Школа и педагогика в СССР и за рубежом после Второй мировой войны.
Ключевые понятия:поддерживающее обучение, инновационное образование, педагогика сотрудничества, модернизация, альтернативные формы образования.
Содержание.Педагогика и образование в годы второй мировой войны и первое послевоенное десятилетие. Значение патриотического воспитания. Восстановление образовательной системы СССР. Проблема перехода от «поддерживающего обучения» к «инновационному обучению».
Новые тенденции в развитии советской педагогики после XX съезда КПСС. Достижения советских педагогов во второй половине 50-х – начале 80-х гг. (В.В.Давыдов, Л.В. Занков, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин, М.Н.Скаткин и др.). Деятельность В.А.Сухомлинского.
Основные проблемы и противоречия теории и практики отечественного образования к середине 80-х гг. Движение педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества.
4) Инновационные поиски в образовании в конце ХХ в., начале XXI века. Россия – Запад, процесс интеграции национальных систем образования.
Ключевые понятия:инновация, вариативное образование, компетентностный подход, компетенция, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, универсальные учебные действия.
Содержание.Изменение политики в области образования. Закон РФ «Об образовании». Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Разработка новых образовательных технологий. Принятие Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, концепция профильного образования, идея компетентностного подхода в образовании.
Теория и практика отечественного образования на пороге XXI века. Федеральные государственные стандарты нового поколения, национальная образовательная инициатива «Новая школа», концепция «Духовно-нравственного воспитания».
Семинарские занятия
Семинар 1. Образовательные системы древневосточной цивилизации.
Структура занятия
1.Педагогика Древней Месопотамии и Древнего Египта.
2. Педагогическая традиция иудаизма.
3. Индуистская педагогика Южноазиатской цивилизации и педагогика буддизма.
4. Конфуцианская педагогика Дальневосточной цивилизации.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Артхашастра, или науки политики./ М.; Л., 1958.
2. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т.т. М., 1972-73. ( см. «Лунь-Юй»).
3. Будда и его учение./ Сост. В. И. Корнев. М., 1999. ( Антология гуманной педагогики).
4. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. ( с. 171-180).
5. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – С. 21-33.
6. Малявин В. В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае. // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1998.
7. Матье М. Э. День египетского мальчика. Пермь, 1993. ( Глава II-VII).
8. От глиняной таблички к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М., 1998.
9. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерки развития педагогической теории). Пер. с немецкого.- М.: Педагогика, 1979. ( с.22 – 30).
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru
4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru
Семинар 2. Философские основания и сущность образовательных систем античности
Структура занятия
1. Софистика: личность и общество. «Человек есть мера всех вещей…»
2. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.
3.Платон: идея справедливого государства для блага личности.
4. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Идея «общего» воспитания.
Знать значение основных педагогических терминов по эпохе Античности: абак, Академия, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, калькулятор, кифарист, калокагатия, киники, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, софистика, софронист, стиль, стоики, эфебия, ювентус.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Антология мировой философии. - М., 1969. – Т.1. – Ч.1.
2. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
3. Словарь античности. – М., 1989.
4.Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб, 1993. – т. 1. – ч. 2.
5.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru
4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru