Работа по развитию речевого слуха и восприятия неречевых звучаний

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Развитие остаточного слуха реализуется в трех основных направлениях:

- выработка условной двигательной реакции на звук;

- обучение различению и опознаванию неречевых и речевых звучаний;

- восприятие речи на слух.

ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦТИИ НА ЗВУК. Работа по развитию слухового восприятия начинается с обучения умению реагировать на звуковой сигнал определенным действием. Условная двигательная реакция вырабатывается параллельно на звучание как игрушек (барабан, дудка, шарманка и т. п.), так и речи (слогосочетания, слова). Если ребенок начинает обучаться в три года и позже, его сразу учат реагировать на звучание каждой игрушки определенным игровым действием: под барабан - шагать, произнося «татата», под гармошку - выполнять танцевальные движения, произнося «ляляляля», и т. п.

Если же ребенку меньше трех лет, то работу лучше проводить по-другому. В ответ на звучание его следует учить не шагать и т. п., а собирать и разбирать пирамидки, складывать в коробку кубики и т. д. Сначала это делается слухо-зрительно, а затем на слух. В процессе занятий определяется, звучание каких игрушек и на каком расстоянии доступно каждому ребенку. Первая звучащая игрушка - это барабан, так как восприятие его звука доступно всем детям. Затем к работе подключаются бубен, гармошка, дудка, а позже и металлофон, погремушка, шарманка. При этом расстояние, с которого начинается общение между ребенком и каждой из этих игрушек, постепенно уменьшается.

Одновременно педагог учит ребенка реагировать игровым действием в момент звучания слогосочетаний (папапа, пупупупу, пипипипи): строить башенку из кубиков, надевать кольца на стержень и т. п. Работа ведется в три этапа.

Вначале ребенок воспринимает слогосочетания слухо-зрительно, т. е. глядя на губы взрослого. На этом этапе важно научить малыша ждать сигнала и самостоятельно, без побуждения, выполнять действие.

Затем слогосочетания произносятся голосом разговорной громкости на ухо ребенку, который воспринимает их слухо-тактильно - слушая и ощущая струю выдыхаемого воздуха.

Наконец, слогосочетания произносятся голосом разговорной громкости за экраном (листом бумаги). В этом случае ребенок воспринимает звучание только на слух. Если реакция на слогосочетание отсутствует, то педагог усиливает голос до громкого, пытаясь в дальнейшем научить ребенка ощущать голос разговорной громкости. Если же малыш реагирует на звучание речи у уха, педагог постепенно отходит от ребенка и определяет максимальное расстояние, на котором тот ощущает звучание речевого сигнала. Слабослышащего ребенка, реагирующего на звучание голоса разговорной громкости на 1 м и более, учат ощущать и звучание шепота.

Выработка условной двигательной реакции на звучание неречевых и речевых сигналов проводится в первые полтора-два года и ведется индивидуально. За это время педагог как бы «вытягивает» расстояние, на котором каждый ребенок реагирует на доступные его слуху звучания игрушек и речи. В основном она ведется без звукоусиливающей аппаратуры. Но в ходе занятий педагог определяет также, какие звучащие игрушки ребенок слышит с индивидуальным слуховым аппаратом и на каком расстоянии. При этом используются все игрушки, указанные в программе СДОУ I и II вида, в том числе и те, звучание которых ребенок не воспринимает без аппарата. Если звучащая игрушка с индивидуальным слуховым аппаратом воспринимается менее чем на 1,5-2 м, то педагог проводит целенаправленную работу по увеличению этого расстояния.

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ И ОПОЗНАВАНИЮ НА СЛУХ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ.

Эта работа включает в себя различение звучащих игрушек, музыкальных инструментов и бытовых шумов, определение количества звучаний и их характера (долгота, громкость, слитность, темп, ритм, высота), направления к источнику звука, а также различение музыкальных ритмов (марш, вальс, полька и т. д.), оркестрового, хорового и сольного исполнения, голосов людей и животных и т. п. Работа проводится на занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

На фронтальных занятиях используются те звучания, которые доступны слуху всех детей группы. Методика обучения различению звучаний такова. Сначала дети дифференцируют звучания, воспринимая их на слухо-зрительной основе, далее слушают образец каждого звучания и, наконец, приступают к их различению только на слух. Каждый раз в случае ошибки педагог предъявляет то или иное звучание слухо-зрительно, а затем на слух. Дети в ответ на воспринятое звучание, как правило, отвечают движениями и произнесением слогосочетаний, соответствующих характеру звучания. Например, при различении темпа звучаний они в ответ на воспринятое хлопают в ладоши в медленном темпе, произнося та та та , в среднем — та та та или быстром - татата.

Обучение различению на слух нерече­вых и речевых сигналов проводится не только с целью развития слухового восприятия детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, но и для оказания положительного влияния на формирование устной речи. В первую очередь это относится к работе по различению на слух ритма, темпа, высоты и слитности звучаний.

Основное внимание в плане развития слухового восприятия уделяется формированию и развитию речевого слуха детей. С этой целью их учат различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы (повествовательные, вопросы, поручения), тексты. Дети поступают в детский сад, как правило, не владея речью и не умея пользоваться своим слухом. Поэтому заниматься с ними начинают на материале звукоподражаний, лепетных, а позже и полных слов. По мере формирования у детей фразовой речи исходной единицей в работе по развитию слуха становится фраза.

Вначале детей учат различать на слух речевой материал. Различение на слух - это ответное действие на предъявление речевого материала, знакомого по звучанию. Знакомым по звучанию считается тот материал, который уже использовался в слуховой тренировке. Различение на слух осуществляется в ситуации ограниченного и наглядного выбора. Перед ребенком находятся предметы, картинки, таблички, соответствующие словам и фразам, предлагаемым на слух (например: дом, мама, молоко). Ребенок различает звучания сначала при выборе из двух-трех, постепенно выбор увеличивается до восьми-десяти единиц.

Речевой материал для различения на слух каждому ребенку подбирается на неделю. В начале занятия он различает его на слухо-зрительной основе, затем педагог предъявляет образец звучания каждой речевой единицы, для этого он произносит на ухо или за экраном название того или иного предмета (картинки), одновременно показывая его (т. е. ребёнок знает, что он слушает). Наконец, на том же занятии сурдопедагог предъявляет этот же материал только на слух. По мере совершенствования навыка восприятия первые два этапа занимают все меньше и меньше места (особенно у слабослышащих).

После того как дети научились различать на слух первые звукоподражания и слова, они учатся и опознавать их на слух.

Опознавание на слух - это ответные действия детей на предъявление знакомого по звучанию речевого материала. Опознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора. При обучении опознаванию педагог, не предъявляя ребенку ни табличек, ни картинок, ни предметов и не предупреждая, какой материал он будет слушать, предлагает для слухового восприятия слово, словосочетание или фразу. Ребенок слушает, а затем повторяет услышанное слово, фразу-сообщение, отвечает на вопрос, выполняет поручение. Если ребёнок ответил правильно, то взрослый в подтверждение правильности показывает соответствующую картинку (предмет, табличку).

Новые слова, словосочетания и фразы, особенно на первых годах обучения, дети сначала различают на слух, а затем и опознают. Для опознавания на слух на каждое занятие подбирается новый речевой материал. Те слова, словосочетания и фразы, которые ребенок не смог опознать, предлагаются ему для различения, а на последующем занятии - вновь для опознавания на слух. И для различения, и для опознавания предлагается речевой материал, разнородный грамматически и относящийся к разным тематическим группам, чтобы дети, учились воспринимать материал вне ситуации.

Помимо соблюдения указанных требований, педагог постепенно увеличивает расстояние, на котором ребенок слушает с индивидуальным слуховым аппаратом или без него. Это расстояние при различении на слух, как правило, бывает большим, чем то, на котором они опознают материал на слух.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок вслушивался в сказанное, а не гадал, что это может быть. Поэтому и при различении, и при опознавании на слух одна и та же фраза (слово) может повторяться неоднократно (иногда по два-три раза подряд). При этом чаще повторяется тот материал, который ребенок слышит хуже.

Когда ребенок начнет справляться с опознаванием на слух речевого материала, его учат распознавать на слух незнакомые по звучанию слова, словосочетания, фразы. При этом незнакомым по звучанию считается тот материал, который впервые предлагается ребенку сразу на слух. Распознавание на слух - это ответные действия детей на предъявление речевого материала, незнакомого по звучанию. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора. С целью обучения распознаванию на слух каждое новое слово (т. е. не отработанное ранее на занятиях по РСВ), словосочетание или фраза предъявляются ребенку сразу на слух, а не слухо-зрительно. Ребёнок повторяет то, что он услышал, воспроизводя либо отдельные элементы, либо контур слова, либо его точный звуковой состав. Если слово, словосочетание, фраза не восприняты на слух, то педагог предъявляет данную речевую единицу для слухо-зрительного восприятия, а затем и только на слух. Ребенок каждый раз повторяет воспринятое. Речевой материал, впервые предлагаемый для распознавания на слух, на том же и последующих занятиях предлагается для различения, а в дальнейшем и для опознавания на слух в более сложных акустических условиях: с индивидуальным слуховым аппаратом или без него при постепенно увеличивающемся расстоянии.

При обучении различению материала на слух и при его опознавании и распознавании каждая речевая единица, не воспринятая с первого предъявления, повторяется три - пять раз. Если она все же остается неузнанной, то слово, словосочетание, фраза предлагаются на слухо-зрительной основе, а затем снова на слух.

В детском саду большое внимание уделяется работе с текстом. Так, глухие и слабослышащие дети учатся опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки. С этой целью педагог сразу на слух произносит четверостишие или поет один куплет песни и спрашивает ребенка, что он услышал. Затем песенка или стихотворение предъявляется для слухо-зрительного восприятия и вновь на слух. Упражнения проводятся и на последующих занятиях до тех пор, пока дошкольник не научится узнавать данное стихотворение (песню) на слух. В дальнейшем педагог то же самое делает со вторым и последующими стихами и песнями. В процессе этой работы дети учатся отличать одно стихотворение (песенку) от другого.

Глухие и слабослышащие дети учатся также воспринимать на слух и прозаические тексты. Глухих дошкольников на последнем году обучения готовят к восприятию на слух текстов. Дети учатся воспринимать на слухо-зрительной основе и различать на слух речевой материал типа: «Девочка взяла бумагу и карандаш. Девочка рисует мяч». Данный речевой материал предлагается слухо-зрительно не более двух раз. После его прослушивания ребенок должен сказать, что он понял. Если он не может повторить сказанного (чего не должно быть на четвертом-пятом году обучения), материал предлагается ему для прочтения. Затем педагог дает образец звучания данных фраз: показывая ребенку написанное на табличке первое предложение, он произносит его за экраном, затем то же делает и со вторым предложением. В дальнейшем дошкольник учится различать на слух фразы, слова и словосочетания, предъявляемые вразбивку. Фразы, написанные на табличке, а также соответствующая картинка или предметы находятся перед ребенком.

После того как дошкольник научится различать на слух фразы и слова, ему предлагается выполнить ряд заданий, ответить на вопросы. Задания и вопросы предъявляются сразу на слух. Если после двухкратного повторения вопроса (задания) дошкольник не смог понять его, то педагог предъявляет его для восприятия на слухо-зрительной основе, а затем - на слуховой. Речевой материал считается усвоенным, если ребенок воспринимает на слух обе фразы и все слова и словосочетания из них, данные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, воспринятые на слух. Работа с данным речевым материалом проводится обычно на трех-пяти занятиях.

Слабослышащих дошкольников, начиная со средней группы, учат воспринимать на слух сначала хорошо знакомые тексты, а затем и новые. При этом на начальном этапе работы обязательно используются сюжетные картинки, постепенно все больше текстов предлагается ребенку без опоры на картинку. Каждый новый текст предъявляется на слух не более двух раз. Ребенок пересказывает его. Затем текст предъявляется пофразно, каждая фраза предлагается на слух не более трех-пяти раз. Если дошкольник не может воспроизвести ее точно, она повторяется для слухо-зрительного восприятия и для чтения. После предъявления последней фразы педагог вновь прочитывает весь текст, который ребенок воспринимает уже слухо-зрительно, а затем читает. В дальнейшем дошкольники различают и опознают речевой материал, входящий в текст, а также отвечают на вопросы и выполняют задания по нему, которые предъявляются на слух не более двух раз. Работа с одним текстом, как правило, ведется в течение двух-трех занятий.

Как при использовании индивидуального слухового аппарата, так и без него большое внимание уделяется постепенному увеличению расстояния, на котором ребенок может воспринимать материал на слух. Речевой материал произносится голосом разговорной громкости. Если слабослышащий дошкольник воспринимает его без аппарата на 1 м и более, его необходимо тренировать в различении, опознавании и распознавании слов, словосочетаний и фраз, произносимых шепотом.

Работая над развитием слухового восприятия, следует осуществлять контроль за реализацией произносительных возможностей каждого ребенка. Педагог дает образец звучания данных фраз: показывая ребенку написанное на табличке первое предложение, он произносит его за экраном, затем то же делает и со вторым предложением. В дальнейшем дошкольник учится различать на слух фразы, слова и словосочетания, предъявляемые вразбивку. Фразы, написанные на табличке, а также соответствующая картинка или предметы находятся перед ребенком.

После того как дошкольник научится различать на слух фразы и слова, ему предлагается выполнить ряд заданий, ответить на вопросы. Задания и вопросы предъявляются сразу на слух. Если после двухкратного повторения вопроса (задания) дошкольник не смог понять его, то педагог предъявляет его для восприятия на слухо-зрительной основе, а затем - на слуховой. Речевой материал считается усвоенным, если ребенок воспринимает на слух обе фразы и все слова и словосочетания из них, данные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, воспринятые на слух. Работа с данным речевым материалом проводится обычно на трех-пяти занятиях.

Слабослышащих дошкольников, начиная со средней группы, учат воспринимать на слух сначала хорошо знакомые тексты, а затем и новые. При этом на начальном этапе работы обязательно используются сюжетные картинки, постепенно все больше текстов предлагается ребенку без опоры на картинку. Каждый новый текст предъявляется на слух не более двух раз. Ребенок пересказывает его. Затем текст предъявляется пофразно, каждая фраза предлагается на слух не более трех-пяти раз. Если дошкольник не может воспроизвести ее точно, она повторяется для слухо-зрительного восприятия и для чтения. После предъявления последней фразы педагог вновь прочитывает весь текст, который ребенок воспринимает уже слухо-зрительно, а затем читает. В дальнейшем дошкольники различают и опознают речевой материал, входящий в текст, а также отвечают на вопросы и выполняют задания по нему, которые предъявляются на слух не более двух раз. Работа с одним текстом, как правило, ведется в течение двух-трех занятий.

Как при использовании индивидуального слухового аппарата, так и без него большое внимание уделяется постепенному увеличению расстояния, на котором ребенок может воспринимать материал на слух. Речевой материал произносится голосом разговорной громкости. Если слабослышащий дошкольник воспринимает его без аппарата на 1 м и более, его необходимо тренировать в различении, опознавании и распознавании слов, словосочетаний и фраз, произносимых шепотом.

Работая над развитием слухового восприятия, следует осуществлять контроль за реализацией произносительных возможностей каждого ребенка.

Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов (педагогические требования к организации коррекционной работы)

Содержание обучения различению на слух речевых и неречевых сигналов определяется типовой программой «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» , 1991г., под ред. Носковой Л.П. и представлено в разделах «РСВ» и «Обучение произношению».

К данной работе предъявляется определенные требования. Так за период дошкольного обучения глухие и слабослышащие дети должны научиться:

1. Узнавать звучание игрушек и муз. инструментов;

2. Определять количество звучаний;

3. Различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;

4. Различать на слух звучание речи, музыки и пения, муз. ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения;

5. Различать звучание мужского и женского голоса;

6. Узнавать голоса животных и птиц;

7. Различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

Цель данной работы заключается в развитии слуха детей и обогащении представлений о звуках окружающей среды. Кроме того, данная работа необходима в целях оказания влияния на формирование устной речи глухих и слабослышащих детей.

Значение работы: умение воспринимать на слух долготу, громкость, высоту и т.д. звучаний позволяет развивать и совершенствовать сенсорную основу восприятия ребенком темпоритмической стороны устной речи. Подражая правильной речи взрослых, которую дети воспринимают на слух и слухо-зрительно, дошкольники овладевают умением произносить речевой материал слитно, с ударением, в нормальном темпе, информальным путем (не на спец. занятиях).

Для успешности данной работы необходимо, чтобы дети слышали не только речь взрослого, но и сами себя. Это обеспечивается адекватностью выбора режима усиления речи и использованием обратных микрофонов. Необходимо обеспечить детям возможность постоянно слышать речь взрослого и свою. Поэтому с первых занятий, когда уточнен режим работы слуховых аппаратов, дети пользуются ими в течение всего дня.

Работу по различению на слух неречевых и речевых звучаний целесообразно проводить на фронтальных занятиях, а также на музык. занятиях.

При этом педагог должен знать следующее:

1. Звучание, каких игрушек ощущает каждый ребенок группы:

- с индивидуальным слуховым аппаратом;

- со СЗУА коллективного пользования;

2. Звучание, каких игрушек не ощущает ребенок:

- без аппаратов;

- с индивидуальными СА;

- со СЗУА коллективного пользования.

Основные методические положения:

1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей;

2. Значимость или сигнальность звукового материала. В работе по РСВ должны использоваться как речевые, так и неречевые звучания. Ребенок должен научиться их дифференцировать в быту, соотносить звук с его источником;

3. Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким.

Наши рекомендации