Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения
ВРоссийской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Нормы международного права отражаются в документах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (июнь 1992 г.) разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она включает в себя ряд направлений:
• профилактика детской инвалидности и организация статистического учета;
• психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей-инвалидов;
• обеспечение детей-инвалидов техническими средствами;
• создание информационной системы по проблемам детской инвалидности;
• оказание организационно-методической, социально-экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объединениям, семьям детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
Законы Российской Федерации гарантируют лицам с ограниченными возможностями обязательное обучение независимо от степени физической или психической недостаточности, при этом продолжительность начального и основного общего образования не может быть менее 9 лет.
Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:
• присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;
• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;
• быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потреб-
ностей ребенка. Это право предоставляется лицам, если они имеют образование, необходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности. Плата за обучение в пределах Государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт соответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Родителям детей, имеющих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. На полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети: неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы поведения; с выраженными трудностями в обучении (задержкой психического развития); со сложными недостатками.
Помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного учебного учреждения.
Основными документами, на которых базируется система коррекцион-ного обучения, являются: Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приложение к приказу МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г.) и разработанное на его базе Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы (приказ № 217 от 29 мая 1995 г.).
В этих документах излагаются правила организации и функционирования классов коррекционно-развивающего обучения, часть из которых приведена ниже с сокращениями:
• классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех типах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков;
• классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-раз-вивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррек-
ционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих)-на основании заявления;
• классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно;
• в классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма);
• при положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению консилиума обучающиеся коррекционно-раз-вивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих);
• наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9—12 человек;
• классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме;
• педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3 классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15%-ный размер надбавки;
• для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Классы коррекционно-развивающего обучения комплектуются на основании приказа Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, логопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной категорией детей. Однако широко распространена практика комплектования классов без специалистов, силами учителей. Вопросы перевода детей решаются в таких случаях администрацией.
На современном этапе организации коррекционно-педагогической деятельности с детьми, требующими особого педагогического внимания, существует ряд проблем и нерешенных вопросов. Несмотря на существование нормативных документов (приказ № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обу-
чения в общеобразовательных учреждениях»), однозначности в понимании данного вопроса пока нет. Остается дискуссионной сама проблема выделения специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания. Обсуждается вопрос: «Необходимо ли обучать раздельно детей с незначительными отклонениями и здоровых детей?»
Сторонники раздельного обучения выступают за отграничение (выделение детей с недостатками в развитии и поведении) и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы. Сторонники процесса интеграции доказывают необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребенком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразовательных классов массовой школы. Как один, так и другой подходы научно обосновываются, экспериментально доказывается их эффективность.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие задачи стоят перед коррекционной педагогикой?
2. Как решается проблема нормы в коррекционной педагогике?
3. Как развивалась коррекционная педагогика?
4. Какие вы знаете отклонения в характере и поведении ребенка?
5. Являетесь ли вы сторонником совместного или раздельного обучения здоровых детей и детей с отклонениями в развитии и поведении?
Основная литература
1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 1999
2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррек-ционно-развивающего обучения. М., 2001
Дополнительная литература
1. Блонский 77. П. Педология. М., 1999.
2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2002
3. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.
5. Шевандрин Н, И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.
ТЕЗАУРУС
Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Авторская школа— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
Адаптация— процесс и результат становления индивида социальным существом.
Адаптация (школьная)— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.
Анализ— мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Аннотирование— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Безнадзорность детей— общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
Беседа— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
Валидность— соответствие теста целям диагностики.
Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Воспитание (узкое педагогическое значение)— специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Воспитывающие ситуации— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
Гипотеза исследования— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Гуманизм— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.
Движущие силы— противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.
Девиантное (отклоняющееся поведение)— система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
Детская общественная организация— самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Диагностика педагогическая— изучение состояния педагогического процесса.
Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Дидактическая игра— коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Домашняя самостоятельная работа— составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Закон— объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.
Закон педагогический— категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности воспитания (обучения)— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.
Интериоризация— перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
Категория— научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Классный руководитель— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Классный час— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
Контроль— наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Конференция (учебная)— организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Концепция воспитания (обучения)— цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Коррекция— система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Личность— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Менеджер— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Методика воспитательной работы— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
Методология — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч-
ном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля— способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения— способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования— способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы управления— способы достижения поставленных целей управления.
Мировоззрение— система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Молодежная субкультура— система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
Мораль— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
Наблюдение— целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наказание— выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Неформальные объединения молодежи— одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
27 - 3033
Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности— характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение— активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Общение— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Оценка— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Парадигма— теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход.
Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая деятельность— разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
Педагогическая профессия— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогическая технология— научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс— последовательная смена состояний педагогической системы.
Педагогический менеджмент— а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.
Педагогическое взаимодействие— преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое мастерство— совершенное владение педагогической технологией.
Повышение квалификации— вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
Поощрение— выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы.
Правила обучения— конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Прием воспитания (обучения)— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Принципы воспитания (обучения)— основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы управления— основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Проверка— система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Прогнозирование— научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Профессиональная ориентация— процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессиональное самоопределение— состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
27"
Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Содержание воспитания— совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Содержание образования— педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Социализация— процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.
Социальная педагогика— отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социум— окружение, в котором формируется человек.
Способности— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Средства воспитания— различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Средства обучения (дидактические средства)— источники получения знаний, формирования умений.
Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Структура урока— соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Субкультура— комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре-
деленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология— проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление— целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Урок— форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Учебная программа— нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
А
Учебный план базисный— основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учение— целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы— организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая категория)— внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Функции управления— виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные)— абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек— живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного исоциального, наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная)— форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент— научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Экстериоризация— перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.
* Эмпатия— способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.