Становление методологии научного познания в гуманитарных науках
Проведение научных исследований в специальной педагогике предполагает подготовленность исследователя, что требует не только высокого уровня компетентности в исследуемой области, но и владения историей развития специальной педагогики; знания философии науки, которая изучает общие философские аспекты развития науки — понятие «наука», критерии научности знаний, структуру научного знания, его виды, методологию научного познания и методы научного исследования; а также понимание закономерностей функционирования науки как особого социального института, ясное представление об особенностях взаимодействия науки и общества и многое другое. Процессы, происходящие в предметном поле специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания, исследуются с позиций современной методологии научного познания и с учетом истории развития этой научной отрасли.
Специальная педагогика, как мы уже говорили, является составной частью общей педагогики, вместе с которой относится к сфере гуманитарного научного знания. Она исследует научно-теоретические вопросы и проблемы педагогики и образования людей с особыми образовательными потребностями. Успешность таких исследований зависит от обоснованной методологической позиции и верно избранных методов исследования.
Методологию науки определяют как учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности, а методологию педагогики — как учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создание концепции) и практического применения или способах преобразования самой системы обучения и воспитания (Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001; Краевский В. В., 2003).
Философия науки рассматривает современный уровень развития научного знания как начало этапа развития постнекласси-ческой (неонеклассической, или постмодернистской) науки1.
1 См.: Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — М., 2005; Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. — М, 2007. - Т. 1. -ГА: 7.
Познавательные модели, реализуемые на этом этапе, опираются на ряд фундаментальных научных концепций, приложимых ко многим отраслям научного познания, в том числе и к специальной педагогике. К их числу можно отнести теорию систем, теорию информации, теорию самоорганизации и теорию управления.
Важнейшей тенденцией современной науки, значимой для специальной педагогики, для формирования современной методологии и методов научного исследования, являются преодоление разобщенности и сближение двух культур — культуры естественно-научного знания и культуры гуманитарного знания — и развитие диалога между ними.
Разрыв двух названных культур начался еще в процессе формирования европейской науки Нового времени. В этот период в структуре естественно-научного знания изучались и объяснялись различные явления и закономерности мира природы, создавались и использовались соответствующие методы научного познания. Широко проводились как фундаментальные, так и прикладные исследования в названной области. Возникающие потребности в изучении мира человека — самого человека и продуктов его деятельности — пытались удовлетворять, применяя те же подходы и методы, что и при изучении природы. Уже в первой половине XIX в. появилось предположение, а затем и уверенность в том, что гуманитарную сферу также можно изучать на основе естественно-научной методологии (становление такого направления философии, как позитивизм).
Дальнейшее развитие этих взглядов происходило во второй половине XIX в. в связи с созданием и широким распространением эволюционной теории Ч.Дарвина и попытками на ее основе исследовать человека как социальное существо с присущими ему социальными и психологическими характеристиками (эволюционный натурализм Г. Спенсера). Постепенно формировалась тенденция превращения социальных и гуманитарных наук в один из разделов естествознания.
Вместе с тем в этот же период мысли ученых сферы гуманитарного знания — В.Дильтея (1833—1911), Г.Риккерта (1863 — 1936), Э. Гуссерля (1859- 1938), Э.Кассирера (1874-1945) - были направлены на поиск качественных отличий гуманитарных наук от наук естественных. Было установлено, что у естественных и у гуманитарных наук предмет исследования разный. Если для первых объектом познания выступает природа, независимая от познающего ее субъекта, то в области гуманитарных исследований субъект и сам становится объектом познания.
В отличие от внеисторичности природы, культура (гуманитарное знание) представляет собой исторический процесс «созидания все новых и все более совершенных значимостей и смыс-
лов»1. Природу характеризую! причинные отношения и взаимодействия; культура же, гуманитарное знание, — продукт деятельности человека, руководствующегося определенными нормами и ценностями и ориентирующегося на достижение совершенно конкретных целей. Сфера культуры, гуманитарного знания, — это, в отличие от природы, сфера ценностно детерминированная. Научный поиск в естественных науках направлен на открытие общих законов природы, а в гуманитарных — на познание неповторимых, единственных в своем роде проявлений человеческой культуры. В методологическом плане естественные науки стремятся к доказательному объяснению законов природы. Для гуманитарного знания главное познавательное действие — понимание смысла изучаемых социальных, культурных, исторических явлений при помощи таких гуманитарных методов исследования, как герменевтика (интерпретация), феноменология (постижение смысла через эмпатию, диалог, интуицию).
С конца XIX в. и далее заметно развивается теоретико-методологическая база гуманитарных исследований. Как мы уже отмечали ранее (см.: 2.1. Философские основы специальной педагогики), одним из важнейших философских направлений прошедшего столетия становится философская антропология (А. Шелер, Г.Плеснер, А. Гелен, М.Хайдеггер и др.), ведущие концепции которой способствовали становлению педагогической антропологии.
В 60-х гг. XX в. одни ученые рассматривали педагогическую антропологию как системным образом построенную теорию педагогики (Й. Плейнес), в то время как другие исследователи (например, О.Больнов) признавали ее методологией педагогики, подходом, пронизывающим все ее области.
Вэто же время было продолжено изучение возможностей герменевтики как метода исследования в гуманитарных науках (Г. Г. Га-дамер).
В 70 —80-х гг. XX в. ученые увидели в новейших разделах естественных и математических наук (кибернетика, теория информации, синергетика, социобиология, этология и др.) большие возможности для обогащения методологии и методов исследования в гуманитарных науках, в первую очередь при изучении проблем общества, человека, культуры в целом. Философия науки констатирует, что «...процесс развития наук в XX в. приобрел... сложный, неожиданный и интересный характер. Вскрытие причинных механизмов и формулировка законов функционирования общественных явлений и артефактов культуры вовсе не потребовали отказа от понимания их как продуктов свободной творческой человеческой деятельности, наполненной глубоким смыслом и зна-
1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных исследований // Философия науки / иод ред. С.А.Лебедева. — М., 2005. — С. 697.
чимостью. Более того, сами естественные науки по мере вовлечения в орбиту своих научных интересов... более сложных и более системно организованных объектов все чаще стали допускать в состав своих фундаментальных теорий и объяснительных схем такие понятия, которые, как думалось раньше, являются исключительной прерогативой наук о человеке и гуманитарных наук, в том числе и понятия истории, цели, смысла, значимости, ценности и др. А это означает, что природа в естествознании конца XX — начала XXI в. вдруг обнаруживает черты, близкие человеку, человеческому миру, а научная картина мира, которая складывается на наших глазах, включает в себя и природу, и человека, и культуру как органически взаимосвязанные части единого в своей основе целостного Универсума. Представляется, что развитие науки XX в. (и здесь особое место принадлежит биологии) дает веские основания считать, что раскол между естествознанием и гуманитарной сферой если не преодолен, то во всяком случае решительно и неумолимо начинает преодолеваться»'. Процесс сближения культур, отмечает В. Г. Борзенков, идет на различных уровнях общности и в разных формах: и на логическом уровне, и на уровне более общих моделей возникновения, функционирования и эволюции сложных систем любой природы в рамках кибернетики, теории информации, синергетики и других междисциплинарных подходов, а также на уровне разработки моделей, теорий и концепций в частных науках, таких, как, например, гуманистическая психология и многие другие.
В настоящее время педагогика находится в процессе поиска способов взвешенного, оптимального сочетания естественно-научных и гуманитарных подходов в методологии педагогических исследований. А.Ф. Закирова (2001) указывает на сосуществование двух противоположных тенденций. Первая связана с абсолютизацией гносеологизма, проявляющегося в избыточном наукообразии и ведущего к отрыву от реальной жизни и образовательной практики. Для второй характерно не всегда оправданное привлечение методов смежных с педагогикой отраслей человековедения — теологического, эзотерического, оккультного знания, искусства, что ведет кразмыванию собственного предмета педагогики. Поэтому крайне необходимо специальное методологическое обоснование сочетания собственно педагогических подходов с общегуманистическими. Возникает потребность в определении механизмов взаимодополняемости научного и вненаучного знания, в раздвижении рамок естествен но-научной парадигмы до масштабов культуры, необходимость в разработке основ педагогической герменевтики2.
1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных
исследований // Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — С. 699 — 700.
2 См.: Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. —
Тюмень, 2001. -С. 73.