Возможностями жизнедеятельности — социальная
и образовательная интеграция
С позиций социологии интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности означает процесс и результат реализации права человека независимо от вида и тяжести его ограничений участвовать во всех доступных другим членам общества сферах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с ними в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии и ограниченные возможности.
Следовательно, социология понимает интеграцию как процесс де-стигматизации индивида и такого социального взаимодействия, в основе которого лежит отказ от видения человека с ограниченными возможностями как «особого», «неполноценного» и т.п. Интеграция подразумевает «включение», т.е. активное взаимодействие людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в единую социальную систему с людьми, таких ограничений не имеющих. А для первых она означает изменение их социальной ситуации.
В основе интеграционных процессов лежит этика, опирающаяся на безоговорочное признание ценности всякой жизни, уважение к другому и согласие с безусловной принадлежностью этого другого (любого) к обществу.
Составной частью социальной интеграции является образовательная интеграция.
В системе образования интеграция создает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для людей с
IX оиыми образовательными потребностями — получение образо-нппия в специальном (коррекционном) образовательном учреж-немми или с равными возможностями в образовательном учреж-1141 ни общего назначения (дошкольном учреждении, школе, про-ф<ч сиональном центре и т.д.).
Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirjc В., 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Идеи этой концепции сегодня закреплены ■ЯДОМ международных правовых актов: «Декларацией прав ребен-i |», «Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллекту-РИЬНом развитии», «Декларацией о правах инвалидов», «Саламан-. Iсой декларацией» и другими документами.
И России катализатором заметных интеграционных процессов щи пужили два факта в истории страны: последствия войны в Афганистане и через некоторое время социально-экономические и политические изменения, начавшиеся в 90-х гг. прошедшего * ГОлетия и ставшие причиной постепенной демократизации социально-политического устройства.
11осле афганской войны появилось значительное число инвалидов среди молодежи. Проблема помощи им — медицинской, психологической, социально-реабилитационной и реинтеграционной — оказалась настолько острой, что не могла быть не замечена обществом, властными структурами, тем более что в мире уже имелся опыт такой помощи, особенно в США, где после И юрой мировой войны были созданы службы реабилитационной поддержки. Опыт их деятельности затем пригодился для реабили-пщии солдат, пострадавших во время войны во Вьетнаме.
В поле внимания общественности, направленного на инвали-пои афганской войны, все чаще стала попадать и молодежь из числа инвалидов детства, прежде и чаще всего имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
С начала 90-х гг. XX в. демократизация системы образования 1'оссии и углубляющееся взаимодействие с мировым образовали ьным пространством ускорили интеграционные процессы.
Следует отметить, что современные интеграционные начинания в отечественном образовании протекают весьма своеобразно и противоречиво, характеризуются как позитивными, так и нега-шнимми сторонами. Прежде всего интеграция строится на довольно 1ыбкой почве, не имеющей пока надежной правовой и экономической основы. Регулирование «сверху» преобладает над «низо-нои» интеграционной активностью. При этом инициативы, как правило, исходят от представителей системы специального обра-Ювания. Лишь в редких случаях массовые образовательные учреждения инициируют интегрированное обучение.
Реально действующая практика интегрированного обучения отрабатывается сегодня небольшим числом образовательных учреждений, нередко имеющих статус экспериментальных площадок. Весьма заметна тенденция насильственного насаждения интеграции. Административное закрытие специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений якобы с целью ускорения процесса и одновременной экономии средств дискредитирует саму идею интеграции и заключенные в ней гуманистические тенденции, затрудняег освоение обществом их нравственных основ.
Большинство педагогов массовых образовательных учреждений не только профессионально, но и личностно не готовы к активному участию в интеграционном процессе. Не готова к этому пока и значительная часть населения, родители обычных детей, посещающих массовые учреждения образования.
В то же время разворачиванию и усилению интеграционных процессов в нашей стране, безусловно, содействуют такие позитивные явления, как признание существования в системе образования вынужденной интеграции (псевдоинтеграции). Ее причинами являются:
- отсутствие в отдельных регионах специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений в сочетании с невозможностью создания специальных условий в массовой системе образования;
- удаленность специальных учебных заведений от мест проживания некоторых детей и их семей;
- нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении и отсутствие необходимых условий в избранном ими образовательном учреждении;
- волевое решение органов управления образованием без создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.
Следствием признания вынужденной интеграции явился возникший в последние годы в системе массового образования процесс «дифференциации» — создание классов компенсирующего обучения, педагогической поддержки.
Расширению и устойчивости интеграционных процессов в будущем будут способствовать налаживание и развитие в России системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Заметные результаты приносит работа по изменению общественного сознания в духе идеологии интеграции — выступления средств массовой информации, элементы подготовки педагогов общеобразовательных школ по специальной и коррекционной педагогике, соответствующая деятельность общественных организаций.
Благодаря новейшим отечественным исследованиям складывается представление о многовариантной сущности интеграционного процесса, о специфической зависимости его организации и
реализации от характера особых образовательных потребностей учащихся, от экономических, социокультурных, этнокультурных и других особенностей регионов и даже отдельных образовательных учреждений. В тематику актуальных исследовательских задач специальной педагогики входит дальнейшее глубокое изучение специфики организации (социально-психологической, социально-педагогической, дидактической и т.д.) интегрированного обучения в условиях разнообразия огромного российского образовательного пространства.
В последние годы во многих крупных городах страны началась работа по изучению и практическому психолого-педагогическому сопровождению детей с сенсорными и двигательными нарушениями в массовой школе, чему способствовал и положительный зарубежный опыт.
Важно выделить несколько ключевых вопросов, на которые должна ориентироваться реализация интегрированного обучения.
Кто учится, т. е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе может быть доступно и благоприятно?
В каких условиях, т.е. какие организационные формы наиболее благоприятны для обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе — специальные классы общеобразова-1слыюй школы, обычные классы, реабилитационные центры
II Т.Д.?
Чему обучать, т.е. каково должно быть содержание образования в условиях интеграции, какими могут быть варианты такого поучения, каковы возможности гибкого перехода от одного варианта к другому?
Когда начинать обучение, т.е. какими должны быть реальные сроки интегрированного обучения для детей и подростков с ограниченными возможностями (в дошкольном, младшем школьном пин среднем и старшем школьном периодах)?
Кто будет учить, т. е. какой должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, какими окажутся функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?
В настоящее время в России развиваются две формы интеграции — интернальная и экстернальная. Первая реализуется внутри системы специального образования. Например, слабослышащие мети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться Практически одним составом специалистов. Зарубежная практика еиидетельствует о целесообразности такой интеграции при усло-ипп расположения детей разных категорий в различных, но находящихся поблизости, учебных корпусах. Дети с нарушениями ин-м'илекта, имеющие дополнительные нарушения (например, сенсорной сферы), могут быть интегрированы в соответствующие
специальные (коррекционныс) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где занимаются также в отдельных классах (Л.М. Шипицына).
Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие и взаимопроникновение специального и массового образования.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие изменения претерпела на протяжении XX в. концепция социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями?
2. Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности?
3. Раскройте смысл идеи независимой жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
4. Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?
5. Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование? Укажите и объясните плюсы и минусы интеграции.
6. Ознакомьтесь по литературным источникам с тем, как развивались интеграционные процессы за рубежом.
7. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?
Литература для самостоятельной работы
Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В. В. и др. Комплексная реабилитация инвалидов / под ред. Т. В. Зозули. — М., 2005.
Инвалиды: К независимой жизни: пособие для инвалидов. — М., 2000.
Кац Л. И. Социальное партнерство — реальная помощь детям с ограниченными возможностями // Дефектология. — 2005. — № 1.
Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. — М., 1997.
Назарова Н. М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями // Диагностика, коррекция, реабилитация: сб. ст. всерос. семинара-совещания. — Красноярск, 1996.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / сост. и науч. ред. Л. М. Шипицына. — СПб., 1997.
Социальная реабилитация инвалидов в регионе, пути ее реализации. Системно-методическое обеспечение процесса социальной реабилитации инвалидов: практическое пособие. — Новосибирск, 1998.
Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. — М., 2002.
Cloerkes G. Soziologie der Behinderten. Eine Einffirung. Verlag C. Winter. — Heideberg, 1997.
Глава 4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека
Важнейшим благом для человека являются узаконенные госу-Црством и признаваемые обществом его права и свободы. Они Икрепляются в конституционно-правовых установлениях каждо-ц| юсударства — члена мирового сообщества, а также в международных правовых документах.
В основе современного законотворчества в области защиты прав чепоиска лежат гуманистические положения социокультурной концепции, а также принципы «государства благоденствия», принятые на уровне международной политики в странах Западной Европы в 40 —60-х гг. прошедшего столетия.
Эти мировоззренческие понятия определили, а затем и системно объединили права всех людей на образование, медицинское шниуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособия по безработице и т.д. Именно в те послевоенные годы европейское сообщество осознало необходимость проведения в жизнь законов о правах своих граждан на личностном уровне, на основе индивидуального подхода к каждому человеку.
Событием огромной важности явилось создание в 1945 г. Орга-нп иции Объединенных Наций (ООН)— международного сотрудничества, направленного на поддержание мира и безопасности, шииту прав человека, мобилизацию всемирных усилий для обеспечения выживания и развития детей. Одним из основных аспек-п in деятельности ООН стало законотворчество в области защиты Прав человека на уровне мировых универсальных стандартов.
В структуре ООН имеются агентства по защите прав человека, осуществляющие правовое регулирование в области Поддержки наиболее незащищенных слоев населения (детей, ин-и.ишдов, жертв военных конфликтов, беженцев и др.). Среди них Иииболее известны:
ЮНИСЕФ- детский фонд ООН (1946);
ЮНЕСКО— Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, науки и культуры (1946);
ПОЗ— Всемирная организация здравоохранения (1946).
Верховным органом ООН, утверждающим международные замни )дательные документы, является Генеральная Ассамблея. Пра-
вовые документы ООН включают международные стандарты в области защиты прав человека, которые разрабатываются в соответствии с общепринятой формой юридических актов. Они содержат следующие определения и категории, которые используются в качестве ключевых понятий в международных юридических текстах:
декларация — заявление, провозглашение документа;
конвенция — международный договор, соглашение по конкретному вопросу;
ратификация — утверждение международного документа высшим органом государственной власти, дающее ему юридическую силу на территории данной страны;
закон — свод общепринятых правил, касающихся регулирования различных отношений:
а) между людьми (мужем и женой, родителями и ребенком,
работодателем и работником, покупателем и продавцом, врачом
и пациентом, партнерами по бизнесу и т.д.),
б) между людьми и предметами (человеком и автомобилем,
арендатором и жилищем и т.д.),
в) между иными субъектами права (банки, общественные орга
низации, местные власти, само государство и т.п.),
г) между отдельными гражданами и органами местной или
государственной власти;
правовой статус — весь комплекс прав, обязанностей и защит, применяемый к каждому отдельно взятому гражданину. Человек обладает всеми правами и обязанностями, указанными в законе;
равноправие — каждое юридическое или физическое лицо, а также все субъекты права перед законом равны;
дети — особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от 0 до 18 лет, а также свои специфические потребности, интересы и права, однако не обладающая достаточной способностью отстаивать и защищать их в обществе;
права детей — совокупность законодательных норм и правил, направленных на защиту потребностей и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности;
дефект^ — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее;
инвалидность2 — любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
1 Понятие, разработанное Всемирной организацией здравоохранения.
2 То же.
нетрудоспособность* — ограниченность конкретного индиви-пума, которая препятствует или лишает его возможности выполнит!, роль, считающуюся для этого индивидума нормальной в за-нисимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.
Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд международных пра-иоиых документов, важнейший из которых — Всеобщая декларация нрав человека (1948) — послужил основой для формирования законодательной политики всех государств на европейском i оптиненте.
Международные правовые документы о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах про-Юзглашают равенство прав всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слоил религии, мирных собраний и ассоциаций, право на образование, труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов. Утверждая (ратифицируя) международные документы, защищающие права человека, правительства р.ппых стран обязуются включать основополагающие принципы и п леи этих документов в законодательство своих государств. Формирование и совершенствование законодательной базы каждой ei рапы на основе общепринятых международных правовых документов происходят с учетом ее экономических, политических и
i... к условий, позволяющих конкретизировать и адаптировать
фсоования международного законодательства в правовом поле панной страны.
4.2. Право на образование в системе прав и свобод
Человека
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав ченоиека является право на образование. Это — основополагающее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, и |рослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или припал .нежности к этническому меньшинству.
11раво всех людей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (Всеобщей декларации прав ченоиека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в (лкоподательных актах Российской Федерации, гарантируется ее 1навпым законом — Конституцией.
Признание безусловной ценности для общества каждой чело-I» ческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее пра-
1 То же.
ва на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни — вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.
Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение последних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности — инвалиды. Среди них одной из самых.уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия семейного окружения, плохого физического или морального обращения и т.д.
Законодательство Российской Федерации о защите прав инвалидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Организации Объединенных Наций.
В течение длительного времени права инвалидов служат предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и законодательно закреплены в ряде документов ООН,таких, как:
«Всеобщая декларация прав человека»,
«Конвенция о правах ребенка»,
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»,
«Декларация о правах инвалидов»,
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предоставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностями равные со всеми права. Это утверждение подкреплено положениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сообщества) содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, а также социальной защите «на случай безработицы, болезни, инвалидности»1.
«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундаментальную нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реали-
1 Сборник международных договоров ООН. — Нью-Йорк, 1989. — С. 21.
ювывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуще-|ТВЛять их на равных основаниях с другими людьми. Данное ут-пгрждение подкреплено положениями особого характера, содержащимися в статье 25 декларации, которые признают за каждым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что -материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».
Статья 26 декларации утверждает право всех людей на получение образования.
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
«Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 творится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каж-цого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».
Этот важнейший документ послужил базовой основой и отправной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.
«Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН но правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внимания и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвали-■QB в частности. Генеральная Ассамблея ООНназвала этот документ «великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка».
Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ас гей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным тре-пованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это — наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах истей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция — первый международный договор, признающий права детей-инвалидов. В важнейшей, касающейся защиты прав детей-инвалидов и утвержденной всеми государствами-участниками статье 23 говорится, •им «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостат-
ками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.
В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурсами, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности родителей или опекунов».
Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предоставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ребенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-инвалид имел доступ и мог получить образование, профессиональное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, подготовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социальной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе международного сотрудничества обмену информацией в области профилактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распространение информации, касающейся методов реабилитации, образования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содействовать совершенствованию имеющихся способностей и навыков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».
Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также касающиеся защиты прав детей-инвалидов:
статья 24 — ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;
статья 32 — государства обязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая может повредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;
статья 19 — государства обязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвали-пам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в обществе.
Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, относящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это — «Дек-парация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»] принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения направлены на изменение отношения общества к людям с умственной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. 11астоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кроме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилитацию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала.
Подтверждено право умственно отсталых людей на экономическую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания доступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.
К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООНпредставитель СССР воздержался от голосования на фоне единодушного ее принятия остальными членами.
«Декларация о правах инвалидов» — еще один не менее значимый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-
1 В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики ВПециальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидум, ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако мри описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).
ми и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.
Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В преамбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое 'определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».
В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны получать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инвалидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицинское, психологическое и функциональное лечение, на медицинскую и социальную реабилитацию, образование, профессиональную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способности и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинтеграции». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономическую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды будут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», — говорится в статье 8. Статья 9 подчеркивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запрещает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера» (ст. 10).
Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обеспечены квалифицированной юридической помощью, когда таковая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать информацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот
документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальным правовым актом, содержащим моральные и политические требования к присоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравнивание возможностей для инвалидов.
IJ первой главе Стандартных правил упоминаются предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:
1) широкое ознакомление общественности с проблемами инвалидности;
2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому Обслуживанию;
3) полный комплекс услуг по реабилитации;
4) обеспечение специальными услугами.
Правило 1 указывает, что «государства должны предпри-н и мать меры к расширению информированности общества об инвалидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества является сосредоточение информационной компании на проблемах лете и-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию пони ивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Со-i ласно правилу 2 государства должны обеспечить предоставление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимо-iiи, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.
Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам такой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им активно жить и взаимодействовать в обществе.
Правило 4 касается государственного обеспечения инвалидов специальными услугами, включающими и технические средства, и приспособления, что должно повысить уровень независимости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.
Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых областях создания равных возможностей (правила 5—12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, обра-ювание, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание иобарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ к средствам информации и коммуникации.
Одним из важнейших по значимости является правило 6, в млором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего трудоустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к госу-
дарствам-участникам требует «...признавать принцип равных возможностей начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных системах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где общеобразовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систему образования.
Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудовое законодательство «не должно допускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участвовать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную поддержку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходимости трудовую деятельность, например, при содействии ассистента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).
Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с т