Возможностями жизнедеятельности — социальная

и образовательная интеграция

С позиций социологии интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности означает процесс и результат реализации права человека независимо от вида и тяжести его ог­раничений участвовать во всех доступных другим членам обще­ства сферах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с ними в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии и ограниченные возможности.

Следовательно, социология понимает интеграцию как процесс де-стигматизации индивида и такого социального взаимодействия, в основе которого лежит отказ от видения человека с ограничен­ными возможностями как «особого», «неполноценного» и т.п. Ин­теграция подразумевает «включение», т.е. активное взаимодействие людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в единую со­циальную систему с людьми, таких ограничений не имеющих. А для первых она означает изменение их социальной ситуации.

В основе интеграционных процессов лежит этика, опирающая­ся на безоговорочное признание ценности всякой жизни, уваже­ние к другому и согласие с безусловной принадлежностью этого другого (любого) к обществу.

Составной частью социальной интеграции является образова­тельная интеграция.

В системе образования интеграция создает возможность мини­мально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для людей с

IX оиыми образовательными потребностями — получение образо-нппия в специальном (коррекционном) образовательном учреж-немми или с равными возможностями в образовательном учреж-1141 ни общего назначения (дошкольном учреждении, школе, про-ф<ч сиональном центре и т.д.).

Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirjc В., 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Идеи этой концепции сегодня закреплены ■ЯДОМ международных правовых актов: «Декларацией прав ребен-i |», «Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллекту-РИЬНом развитии», «Декларацией о правах инвалидов», «Саламан-. Iсой декларацией» и другими документами.

И России катализатором заметных интеграционных процессов щи пужили два факта в истории страны: последствия войны в Афганистане и через некоторое время социально-экономические и политические изменения, начавшиеся в 90-х гг. прошедшего * ГОлетия и ставшие причиной постепенной демократизации со­циально-политического устройства.

11осле афганской войны появилось значительное число инва­лидов среди молодежи. Проблема помощи им — медицинской, психологической, социально-реабилитационной и реинтеграци­онной — оказалась настолько острой, что не могла быть не заме­чена обществом, властными структурами, тем более что в мире уже имелся опыт такой помощи, особенно в США, где после И юрой мировой войны были созданы службы реабилитационной поддержки. Опыт их деятельности затем пригодился для реабили-пщии солдат, пострадавших во время войны во Вьетнаме.

В поле внимания общественности, направленного на инвали-пои афганской войны, все чаще стала попадать и молодежь из числа инвалидов детства, прежде и чаще всего имеющих наруше­ния опорно-двигательного аппарата.

С начала 90-х гг. XX в. демократизация системы образования 1'оссии и углубляющееся взаимодействие с мировым образова­ли ьным пространством ускорили интеграционные процессы.

Следует отметить, что современные интеграционные начина­ния в отечественном образовании протекают весьма своеобразно и противоречиво, характеризуются как позитивными, так и нега-шнимми сторонами. Прежде всего интеграция строится на довольно 1ыбкой почве, не имеющей пока надежной правовой и экономи­ческой основы. Регулирование «сверху» преобладает над «низо-нои» интеграционной активностью. При этом инициативы, как правило, исходят от представителей системы специального обра-Ювания. Лишь в редких случаях массовые образовательные учреж­дения инициируют интегрированное обучение.





Возможностями жизнедеятельности — социальная - student2.ru Реально действующая практика интегрированного обучения отрабатывается сегодня небольшим числом образовательных уч­реждений, нередко имеющих статус экспериментальных площа­док. Весьма заметна тенденция насильственного насаждения ин­теграции. Административное закрытие специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений якобы с целью ускорения про­цесса и одновременной экономии средств дискредитирует саму идею интеграции и заключенные в ней гуманистические тенден­ции, затрудняег освоение обществом их нравственных основ.

Большинство педагогов массовых образовательных учреждений не только профессионально, но и личностно не готовы к актив­ному участию в интеграционном процессе. Не готова к этому пока и значительная часть населения, родители обычных детей, посе­щающих массовые учреждения образования.

В то же время разворачиванию и усилению интеграционных процессов в нашей стране, безусловно, содействуют такие пози­тивные явления, как признание существования в системе образо­вания вынужденной интеграции (псевдоинтеграции). Ее причина­ми являются:

- отсутствие в отдельных регионах специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений в сочетании с невозможно­стью создания специальных условий в массовой системе образо­вания;

- удаленность специальных учебных заведений от мест прожи­вания некоторых детей и их семей;

- нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреж­дении и отсутствие необходимых условий в избранном ими обра­зовательном учреждении;

- волевое решение органов управления образованием без со­здания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.

Следствием признания вынужденной интеграции явился воз­никший в последние годы в системе массового образования про­цесс «дифференциации» — создание классов компенсирующего обучения, педагогической поддержки.

Расширению и устойчивости интеграционных процессов в бу­дущем будут способствовать налаживание и развитие в России системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Заметные результаты приносит работа по изменению общественного сознания в духе идеологии интегра­ции — выступления средств массовой информации, элементы подготовки педагогов общеобразовательных школ по специаль­ной и коррекционной педагогике, соответствующая деятельность общественных организаций.

Благодаря новейшим отечественным исследованиям складыва­ется представление о многовариантной сущности интеграцион­ного процесса, о специфической зависимости его организации и

реализации от характера особых образовательных потребностей учащихся, от экономических, социокультурных, этнокультурных и других особенностей регионов и даже отдельных образователь­ных учреждений. В тематику актуальных исследовательских задач специальной педагогики входит дальнейшее глубокое изучение специфики организации (социально-психологической, социаль­но-педагогической, дидактической и т.д.) интегрированного обу­чения в условиях разнообразия огромного российского образова­тельного пространства.

В последние годы во многих крупных городах страны началась работа по изучению и практическому психолого-педагогическому сопровождению детей с сенсорными и двигательными нарушени­ями в массовой школе, чему способствовал и положительный за­рубежный опыт.

Важно выделить несколько ключевых вопросов, на которые должна ориентироваться реализация интегрированного обучения.

Кто учится, т. е. для каких групп детей с ограниченными воз­можностями интегрированное обучение в массовой школе может быть доступно и благоприятно?

В каких условиях, т.е. какие организационные формы наибо­лее благоприятны для обучения детей с ограниченными возмож­ностями в массовой школе — специальные классы общеобразова-1слыюй школы, обычные классы, реабилитационные центры

II Т.Д.?

Чему обучать, т.е. каково должно быть содержание образова­ния в условиях интеграции, какими могут быть варианты такого поучения, каковы возможности гибкого перехода от одного вари­анта к другому?

Когда начинать обучение, т.е. какими должны быть реальные сроки интегрированного обучения для детей и подростков с огра­ниченными возможностями (в дошкольном, младшем школьном пин среднем и старшем школьном периодах)?

Кто будет учить, т. е. какой должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, какими окажутся функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

В настоящее время в России развиваются две формы интегра­ции — интернальная и экстернальная. Первая реализуется внутри системы специального образования. Например, слабослышащие мети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться Практически одним составом специалистов. Зарубежная практика еиидетельствует о целесообразности такой интеграции при усло-ипп расположения детей разных категорий в различных, но нахо­дящихся поблизости, учебных корпусах. Дети с нарушениями ин-м'илекта, имеющие дополнительные нарушения (например, сен­сорной сферы), могут быть интегрированы в соответствующие






специальные (коррекционныс) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где занимаются также в отдельных классах (Л.М. Шипицына).

Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие и вза­имопроникновение специального и массового образования.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие изменения претерпела на протяжении XX в. концепция со­циальной реабилитации людей с ограниченными возможностями?

2. Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности?

3. Раскройте смысл идеи независимой жизни для людей с ограничен­ными возможностями жизнедеятельности.

4. Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интегра­ции? Что может сделать для этого массовая система образования?

5. Каковы современные представления о месте человека с ограничен­ными возможностями в обществе? Что такое включенное образование? Укажите и объясните плюсы и минусы интеграции.

6. Ознакомьтесь по литературным источникам с тем, как развивались интеграционные процессы за рубежом.

7. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?

Литература для самостоятельной работы

Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В. В. и др. Комплексная реаби­литация инвалидов / под ред. Т. В. Зозули. — М., 2005.

Инвалиды: К независимой жизни: пособие для инвалидов. — М., 2000.

Кац Л. И. Социальное партнерство — реальная помощь детям с огра­ниченными возможностями // Дефектология. — 2005. — № 1.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. — М., 1997.

Назарова Н. М. О двух концепциях социальной реабилитации челове­ка с ограниченными возможностями // Диагностика, коррекция, реа­билитация: сб. ст. всерос. семинара-совещания. — Красноярск, 1996.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хре­стоматия / сост. и науч. ред. Л. М. Шипицына. — СПб., 1997.

Социальная реабилитация инвалидов в регионе, пути ее реализации. Системно-методическое обеспечение процесса социальной реабилита­ции инвалидов: практическое пособие. — Новосибирск, 1998.

Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомен­дации. — М., 2002.

Cloerkes G. Soziologie der Behinderten. Eine Einffirung. Verlag C. Winter. — Heideberg, 1997.

Глава 4

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

Важнейшим благом для человека являются узаконенные госу-Црством и признаваемые обществом его права и свободы. Они Икрепляются в конституционно-правовых установлениях каждо-ц| юсударства — члена мирового сообщества, а также в междуна­родных правовых документах.

В основе современного законотворчества в области защиты прав чепоиска лежат гуманистические положения социокультурной концепции, а также принципы «государства благоденствия», при­нятые на уровне международной политики в странах Западной Европы в 40 —60-х гг. прошедшего столетия.

Эти мировоззренческие понятия определили, а затем и систем­но объединили права всех людей на образование, медицинское шниуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инва­лидности, пособия по безработице и т.д. Именно в те послевоен­ные годы европейское сообщество осознало необходимость прове­дения в жизнь законов о правах своих граждан на личностном уров­не, на основе индивидуального подхода к каждому человеку.

Событием огромной важности явилось создание в 1945 г. Орга-нп иции Объединенных Наций (ООН)— международного сотруд­ничества, направленного на поддержание мира и безопасности, шииту прав человека, мобилизацию всемирных усилий для обес­печения выживания и развития детей. Одним из основных аспек-п in деятельности ООН стало законотворчество в области защиты Прав человека на уровне мировых универсальных стандартов.

В структуре ООН имеются агентства по защите прав человека, осуществляющие правовое регулирование в области Поддержки наиболее незащищенных слоев населения (детей, ин-и.ишдов, жертв военных конфликтов, беженцев и др.). Среди них Иииболее известны:

ЮНИСЕФ- детский фонд ООН (1946);

ЮНЕСКО— Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, науки и культуры (1946);

ПОЗ— Всемирная организация здравоохранения (1946).

Верховным органом ООН, утверждающим международные за­мни )дательные документы, является Генеральная Ассамблея. Пра-



вовые документы ООН включают международные стандарты в области защиты прав человека, которые разрабатываются в соот­ветствии с общепринятой формой юридических актов. Они содер­жат следующие определения и категории, которые используются в качестве ключевых понятий в международных юридических тек­стах:

декларация — заявление, провозглашение документа;

конвенция — международный договор, соглашение по конкрет­ному вопросу;

ратификация — утверждение международного документа выс­шим органом государственной власти, дающее ему юридическую силу на территории данной страны;

закон — свод общепринятых правил, касающихся регулирова­ния различных отношений:

а) между людьми (мужем и женой, родителями и ребенком,
работодателем и работником, покупателем и продавцом, врачом
и пациентом, партнерами по бизнесу и т.д.),

б) между людьми и предметами (человеком и автомобилем,
арендатором и жилищем и т.д.),

в) между иными субъектами права (банки, общественные орга­
низации, местные власти, само государство и т.п.),

г) между отдельными гражданами и органами местной или
государственной власти;

правовой статус — весь комплекс прав, обязанностей и за­щит, применяемый к каждому отдельно взятому гражданину. Че­ловек обладает всеми правами и обязанностями, указанными в законе;

равноправие — каждое юридическое или физическое лицо, а также все субъекты права перед законом равны;

дети — особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от 0 до 18 лет, а также свои специ­фические потребности, интересы и права, однако не обладающая достаточной способностью отстаивать и защищать их в обществе;

права детей — совокупность законодательных норм и правил, направленных на защиту потребностей и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности;

дефект^ — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее;

инвалидность2 — любое ограничение или отсутствие (в резуль­тате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормаль­ными для человека;

1 Понятие, разработанное Всемирной организацией здравоохранения.

2 То же.

нетрудоспособность* — ограниченность конкретного индиви-пума, которая препятствует или лишает его возможности выпол­нит!, роль, считающуюся для этого индивидума нормальной в за-нисимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд международных пра-иоиых документов, важнейший из которых — Всеобщая деклара­ция нрав человека (1948) — послужил основой для формирова­ния законодательной политики всех государств на европейском i оптиненте.

Международные правовые документы о гражданских, полити­ческих, экономических, социальных и культурных правах про-Юзглашают равенство прав всех людей на жизнь, свободу и лич­ную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, сло­ил религии, мирных собраний и ассоциаций, право на образова­ние, труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материаль­ных и моральных интересов. Утверждая (ратифицируя) междуна­родные документы, защищающие права человека, правительства р.ппых стран обязуются включать основополагающие принципы и п леи этих документов в законодательство своих государств. Фор­мирование и совершенствование законодательной базы каждой ei рапы на основе общепринятых международных правовых доку­ментов происходят с учетом ее экономических, политических и

i... к условий, позволяющих конкретизировать и адаптировать

фсоования международного законодательства в правовом поле панной страны.

4.2. Право на образование в системе прав и свобод

Человека

Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав ченоиека является право на образование. Это — основополагаю­щее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, и |рослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или при­пал .нежности к этническому меньшинству.

11раво всех людей на образование закреплено в ряде важней­ших международных документов (Всеобщей декларации прав че­ноиека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в (лкоподательных актах Российской Федерации, гарантируется ее 1навпым законом — Конституцией.

Признание безусловной ценности для общества каждой чело-I» ческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее пра-

1 То же.





Возможностями жизнедеятельности — социальная - student2.ru Возможностями жизнедеятельности — социальная - student2.ru ва на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жиз­ни — вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.

Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение по­следних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу ко­торых относятся люди с ограниченными возможностями жизне­деятельности и трудоспособности — инвалиды. Среди них одной из самых.уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия се­мейного окружения, плохого физического или морального обра­щения и т.д.

Законодательство Российской Федерации о защите прав инва­лидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Орга­низации Объединенных Наций.

В течение длительного времени права инвалидов служат пред­метом пристального внимания со стороны международного сооб­щества и законодательно закреплены в ряде документов ООН,таких, как:

«Всеобщая декларация прав человека»,

«Конвенция о правах ребенка»,

«Декларация о правах умственно отсталых лиц»,

«Декларация о правах инвалидов»,

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предо­ставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностя­ми равные со всеми права. Это утверждение подкреплено поло­жениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сооб­щества) содействовать повышению уровня жизни, полной заня­тости населения, а также социальной защите «на случай безрабо­тицы, болезни, инвалидности»1.

«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундамен­тальную нормативную базу, ставшую основой для международ­ных правовых стандартов, касающихся инвалидов.

В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реали-

1 Сборник международных договоров ООН. — Нью-Йорк, 1989. — С. 21.

ювывать весь комплекс гражданских, политических, экономи­ческих, социальных, культурных прав, закрепленных в этих до­кументах, но и пользоваться признанным за ними правом осуще-|ТВЛять их на равных основаниях с другими людьми. Данное ут-пгрждение подкреплено положениями особого характера, содер­жащимися в статье 25 декларации, которые признают за каж­дым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его само­го и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что -материнство и детство имеют право на особую заботу и содей­ствие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».

Статья 26 декларации утверждает право всех людей на по­лучение образования.

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образова­ния для своих малолетних детей.

«Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагаю­щее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 творится: «...все люди рождаются свободными и равными в пра­вах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каж-цого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».

Этот важнейший документ послужил базовой основой и от­правной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.

«Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН но правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внима­ния и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвали-■QB в частности. Генеральная Ассамблея ООНназвала этот доку­мент «великой хартией вольностей для детей, мировой конститу­цией прав ребенка».

Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ас гей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным тре-пованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это — наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах истей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция — первый между­народный договор, признающий права детей-инвалидов. В важ­нейшей, касающейся защиты прав детей-инвалидов и утвержден­ной всеми государствами-участниками статье 23 говорится, •им «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостат-





ками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в ус­ловиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и ак­тивное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.

В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удов­летворение особых потребностей такого ребенка в области образо­вания, профессиональной подготовки, медицинском обслужива­нии, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельно­сти. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурса­ми, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности ро­дителей или опекунов».

Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предо­ставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ре­бенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-ин­валид имел доступ и мог получить образование, профессиональ­ное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, под­готовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социаль­ной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе междуна­родного сотрудничества обмену информацией в области про­филактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распрост­ранение информации, касающейся методов реабилитации, об­разования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содей­ствовать совершенствованию имеющихся способностей и навы­ков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».

Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также каса­ющиеся защиты прав детей-инвалидов:

статья 24 — ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;

статья 32 — государства обязаны защищать ребенка от тру­довой эксплуатации и работы, которая может повредить его обу­чению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;

статья 19 — государства обязаны защищать ребенка от фи­зического или психического вреда или недосмотра, включая сек­суальное насилие и эксплуатацию.

Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все име­ющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвали-пам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в об­ществе.

Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, от­носящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это — «Дек-парация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).

«Декларация о правах умственно отсталых лиц»] принята Ге­неральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения на­правлены на изменение отношения общества к людям с умствен­ной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. 11астоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кро­ме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый че­ловек имеет право на должное медицинское обслуживание и фи­зиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилита­цию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимально­го развития своих способностей и потенциала.

Подтверждено право умственно отсталых людей на экономи­ческую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на за­щиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потре­бовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания до­ступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.

К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООНпредставитель СССР воз­держался от голосования на фоне единодушного ее принятия ос­тальными членами.

«Декларация о правах инвалидов» — еще один не менее значи­мый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-

1 В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики ВПециальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидум, ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако мри описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).





ми и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специ­альных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.

Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полно­стью или частично потребности нормальной личной и/или обще­ственной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В пре­амбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое 'определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».

В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны полу­чать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяю­щими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инва­лидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчиты­вать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоя­тельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицин­ское, психологическое и функциональное лечение, на медицин­скую и социальную реабилитацию, образование, профессиональ­ную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способно­сти и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинте­грации». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономи­ческую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды бу­дут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», — говорится в статье 8. Статья 9 подчер­кивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запре­щает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дис­криминационного, оскорбительного или унизительного характе­ра» (ст. 10).

Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обес­печены квалифицированной юридической помощью, когда тако­вая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать ин­формацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот

документ не имеет полной силы закона, однако по существу яв­ляется первым универсальным правовым актом, содержащим мо­ральные и политические требования к присоединившимся госу­дарствам по принятию мер, направленных на выравнивание воз­можностей для инвалидов.

IJ первой главе Стандартных правил упоминаются предпосыл­ки, содействующие их равному участию в жизни общества:

1) широкое ознакомление общественности с проблемами ин­валидности;

2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому Обслуживанию;

3) полный комплекс услуг по реабилитации;

4) обеспечение специальными услугами.

Правило 1 указывает, что «государства должны предпри-н и мать меры к расширению информированности общества об ин­валидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества яв­ляется сосредоточение информационной компании на проблемах лете и-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию по­ни ивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Со-i ласно правилу 2 государства должны обеспечить предостав­ление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимо-iiи, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.

Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам та­кой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им актив­но жить и взаимодействовать в обществе.

Правило 4 касается государственного обеспечения инвали­дов специальными услугами, включающими и технические сред­ства, и приспособления, что должно повысить уровень независи­мости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.

Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых обла­стях создания равных возможностей (правила 5—12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, обра-ювание, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание иобарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспре­пятственный доступ к средствам информации и коммуникации.

Одним из важнейших по значимости является правило 6, в млором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего тру­доустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к госу-






дарствам-участникам требует «...признавать принцип равных воз­можностей начального, среднего и высшего образования для де­тей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных си­стемах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где обще­образовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систе­му образования.

Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудо­вое законодательство «не должно допускать дискриминации ин­валидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участво­вать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную под­держку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходи­мости трудовую деятельность, например, при содействии ассис­тента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).

Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с т

Наши рекомендации