Игра в педагогическом процессе.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление о

- о роли игры в развитии личности ребенка;

- об особенностях детской игры;

- о педагогическом руководстве игрой.

Знать:

- виды игр;

- специфические особенности предъявления педагогических требований в игре;

- позиции педагога в игровом педагогическом процессе;

- ролевые игры учащихся разных возрастных групп.

Уметь:

- выстраивать роль учителя в организации игровой деятельности в учебном процессе;

- применять игровые технологии.

-

Лекция 13

Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- о проявлении конфликтов в педагогической деятельности;

- о причинах возникновения и формах проявления конфликтов;

- о конфликтных отношениях учителя и класса;

- способах разрешения педагогических ситуаций и конфликтов;

- о формах конфликтов: противостояние, противоборство, разногласие, противодействие, разъединение;

- о конфликтно-стрессовых ситуациях;

- об этике и конфликтах;

- о конфликтах, вызываемых бестактностью педагога;

- о конфликтах в ходе дидактического взаимодействия.

Знать:

- понятие конфликта, как столкновении, отражающего создавшиеся противоречия;

- виды, структуру, стадии протекания конфликта;

- содержание, формы конфликтов и способы их разрешения;

- классификации конфликтов: бытовые, детские, профессиональные, психологические и др.;

- виды внушения.

Уметь:

- предъявлять педагогические требования;

- предупреждать конфликты;

- разрешать проблему межличностных конфликтов в классном коллективе;

- разрешать ситуации и конфликты с учениками разного возраста и их родителями;

- находить для взаимодействия разные способы: вербальные и невербальные;

- сочетать требовательность с уважением к ребёнку;

- дифференцировать понятие «педагогическое требование» и понятия «подавление», «авторитаризм», «принуждение»;

- аргументировано убеждать и доказывать.

Результатом изучения данного раздела станет начало формирования у студентов понимания видов общения, его функций, возможностей воздействия на воспитанника в процессе грамотно выбранного варианта общения с учётом его индивидуальных особенностей.

Раздел 3. Методика воспитания школьников и воспитательной деятельности педагога

Ценность изучения данного раздела обусловлена тем, что он поможет будущему специалисту овладеть методикой воспитательной работы, применяя полученные ранее знания и сформированные техники воздействия на учащихся и воспитанников. Кроме этого, студенты смогут изучить перспективное и поурочное планирование, апробировать разные формы воспитательной работы, используемые в школе.

Лекция 14

Система воспитательной работы классного руководителя.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- о роли классного руководителя в процессе воспитания;

- о понятии группы и групповой деятельности;

- о социально-ценностном значении групповой деятельности;

- о функциях групповой деятельности;

- об организации групповой деятельности;

- о роли группы в выявлении индивидуального «Я»;

- об определении цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отборе оптимальных средств;

- об определении места ребёнка в общем деле группы;

- о позиции педагога: нейтральной, командной, содружество.

Знать:

- направления работы классного руководителя: «Здоровье», «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», «Досуг», «Семья»;

- функции классного руководителя по каждому направлению;

- права и обязанности классного руководителя;

- методику организации и проведения праздников, КТД с учащимися среднего и старшего возраста;

- особенности приёмов педагогического воздействия.

Уметь:

- заполнять основную документацию;

- планировать, организовывать воспитательно-образовательном процессе.

Лекция 15

Планирование воспитательной работы.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- о функциях планирования;

- о видах и формах планов;

- о технологиях коллективного планирования.

Знать:

- составные элементы и структуру внутришкольной воспитательной системы;

- структуру, содержание и форму плана воспитательной работы..

Уметь:

- составлять перспективное и календарное планирование воспитательной работы с учащимися;

- проектировать взаимодействие с детьми в процессе их деятельности;

- создавать благоприятный психологический климат в любом виде детской деятельности;

- составлять перспективный план, проводить беседу, экскурсию, КТД, родительское собрание.

Лекция 16

Воспитательное дело: формы, организация, планирование, анализ.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- о воспитательном деле и воспитательном мероприятии.

- об их сходствах и отличиях;

- о методике коллективной творческой деятельности и возможности ее реализации при проведении воспитательных дел;

- о формах организации внеурочной деятельности учащихся;

- о диагностике воспитанности и образованности учащихся.

Знать:

- требования к подготовке и проведению воспитательных мероприятий;

- современные формы воспитательных мероприятий;

- формы и структуру групповых дел и групповой деятельности;

- оптимальные средства групповой деятельности;

- методику организации и проведения беседы, классного часа и экскурсии с учащимися средних и старших классов.

Уметь:

- давать психолого-педагогический анализ и оценку эффективности учебной и внеучебной деятельности;

- проводить педагогический мониторинг, как актуальную форму организации и проведения педагогической диагностики;

- активизировать детей на любую деятельность;

- намечать перспективу развития личности;

- предвидеть результаты воспитательного воздействия;

- стимулировать и активизировать познавательную деятельность в процессе любого вида деятельности.

Лекция 17

Наши рекомендации