Игра в педагогическом процессе.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление о
- о роли игры в развитии личности ребенка;
- об особенностях детской игры;
- о педагогическом руководстве игрой.
Знать:
- виды игр;
- специфические особенности предъявления педагогических требований в игре;
- позиции педагога в игровом педагогическом процессе;
- ролевые игры учащихся разных возрастных групп.
Уметь:
- выстраивать роль учителя в организации игровой деятельности в учебном процессе;
- применять игровые технологии.
-
Лекция 13
Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о проявлении конфликтов в педагогической деятельности;
- о причинах возникновения и формах проявления конфликтов;
- о конфликтных отношениях учителя и класса;
- способах разрешения педагогических ситуаций и конфликтов;
- о формах конфликтов: противостояние, противоборство, разногласие, противодействие, разъединение;
- о конфликтно-стрессовых ситуациях;
- об этике и конфликтах;
- о конфликтах, вызываемых бестактностью педагога;
- о конфликтах в ходе дидактического взаимодействия.
Знать:
- понятие конфликта, как столкновении, отражающего создавшиеся противоречия;
- виды, структуру, стадии протекания конфликта;
- содержание, формы конфликтов и способы их разрешения;
- классификации конфликтов: бытовые, детские, профессиональные, психологические и др.;
- виды внушения.
Уметь:
- предъявлять педагогические требования;
- предупреждать конфликты;
- разрешать проблему межличностных конфликтов в классном коллективе;
- разрешать ситуации и конфликты с учениками разного возраста и их родителями;
- находить для взаимодействия разные способы: вербальные и невербальные;
- сочетать требовательность с уважением к ребёнку;
- дифференцировать понятие «педагогическое требование» и понятия «подавление», «авторитаризм», «принуждение»;
- аргументировано убеждать и доказывать.
Результатом изучения данного раздела станет начало формирования у студентов понимания видов общения, его функций, возможностей воздействия на воспитанника в процессе грамотно выбранного варианта общения с учётом его индивидуальных особенностей.
Раздел 3. Методика воспитания школьников и воспитательной деятельности педагога
Ценность изучения данного раздела обусловлена тем, что он поможет будущему специалисту овладеть методикой воспитательной работы, применяя полученные ранее знания и сформированные техники воздействия на учащихся и воспитанников. Кроме этого, студенты смогут изучить перспективное и поурочное планирование, апробировать разные формы воспитательной работы, используемые в школе.
Лекция 14
Система воспитательной работы классного руководителя.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о роли классного руководителя в процессе воспитания;
- о понятии группы и групповой деятельности;
- о социально-ценностном значении групповой деятельности;
- о функциях групповой деятельности;
- об организации групповой деятельности;
- о роли группы в выявлении индивидуального «Я»;
- об определении цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отборе оптимальных средств;
- об определении места ребёнка в общем деле группы;
- о позиции педагога: нейтральной, командной, содружество.
Знать:
- направления работы классного руководителя: «Здоровье», «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», «Досуг», «Семья»;
- функции классного руководителя по каждому направлению;
- права и обязанности классного руководителя;
- методику организации и проведения праздников, КТД с учащимися среднего и старшего возраста;
- особенности приёмов педагогического воздействия.
Уметь:
- заполнять основную документацию;
- планировать, организовывать воспитательно-образовательном процессе.
Лекция 15
Планирование воспитательной работы.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о функциях планирования;
- о видах и формах планов;
- о технологиях коллективного планирования.
Знать:
- составные элементы и структуру внутришкольной воспитательной системы;
- структуру, содержание и форму плана воспитательной работы..
Уметь:
- составлять перспективное и календарное планирование воспитательной работы с учащимися;
- проектировать взаимодействие с детьми в процессе их деятельности;
- создавать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности;
- составлять перспективный план, проводить беседу, экскурсию, КТД, родительское собрание.
Лекция 16
Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о воспитательном деле и воспитательном мероприятии.
- об их сходствах и отличиях;
- о методике коллективной творческой деятельности и возможности ее реализации при проведении воспитательных дел;
- о формах организации внеурочной деятельности учащихся;
- о диагностике воспитанности и образованности учащихся.
Знать:
- требования к подготовке и проведению воспитательных мероприятий;
- современные формы воспитательных мероприятий;
- формы и структуру групповых дел и групповой деятельности;
- оптимальные средства групповой деятельности;
- методику организации и проведения беседы, классного часа и экскурсии с учащимися средних и старших классов.
Уметь:
- давать психолого-педагогический анализ и оценку эффективности учебной и внеучебной деятельности;
- проводить педагогический мониторинг, как актуальную форму организации и проведения педагогической диагностики;
- активизировать детей на любую деятельность;
- намечать перспективу развития личности;
- предвидеть результаты воспитательного воздействия;
- стимулировать и активизировать познавательную деятельность в процессе любого вида деятельности.
Лекция 17