И молодежными общественными объединениями и организациями
Общественное объединение — некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.п.
Согласно ФЗ РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», общественные объединения носят некоммерческий характер, создаются на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей. Возможными
формами общественных объединений выступают:
общественная организация (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа);
общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган);
общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган — правление, надзор осуществляется попечительским советом);
общественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);
орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление — на выборной основе).
Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания. В повестку собрания входят вопросы принятия решения о создании объединения, утверждения устава, выбора руководящего и ревизионного органов. Устав объединения определяет: название, цели, организационно-правовую форму; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, территорию его деятельности; условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов; порядок внесения изменений и дополнений в устав; источники финансирования; порядок реорганизации или ликвидации объединения.
В дальнейшем общественные объединения могут существовать как объединение физических лиц либо регистрироваться как юридическое лицо.
Разновидностью общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.
Детские и молодежные объединения, с одной стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей и молодежи, а с другой — призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций — необходимость или желательность участия взрослых — определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними.
Будучи субъектом социозащитных действий, детские и молодежные организации могут:
• создавать специальные программы для привлечения внимания к своим проблемам. Согласно положениям ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), представляемые на конкурсной основе в федеральные или местные органы исполнительной власти проекты (программы) детских и молодежных организаций могут получить государственную поддержку. Конкурсный проект (программа) молодежного или детского объединения должен отражать его цель, основные задачи, содержание и план реализации; финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта (программы);
• создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала, что благоприятно скажется на становлении личности несовершеннолетнего, его способности противостоять различным негативным воздействиям и влияниям; содействовать программированию поведения и деятельности, адекватных возможностям человека. Организации и объединения призваны помочь человеку в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов. Социальный педагог, организатор детского движения должны оказать помощь в определении доминирующих целей, предупредить о возможных трудностях, которые могут возникнуть при их реализации;
• привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений, организаций;
• налаживать взаимодействие детских и молодежных организаций с другими социальными институтами в организации социальной помощи детям и молодежи;
• включать детей и молодежь в поиск решения существующих проблем через специально создаваемые органы детского самоуправления;
• организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам и другим людям. При этом социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности (диагностика индивидуальных особенностей, ознакомление с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующей возможностям, и т.п.);
• готовить детей и молодых людей к социальной самозащите; формировать социальные знания и умения, что может обеспечить единство социальной защиты и социальной самозащиты. Для того чтобы молодые люди лучше адаптировались к системе социальных отношений, были готовы к реализации социальных функций, чтобы успешнее проходила социализация, необходим комплекс знаний, сформировать которые могут взрослые члены организаций, организаторы детского движения, социальные педагоги и т.п.;
• осуществлять педагогическую коррекцию социального поведения и социальных связей, которая предполагает использование взрослыми членами данных организаций (в том числе социальными педагогами) оптимальных педагогических средств для подготовки детей к цивилизованному социальному общению, разрешению конфликтных ситуаций, участию в различных формах социальной деятельности, а также проведение анализа этой деятельности с целью более эффективного включения в нее;
• осуществлять профилактику асоциального поведения.
Социальный педагог, организатор детского движения должен работать с каждым ребенком, используя возможности детских объединений, организаций, чтобы предупредить возможные асоциальные действия, которые он может совершить в силу не только низкого уровня нравственности, но и индивидуальных психологических качеств личности.