Семинарское занятие № 10 по теме Система обучения и воспитания в РФ

Цель: углубление знаний студентов о системе обучения и воспитания в РФ.

Задачи:

1. Уяснение обучаемыми сущности и структуры системы обучения.

2. Формирование у студентов навыков анализа проблем системы воспитания в РФ и путей их решения.

При подготовке к занятиям необходимо:

1. Ознакомиться с темой и вопросами семинара.

2. Изучить рекомендованную литературу.

3. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для обсуждения:

1. Процесс обучения, его сущность, содержание, основные принципы.

2. Важнейшие теории и концепции обучения.

3. Технологии, методы и формы обучения.

4. Процесс воспитания: сущность, содержание, основные принципы.

5. Структура воспитательного процесса.

6. Важнейшие принципы, методы и формы воспитания.

7. Система образования в РФ: организация и управление.

8. Формы и виды образования в РФ.

9. Роль университетов в современном образовании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое образование в РФ является обязательным?

2. Какие типы Вузов существуют в РФ?

3. Каковы формы обучения в высшей школе РФ?

4. Какую квалификацию могут иметь выпускники Вузов РФ?

5. Какой выборный представительный орган осуществляет общее руководство Вузом?

6. В чем отличие непрерывного образования от непрерывного обучения?

7. Где гражданин РФ может получить послевузовское профессиональное образование?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Организационная структура и уровни управления образованием РФ.

2.Проблемы в сфере системы образования РФ и пути их решения.

3. Тенденции развития системы образования в ведущих странах мира.

Описание используемых интерактивных и инновационных образовательных технологий

В целях реализации компетентностного подхода и повышения эффективности образовательного процесса, достижения всеми обучающимися высоких результатов обучения по дисциплине «Профессиональная этика» предусмотрено проведение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.

Применение инновационных форм обучения и методов обучения осуществляется в соответствии с «Положением об инновационных формах обучения студентов», принятом в образовательной организации.

В таблице приведено примерное распределение инновационных форм обучения по разделам и темам дисциплины. Распределение является примерным, преподаватель может варьировать образовательные технологии в зависимости от конкретной темы, цели и задач занятия.



№ п/п Вид инновационной формы обучения Раздел и тематика дисциплины
Семинарские/практические занятия
Круглый стол Тема 2. Человек как субъект деятельности и познания Тема 9. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие
Деловая игра Тема 4. Психология познавательных процессов
Конференция с демонстрацией презентаций Тема 6. Психология общения  
Кейс-метод Тема 7. Психология малых групп

Описание инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, применяемых в ходе освоения курса «Профессиональная этика:

Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важной задачей при организации «круглого стола» является:

• обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

• иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

• тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности: а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления. б) преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развитию взаимопонимания между преподавателем и студентами.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом: 1) Преподавателем формулируются (рекомендуется привлекать и самих студентов) вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист); 4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Учебная дискуссия – этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека. Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений. Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога. Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся – отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов». Можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

Деловая (ролевая) игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельности людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.

По учебной дисциплине «Психология и педагогика» предусмотрены следующие образовательные технологии. Причем проведение занятий в рамках этих технологий может осуществляться как в традиционной, так и в активной и интерактивной формах:

1.лекции (эвристического характера, проблемная, с элементами дискуссии);

2. активные / интерактивные формы (на практических и семинарских занятиях);

3. семинарские занятия;

5. обсуждение вариантов решений проблемных задач и конкретных жизненных и профессиональных ситуаций в ходе семинаров и практических занятий;

6. выполнение тестовых заданий;

7. самостоятельная работа;

8. подготовка и сдача зачета;

9. написание рефератов и письменных работ.

Важной формой углубленного изучения конкретных проблем учебной дисциплины "Психология и педагогика" и отчётности для студентов при самостоятельном изучении тем и разделов курса, является выполнение письменной работы. Эта работа предполагает систематизацию и анализ различных источников и литературы по психологии по выбранной из перечня проблеме. Письменная работа предусматривает собственное осмысление студентами избранной проблемы и изложение своих мыслей в письменной форме. Она выполняется учащимся самостоятельно, оформляется должным образом и считается одним из элементов учебной работы по самостоятельному освоению курса "Психология и педагогика".

Важной составляющей психолого-педагогического образования является овладение категориальным аппаратом. Незнание категорий препятствует усвоению психолого-педагогических знаний. Поэтому на занятиях обучаемым рекомендуется использовать словари, например, глоссарий, имеющийся в настоящей рабочей программе, кроме того, самим вести собственный словарь терминов в конспекте лекций.

При изучении психологии и педагогики обучаемым оказывается помощь в виде разнообразных форм учебной работы. Таковыми являются консультации, лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные консультации и др.

Программа изучения дисциплины предусматривает:

Построение курса на сочетании глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика — теория — новые стратегические и практические решения», организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем. При этом используются активные и интерактивные формы проведения лекционных, семинарских, практических занятий.

Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный курс посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов, основных понятий и категорий психологии и педагогики, а также вопросам, трактовка которых имеет особое значение для понимания сути учебной дисциплины и раскрывает компетентностный подход к ее изучению.

В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения предусматривается использование различных активных и интерактивных форм и методов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разбор практических ситуаций и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплиныпредлагается необходимая учебная и методическая литература.

Самостоятельная работа предполагает освоение теории и практики и рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, подготовку сообщений и т.д.

Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в усвоении основных и наиболее сложных тем, раскрывающих компоненты компетенций, изучаемых по данной дисциплине.

Проведение семинарских и практических занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия – обсуждение и усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинарских занятиях студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, уметь продолжить изложение информации предыдущего выступающего. Студент может пользоваться на семинаре первоисточниками, конспектом изученной литературы, подготовленными письменными материалами по теме семинара. Каждый студент должен уметь по указанию преподавателя дать анализ и оценку сообщению, сделанному предыдущим выступающим.

Практические занятия, проводимые в активной и интерактивной формах, позволяют вовлекать всех студентов в обсуждение того или иного вопроса, проблемы, разбор конкретной ситуации, решение практических и тестовых заданий и практикумов. Активное обучение студентов по дисциплине «Психология и педагогика»обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов, предусматривает проблемную (дискуссионную) постановку вопросов с целью закрепления и углубления полученных знаний, формирования умений и практических навыков в соответствии с компонентами компетенций, развития у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств.

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских и практических занятий, индивидуального контрольного собеседования на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также выполнения контрольных работ, решения тестовых, практических заданий и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на занятиях, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Если студент пропустил занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время и предоставляет преподавателю полученные результаты. При этом тестовый контроль может быть заменен разбором проблемных ситуаций, написанием письменной работы по названным темам, собеседованием по вопросам пропущенного занятия.

Промежуточная аттестацияпо курсу «Психология и педагогика» проводится в форме экзамена.Экзамен проводится устно по билетам, либо методом тестирования. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед сессией – по темам №№ 1-14. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно - экзаменационной сессии.Самостоятельная работа включает в себя:- изучение лекционного материала, - изучение учебной, учебно-методической, научной литературы, интернет-источников в ходе подготовки к семинарским занятиям, рассмотрения вопросов и выполнение заданий для самостоятельного изучения, - выполнение письменных заданий,- самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем,- подготовка к промежуточной аттестации.Самостоятельную работу следует начинать с изучения программы, в которой указаны все основные требования, содержание дисциплины, задания и т. д., обратив особое внимание на вопросы и задания для самостоятельного изучения. Эти вопросы следует рассматривать, следуя тем же советам, что и при подготовке к практическим занятиям (см. выше). В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.При выполнении письменных работ следует сначала выделить проблемы для изучения, подобрать литературу, источники. Затем необходимо по данным источникам найти решение проблем, задач.Письменная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже тематике. Письменная работа может проводится в качестве контрольной работы на практическом занятии в течение одного академического часа с разбором результатов на следующем занятии и с выставлением оценки в журнале учета занятий.

Кроме того, письменная работа является важной формой самостоятельного изучения конкретных проблем учебной дисциплины "Психология и педагогика" и отчётности по ней. Она имеет целью углубить, систематизировать и закрепить полученные студентом теоретические знания в области психологии и педагогики, совершенствовать навыки применения теоретических знаний при анализе общественных явлений.

Написание работы позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрой ориентации в современной классификации источников. Эта работа инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта.

Письменная работа не только углубляет и расширяет уровень психолого-педагогической подготовки студентов, но и прививает им вкус, навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения теоретических вопросов и обобщения реальных фактов.

Подготовка такой работы имеет и большое воспитательное значение. Она способствует формированию у студентов научного мировоззрения, методологической дисциплины мышления и практического действия. Эта работа также оценивается и оценки выставляются в журнале учета занятий.

Примерная тематика письменных (контрольных) работ

1. Психология характера.

2. История развития психологических знаний

3. Мотивация трудовой деятельности.

4. Активные методы обучения.

5. Биологический фундамент личности (темперамент).

6. Конформизм как феномен группового давления.

7. Типы семейного воспитания.

8. Психология малой группы.

9. Эмоции и чувства.

10. Психическое развитие человека (периодизация психического развития).

11. «Я-концепция» как социально-психологическое явление.

12. Проблема внимания в психологии.

13. Сознание и бессознательное.

14. Деятельность (психологический анализ деятельности).

15. Социализация личности.

16. Методы активизации мышления.

17. Развитие памяти.

18. Педагогические технологии в учебном процессе.

19. Психология делового общения.

20. Характеристика мышления как процесса принятия решения.

21. Психология внимания

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»

Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Столяренко А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Крысько В.Г. Психология и педагогика [Текст] : Завтра экзамен / В. Г. Крысько. - СПб : Питер, 2009. - 272с. - (Завтра экзамен).

Островский, Э.В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие ВУЗ / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - Гриф МО. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010. - 384с.

Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»

Пономарева М.А. Общая психология и педагогика [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Пономарева М.А., Сидорова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28153.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Вечорко Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28174.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В.— М.: Логос, 2012. 448— c.

Ермаков В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / Ермаков В.А.— М.: Евразийский открытый институт, 2011. 302— c.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. http://www.psi-net.ru

2. http://www.psyche.ru

3. http://www.psycho.ru

4. http://psy-catalog.ru

5. http://www.psy-portal.ru

6. http://www.lib.ru/PSIHO/

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень информационно-справочных систем

ЭБС «IPRbooks»

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса

а) программное обеспечение Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов DOC, PPT и PDF.

б) специализированные лекционные аудитории, оснащенные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.

в) аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и имеющие выход в сеть Интернет.

г) лаборатория психологических тренингов и занятий по психологическому консультированию.

г) библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.

Этап: Текущий контроль успеваемости по дисциплине

Результаты контроля знаний на данном этапе оцениваются по следующей шкале с оценками: Аттестация (аттестовано, не аттестовано)

Оценка Критерий оценивания
знает умеет владеет
Аттестовано - объект, предмет и методы психологии и педагогики; - основные категории психологии и педагогики; - сущность и психологическую структуру деятельности; - природу, сущность и структуру психики; - сущность и структуру сознания; - основные функции психики; - основные психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые); - сущность личности и ее психологическую структуру; - психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности)   - составлять психологическую характеристику личности, давать интерпретацию собственного психического состояния; - управлять своей психикой и поведением; - анализировать социально-психологические процессы в группе и управлять ими; - использовать методы психологии для изучения людей; - составлять психологический портрет группы (коллектива); - оценивать конкретные учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи;   Навыками, связанными с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность и работать в команде Навыками межличностных коммуникаций, приемами профессионального, в том числе и педагогического общения  

Этап: Промежуточная аттестация по дисциплине в виде экзамена

Результаты контроля знаний на данном этапе оцениваются по следующей шкале отлично/хорошо/удовлетворительно/неудовлетворительно

Оценка Критерий оценивания
знает умеет владеет
Отлично сущность и структуру психологии группы, динамические процессы в межличностных отношениях, механизм межгрупповых взаимодействий; - основные психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые); - сущность личности и ее психологическую структуру; - психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности); сущность и структуру общения, приемы аттракции анализировать социально-психологические процессы в группе и управлять ими - составлять психологическую характеристику личности, давать интерпретацию собственного психического состояния; - управлять своей психикой и поведением; - использовать методы психологии для изучения людей; - составлять психологический портрет группы (коллектива)   -навыками, связанными с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность и работать в команде навыками межличностных коммуникаций, приемами профессионального, в том числе и педагогического общения - профессиональным мастерством и широким кругозором -навыками критической рефлексии и самооценки    
хорошо Проявляет знания, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает отдельные некритичные ошибки, не искажающие сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере владеет теоретическим материалом, но в целом понимает общий смысл вопроса Проявляет умения, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает отдельные некритичные ошибки, не искажающие сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере способен проявить отдельные практические требования, но в целом обладает ими. На среднем уровне владеет навыками, указанными в требованиях на оценку «отлично». Уровень владения навыками не полностью развит, что может привести к возникновению отдельных некритичных ошибок. Отдельные практические навыки сформированы не в полной мере, но в целом готов к их применению.
удовлетворительно Проявляет знания, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает значительное количество некритических ошибок, не искажающих сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере владеет теоретическим материалом, но в целом понимает общий смысл вопроса Проявляет умения, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает значительное количество некритичных ошибок, не искажающих сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере способен проявить отдельные практические требования, но в целом обладает ими. На низком уровне владеет навыками, указанными в требованиях на оценку «отлично». Уровень владения навыками не находится в начальной степени формирования, что может привести к возникновению значительного количества некритичных ошибок. Значительная часть практических навыков сформирована не в полной мере, но в целом готов к их применению.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Примерная тематика письменных (контрольных) работ

1. Психология характера.

2. История развития психологических знаний

3. Мотивация трудовой деятельности.

4. Активные методы обучения.

5. Биологический фундамент личности (темперамент).

6. Конформизм как феномен группового давления.

7. Типы семейного воспитания.

8. Психология малой группы.

9. Эмоции и чувства.

10. Психическое развитие человека (периодизация психического развития).

11. «Я-концепция» как социально-психологическое явление.

12. Проблема внимания в психологии.

13. Сознание и бессознательное.

14. Деятельность (психологический анализ деятельности).

15. Социализация личности.

16. Методы активизации мышления.

17. Развитие памяти.

18. Педагогические технологии в учебном процессе.

19. Психология делового общения.

20. Характеристика мышления как процесса принятия решения.

21. Психология внимания

Тестовые задания для текущего контроля по разделам:

Наши рекомендации