Диагностика воспитательного процесса
План
1. Сущность педагогической диагностики и ее место в структуре воспитательного процесса. Функции педагогической диагностики.
2. Изучение личности младшего школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания. Критерии и показатели воспитанности младших школьников.
3. Программы изучения уровня воспитанности школьников. Методы и приемы изучения воспитанности младших школьников.
4. Изучение детского коллектива. Виды диагностики и методы педагогического исследования.
5. Этапы организации диагностического исследования.
6. Педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива в начальной школе.
7. Гностическая деятельность воспитателя в начальных классах и педагогический мониторинг.
Литература
1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научно-педагогического исследования. – Череповец: ЧГУ, 2002
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. реком. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
4. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002
5. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981
6. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Ч.2: Начальное и среднее образование / Под ред. Л.И. Буровой, Е.В. Яковлевой. – Череповец, 2001
7. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов вузов. – М., 1996
8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004
11. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М., 2003
12. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и учащихся коллективов. – М., 1988
13. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. – М., 1990
14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998
Тема 30
Воспитательная система
План
1. Воспитательная система: сущность, функции, структура, характеристика основных компонентов.
2. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки.
3. Типы воспитательной системы школы (авторитарная, гуманистическая) и характеризующие их признаки.
4. Характеристика воспитательных систем:
- система Ф.Ф.Брюховецкого: реализация идей А.С.Макаренко в опыте послевоенной школы;
- система В.А.Караковского: интеграция воспитательных воздействий, творчество, научный поиск;
- «Педагогика общей заботы» как воспитательная система (И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро);
- школа диалога культур (С.Курганов);
- воспитательная система сельской школы (В.А.Сухомлинский; А.А.Захаренко)
- «Справедливые общества» (Л.Кольберг);
- вальдорфская школа (Р.Штейнер);
- воспитательная система школ глобального образования (Р.Хенви; М.Боткин);
Литература
1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993
2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. – М., 1989
3. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / Под ред. В.А.Караковского. – М., 1997
4. Воспитательная система школы: Сб. статей / Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1991
5. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система // педагогика. – 1992. - № 6
6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998
7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.. 1989
9. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / Под ред. В.А.Сулемова. – М.. 1983
10. Казакова Е.И. Педагогика успеха. – СПб., 1996
11. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992
12. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996
13. Кочетов А.И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. – Минск, 1997
14. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999
15. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. – 1991. - № 11
16. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990
17. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004
18. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательной системы школы // Сов. педагогика. – 1991. - № 11
19. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989
20. Теория и практика воспитательных систем: Кн. 1 и 2. – М., 1993
21. Теория и практика глобального образования. – Рязань, 1994
22. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / под ред. В.А.Караковского. – М., 1999
23. Хиггинс Э. Шесть ступеней Л.Кольберга // Народное образование. – 1993. - № 1
24. Цырлина Т.В. Встречное движение. – М., 1991
Тема 31