Тема 4. Понятие педагогических технологий, научные основы и классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика
Ключевые понятия:технология, педагогическая технология, воспитательные педагогические технологии, функции педагогических технологий, классификация педагогических технологий, критерии педагогических технологий.
Содержание:сущность педагогической технологии. Специфика педагогической технологии. Технология и педагогическое мастерство. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические. технологии. Различные подходы к классификации воспитательных технологий. Технологии воспитательного воздействия и технологии организации воспитательных мероприятий.
Технология КТД. Ситуация успеха, ее назначение, пути ее создания. Технология формирования коллектива.
Тема 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе. Тьютор в современной школе
Ключевые понятия:классный руководитель, функции объекты внимания классного руководителя, план воспитательной работы, тьютор.
Содержание:роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Содержание профессиональной работы классного руководителя. Принципы планирования, виды и формы планирования воспитательной работы в классе. План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по ключевым делам. Структура и требования к плану воспитательной работы. Понятие «тьютор». Роль тьютора в современной школе. Отличия деятельности тьютора от деятельности классного руководителя.
Семинарские занятия
Семинар 1. Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания
Структура занятия
1. Закономерности воспитания как его существенные, необходимые, устойчивые связи.
2. Принципы воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса.
3. Характеристика требований, предъявляемых к принципам.
4. Основные принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов в целостном воспитательном процессе.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. Раздел III. Глава 1.
2. В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова / под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования.- М.: Изд. центр « Академия», 2011. Гл. 4.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.
5. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А И. Мищенко,Е.Н. Шиянов.- М.Школьная пресса, 2004.
6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. Часть 3. Тема 1. С. 5-21.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с. Глава 1.
Электронные ресурсы:
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 2. Воспитательные системы и их развитие
Структура занятия
1. Понятие «воспитательная система», её структура.
2. Развитие воспитательной системы школы.
3. Методика создания воспитательной системы школы.
4.Характеристика современных, гуманистических воспитательных систем.
5.Критерии развития и эффективности воспитательной системы.
Применить полученные знания для анализа воспитательной системы школы в ходе экскурсии.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н./ под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования.- М.: Изд. центр « Академия», 2011.- 4.5., с. 202-224.
2.Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. - М., 1991.
5. Поляков С.Д. О новом воспитании. - М., 1990.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведения.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Электронные ресурсы:
1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 3. Содержание воспитания: приоритетные стратегии воспитания
Структура занятия
1. Структура, источники и основополагающие идеи содержания процесса воспитания.
2. Воспитание духовно и физически здоровой личности.
3. Воспитание патриота и гуманиста.
4. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности.
5. Воспитание творчески саморазвивающейся личности.
6. Содержание воспитания в свете нового ФГОС.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. Раздел III. Глава 2.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. Часть 3. Тема 1. С. 27-37.
5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.
Электронные ресурсы:
1. Ерёмина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно М., 2002 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru