И технологиии обучения и развития дошкольников

Гуманизация дошкольного образования. Современ-

ные технологии обучения и воспитания детей

дошкольного возраста.

4.1.Гуманизация дошкольного образования

Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

– гуманного отношения к личности воспитанника;

– уважения его прав и свобод;

– предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

– ненасильственное формирование требуемых качеств;

– уважения права человека быть самим собой;

– уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.

– уважения прав и свобод воспитанника (Подласый И.П).

Идеи гуманизации воспитания и обуче­ния детей, обсуждение которых в настоя­щее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике, пронизывают тру­ды Я. А. Коменского. Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А.В.Запорожца и др.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубо­кое понимание неповторимости его лич­ности, учет потребностей и возра­стных особенностей.

Однако в практике дошкольных учреждений долгое время преобладала учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране привела к тому, что в 1989 году Государственный комитете по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В.В.Довыдов, В.А.Петровский и др.). Ее основные идеи – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства. Авторы сумели обнажить в практической деятельности дошкольных учреждений существенные отклонения от принципов гуманизма, вскрыли объектив­ные и субъективные причины сложивше­гося положения, более того, наметили перспективные направления работы, спо­собствующие восстановлению идей гума­низма в педагогической практике, значи­тельно повышающие уровень всесторонне­го развития дошкольника.

А.В.Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руко­водство детскими видами деятельно­сти и обеспечи­вать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологи­ческих качеств, специфичных для воз­раста и имеющих непреходящее зна­чение. Реализация идей А. В. За­порожца определяет гене­ральную линию гуманизации дошколь­ного воспитания: при по­строении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономер­ности проявляются в индивидуальной форме

Н.Михайленко, Н Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим на­правлениям:

– изменение формы общения с детьми — от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобра­зие каждого ребенка, на установление дове­рительных, партнерских отношений;

– обновление формы и содержания обучающих занятий — от фронтальных к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознаком­лении с окружающим;

– насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориен­тирующих на общечеловеческие нравствен­ные ценности, расширяющие кругозор ре­бенка;

– преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой ком­нате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склон­ностями, выбора деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индиви­дуальной.

Изменение формы общения воспитателя с детьми, предполагает пе­реход от учебно-дисциплинарной модели вос­питания к личностно-ориентированной, суть которой заключается в том, что педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Воспитатель не ограничивает общение с детьми только дисциплинарными указа­ниями, связанными с выполнением учебных задач или режимных моментов, он чаще разговаривает с детьми, интересуется их до­машними делами, настроением, планами се­годняшней жизни в саду (чем ребенок на­меревается заняться, во что и с кем поиграть и т. п.).

Ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечи­вает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого. Для того чтобы высвободить время для обучения детей по подгруппам, необходимо сократить общее число занятий. Это становится возможным исключением из сетки:

– специальных (отдельных) занятий по ознакомлению с окружающим;

– специальных занятий, посвященных чтению художественной литературы;

– формализованных физкультурных за­нятий.

В ре­зультате вся сетка может включить три типа занятий:

– занятия познавательного цикла, включающие развитие сенсорных и мыслительных способностей

– занятия по развитию изобразительной деятельности, конструирования и другим ви­дам художественно-продуктивной деятельно­сти

– музыкально-ритмические занятия, в ходе которых дети овладевают музыкальной культурой и культурой движений.

При органи­зации предметной среды и жизненного про­странства в ДОУ целесообразно при­держиваться нескольких требований:

– предметную среду организовать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности;

– пространству групповой комнаты следует придать более непосредствен­ный, домашний вид и об­устроить его таким образом, чтобы дети имели возможность играть как совместно, так и индивидуально;

Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выби­рает деятельность, отвечающую его склон­ностям и интересам. свобод­ное экспериментирование с различными материалами. Ребенок получает возмож­ность самореализации; будучи хозяином ве­щей, действий, отношений, он обретает чувст­во самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действо­вать в группе сверстников, коопе­рироваться с ними, вступать в состязатель­ные отношения, реализуются элементы спе­цифической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного суще­ствования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в соз­дании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для само­стоятельных физических упражнений, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при жела­нии воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совмест­ной деятельности с воспитателем.

Предметная среда должна также предо­ставлять детям возможность действовать ин­дивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятель­ности. Воспитатель подключается к деятель­ности детей в конфликтных ситуациях, тре­бующих его вмешательства, или при необхо­димости помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не вла­деющему необходимыми способами пове­дения.

Таким образом, действительная гуманизация педаго­гического процесса в детском саду по мнению Н.Михайленко, Н Коротковой воз­можна при соблюдении следующих требований:

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту, а не толь­ко объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, деидеологизация педагогиче­ского процесса, ориентация на формирова­ние у детей общечеловеческих ценностей, а не преподнесение сведений об окружаю­щем, имеющее политико-идеологическую окраску.

В-третьих, использование всех форм раз­вития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструиро­вание и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-четвертых, сведение числа организован­ных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей; замена фронтальных заня­тий подгрупповыми.

В-пятых, учет индивидуальных особенно­стей детей при осуществлении различных бытовых и гигиенических процессов, недо­пустимость жесткой фронтальной их органи­зации, насилия над ребенком в угоду фор­мальным предписаниям.

Наши рекомендации