря детей в единстве с обогащением их
представлений. Опора на наглядность и деятельность детей как главное условие
освоения слова. Необходимость программы словарной работы (программа
представлений). Методика проведения разных занятий по обогащению словаря:
экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картиной и загадками,
дидактические игры, игры-занятия с дидактической куклой. Три фазы в развитии
словаря детей. Развитие «живого слова» у детей дошкольного возраста.
Разнообразие занятий по «живому слову», требования к методике их проведения.
Отбор литературы для маленьких детей. Е. И. Тихеева об условиях успешной
работы по развитию речи в детском саду. Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития
речи детей в детском саду и создание курса данной методики для дошкольных
факультетов педагогических институтов.
Вопрос №17. Требование развивать речь детей в различных видах деятельности
Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.
Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.
Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизацииречи детей, формирования их речевого общения. По мнению Г.Л. Выгодской,«игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны1. Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова; «перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения»2. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях.
Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого развития детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.