Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения

ВРоссийской Федерации права лиц с проблемами в развитии призна­ются рядом документов Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Нормы международного права отражаются в документах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации (июнь 1992 г.) разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она включает в себя ряд направлений:

• профилактика детской инвалидности и организация статистического учета;

• психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация де­тей-инвалидов;

• обеспечение детей-инвалидов техническими средствами;

• создание информационной системы по проблемам детской инвалид­ности;

• оказание организационно-методической, социально-экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объедине­ниям, семьям детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Законы Российской Федерации гарантируют лицам с ограниченными возможностями обязательное обучение независимо от степени физической или психической недостаточности, при этом продолжительность начально­го и основного общего образования не может быть менее 9 лет.

Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:

• присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-меди­ко-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;

• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;

• быть принятым в учреждение высшего профессионального образо­вания вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специаль­ности, соответствующей профилю специальных образовательных потреб-

ностей ребенка. Это право предоставляется лицам, если они имеют образо­вание, необходимое для обучения в учреждении высшего профессиональ­ного образования.

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государствен­ное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребно­сти. Плата за обучение в пределах Государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт со­ответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Родителям детей, имею­щих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государствен­ными нормативами затрат на обучение. Возмещение выплачивается при ус­ловии успешной государственной аттестации ребенка. На полном государ­ственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных уч­реждений находятся дети: неслышащие и слабослышащие; незрячие и сла­бовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата; умственно отсталые с выраженными (глубокими) на­рушениями эмоционально-волевой сферы поведения; с выраженными трудностями в обучении (задержкой психического развития); со сложными недостатками.

Помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребно­сти, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрирован­ного обучения и обучения в условиях стационарного учебного учреждения.

Основными документами, на которых базируется система коррекцион-ного обучения, являются: Примерное положение о классе (классах) ком­пенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приложе­ние к приказу МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г.) и разработанное на его базе Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в обще­образовательных учреждениях г. Москвы (приказ № 217 от 29 мая 1995 г.).

В этих документах излагаются правила организации и функционирова­ния классов коррекционно-развивающего обучения, часть из которых при­ведена ниже с сокращениями:

• классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организо­ваны во всех типах общеобразовательных учреждений, располагающих спе­циально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым на­учно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков;

• классы коррекционно-развивающего обучения открываются при­казом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-меди­ко-педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-раз-вивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррек-

ционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на ос­новании существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их за­меняющих)-на основании заявления;

• классы коррекционно-развивающего обучения открываются пре­имущественно на ступени начального общего образования в начале перво­го или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно;

• в классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких оста­точных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего разви­тия ребенка). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие вы­раженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые наруше­ния речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения об­щения в форме раннего детского аутизма);

• при положительной динамике развития и успешном освоении учеб­ной программы по решению консилиума обучающиеся коррекционно-раз-вивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия са­мих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих);

• наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9—12 человек;

• классным руководителям классов коррекционно-развивающего обу­чения производится доплата за классное руководство в полном объеме;

• педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработ­ной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии бо­лее 3 классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15%-ный размер надбавки;

• для работы данных классов оборудуются помещения, приспособлен­ные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Классы коррекционно-развивающего обучения комплектуются на осно­вании приказа Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, ло­гопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной катего­рией детей. Однако широко распространена практика комплектования классов без специалистов, силами учителей. Вопросы перевода детей реша­ются в таких случаях администрацией.

На современном этапе организации коррекционно-педагогической дея­тельности с детьми, требующими особого педагогического внимания, су­ществует ряд проблем и нерешенных вопросов. Несмотря на существова­ние нормативных документов (приказ № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обу-

чения в общеобразовательных учреждениях»), однозначности в понимании данного вопроса пока нет. Остается дискуссионной сама проблема выделе­ния специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания. Обсуждается вопрос: «Необходимо ли обучать раздельно детей с незначительными отклонениями и здоровых детей?»

Сторонники раздельного обучения выступают за отграничение (выделе­ние детей с недостатками в развитии и поведении) и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы. Сторонники процесса интегра­ции доказывают необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребенком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразова­тельных классов массовой школы. Как один, так и другой подходы научно обосновываются, экспериментально доказывается их эффективность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи стоят перед коррекционной педагогикой?

2. Как решается проблема нормы в коррекционной педагогике?

3. Как развивалась коррекционная педагогика?

4. Какие вы знаете отклонения в характере и поведении ребенка?

5. Являетесь ли вы сторонником совместного или раздельного обуче­ния здоровых детей и детей с отклонениями в развитии и поведении?

Основная литература

1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 1999

2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организа­ционно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррек-ционно-развивающего обучения. М., 2001

Дополнительная литература

1. Блонский 77. П. Педология. М., 1999.

2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2002

3. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражне­ния и коррекционные программы. М., 1993.

5. Шевандрин Н, И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично­сти. М., 2000.

ТЕЗАУРУС

Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Авторская школа— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

Адаптация— процесс и результат становления индивида социальным существом.

Адаптация (школьная)— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

Анализ— мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет).

Аннотирование— краткое, свернутое изложение содержания прочитан­ного без потери существенного смысла.

Безнадзорность детей— общественное явление, заключающееся в отсут­ствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беседа— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового ма­териала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточ­ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

Валидность— соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, уста­навливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции ис­пользуемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание (узкое педагогическое значение)— специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Воспитывающие ситуации— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

Гипотеза исследования— научно обоснованное предположение, нуж­дающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Гуманизм— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при бе­зусловном уважении свободы каждой личности.

Движущие силы— противоречия между новыми познавательными зада­чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим уче­ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и на­выков.

Девиантное (отклоняющееся поведение)— система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

Детская общественная организация— самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафик­сированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Диагностика педагогическая— изучение состояния педагогического про­цесса.

Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра— коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены ре­шением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Домашняя самостоятельная работа— составная часть процесса обуче­ния, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

Закон— объективная, устойчивая, существенная связь между явления­ми, сторонами процесса.

Закон педагогический— категория, обозначающая объективные, су­щественные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функциониро­вания.

Закономерности воспитания (обучения)— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (вос­питания).

Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ре­бенка, обусловленное недостатками воспитания.

Интериоризация— перевод социальных, внешних по отношению к лич­ности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образо­вание новых по мере развития психологических структур личности.

Категория— научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Классный руководитель— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Классный час— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

Контроль— наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и на­выков.

Конференция (учебная)— организационная форма обучения, направлен­ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Концепция воспитания (обучения)— цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, сред­ствах, формах.

Коррекция— система специальных и общепедагогических мер, направ­ленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Личность— человеческий индивид как продукт общественного разви­тия, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Менеджер— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функцио­нально подчиненных ему.

Методика воспитательной работы— прикладная отрасль теории воспи­тания, которая изучает направления и принципы, формы и методы органи­зации воспитательной работы.

Методология — 1) система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч-

ном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Методы воспитания— совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы контроля— способы, с помощью которых определяется резуль­тативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогиче­ской работы обучающих.

Методы обучения— способы совместной деятельности педагога и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования— способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, за­висимостей и построения научных теорий.

Методы управления— способы достижения поставленных целей управ­ления.

Мировоззрение— система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности.

Молодежная субкультура— система ценностей и норм поведения, вку­сов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Мораль— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Наблюдение— целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наказание— выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Неформальные объединения молодежи— одно из проявлений субкульту­ры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

27 - 3033

Образование (как процесс) — специально организованное взаимодей­ствие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образо­вания.

Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня об­разованности.

Образованность личности— характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучение— активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формиру­ется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способ­ности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, уме­ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Парадигма— теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач, т. е. научный подход.

Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая деятельность— разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая профессия— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является на­правленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития пе­дагогическими средствами.

Педагогическая технология— научное проектирование и точное воспро­изведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс— последовательная смена состояний педагоги­ческой системы.

Педагогический менеджмент— а) комплекс принципов, методов, органи­зационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функциониро­вания и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Педагогическое взаимодействие— преднамеренный контакт (разной про­должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которо­го являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое мастерство— совершенное владение педагогической технологией.

Повышение квалификации— вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к вы­полнению более сложных трудовых функций.

Поощрение— выражение положительной оценки, одобрения, призна­ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Правила обучения— конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения)— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к об­щему понятию «метод».

Принципы воспитания (обучения)— основные (общие, руководящие) по­ложения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономер­ностями.

Принципы управления— основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Проверка— система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Прогнозирование— научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Профессиональная ориентация— процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение— состояние готовности выпускни­ка к реальному и осознанному выбору профессии.

27"

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Содержание воспитания— совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об­щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин­дивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования— педагогически адаптированная система на­учных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которы­ми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация— процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ро­лей, норм поведения в обществе.

Социальная педагогика— отрасль педагогики, исследующая социальное вос­питание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социум— окружение, в котором формируется человек.

Способности— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Средства воспитания— различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Средства обучения (дидактические средства)— источники получения знаний, формирования умений.

Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей обще­ственный идеал и учитывающей возможности реальной личности и систе­мы образования по достижению этого идеала.

Структура урока— соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Субкультура— комплекс морально-психологических черт и поведенче­ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре-

деленного профессионального или культурного слоя, который в целом со­здает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Тест — стандартизированная процедура измерения.

Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяю­щее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического про­цесса.

Технология— проект, разработка, описание процесса воспитания (обу­чения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Управление— целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение заплани­рованного результата (цели).

Урок— форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создаю­щие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно­вами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, ду­ховных сил обучаемых.

Учебная программа— нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж­дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

А

Учебный план базисный— основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Го­сударственной Думой, а для полной средней школы — Министерством об­разования РФ.

Учение— целенаправленная, осознанная активная познавательная дея­тельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении

полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма воспитательной работы— организационная структура, педагоги­ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория)— внешняя сторона орга­низации учебного процесса.

Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Функции управления— виды деятельности органов управления и долж­ностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Ценности (духовные)— абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Человек— живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо­собностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного исо­циального, наследственного и приобретенного.

Экскурсия (учебная)— форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент— научно поставленный опыт преобразования педагоги­ческой действительности в точно учитываемых условиях.

Экстериоризация— перевод из внутреннего плана во внешний, в дея­тельность среди людей.

* Эмпатия— способность понимать, чувствовать состояние другого, вы­ражать это понимание.


Наши рекомендации