Становление и развитие советской системы общественного дошкольного воспитания в 1917-1920 гг.
Развитие советской системы дошкольного воспитания неразрывно связано с развитием социалистического общества и процессом раскрепощения женщин и вовлечения их в общественно-политическую жизнь страны. Без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной общественной службе нельзя говорить. не только о социализме, но и о полной и прочной демократии.
Становление советской системы общественного дошкольного воспитания проходило в очень трудных условиях. Это были годы экономической разрухи, обостренной классовой борьбы, к тому же у большинства организаторов дошкольного дела отсутствовал практический опыт, не была разработана теория вопроса. И вместе с тем работали люди с небывалым энтузиазмом, велись массовые творческие поиски эффективных путей и методов воспитания, разрабатывалась теория дошкольной педагогики на основе марксизма-ленинизма. Повседневная забота Коммунистической партии и лично В. И. Ленина помогали работникам в преодолении трудностей.
С первых дней установления Советской власти забота о детях, охране здоровья матери и ребенка были объявлены государственным делом. Отпускались огромные ассигнования на организацию детских учреждений, подготовку кадров дошкольных работников, научную работу в этой области и другие нужды. Детским учреждениям передавались царские дворцы и барские особняки,, мебель, посуда, они снабжались мануфактурой, обувью и пр., обеспечивалось бесплатное питание детей. При Наркомпросе был создан специальный Совет защиты детей. Позже возникло добровольное общество “Друг детей”. В Москве и Петрограде впервые были организованы научно-исследовательские институты материнства и младенчества, открыт первый в стране педиатрический институт для подготовки детских врачей. Повсеместно стали открываться ясли и детские сады. “... Условия и военные, и продовольственные... препятствуют нам в этой работе,— говорил В. И. Ленин.— Но все же надо сказать, что учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность .
Специальным декретом Совнаркома дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования. В декларации “О дошкольном воспитании от 20 декабря 1917 г. указывалось, что система дошкольного воспитания должна “являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования”.
В “Положении о единой трудовой школе (1918) тоже подчеркивалось, что “вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу”. -
В Народном комиссариате по просвещению дошкольному воспитанию уделялось большое внимание. Активное участие в создании системы общественного дошкольного воспитания принимала Н. К. Крупская. Ей принадлежит огромная роль в определении основной политической, линии в области советского дошкольного воспитания, в разработке его теории и практики.
Задачи общественного дошкольного воспитания были четко определены в Программе партии, где указано, что оно является одной из основ “школьного и просветительного дела”, первой ступенью коммунистического воспитания и подготовки к школе. Дошкольные учреждения и школа должны оказывать помощь семье в осуществлении этих задач. Для этого необходимо “создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины 2.
Нарком просвещения А. В. Луначарский высоко оценивал значение дошкольного воспитания и для подготовки “социалистического поколения”, и для строительства новой, советской школы, для которой оно, по его словам, должно являться “прочным фундаментом”.
В “Декларации Наркомпроса по дошкольному воспитанию (1920), подписанной Луначарским, указывалось, что дошкольное воспитание —“одна из насущнейших задач нашей борьбы”; в этой же декларации все отделы народного образования, педагоги, родители, профессиональные союзы горячо призывались понять всю важность этой задачи и приложить к ее решению максимум сил и забот.
При Наркомпросе был создан дошкольный отдел, и его заведующей назначена Д. А. Лазуркина, окончившая Высшие курсы П. Ф. Лесгафта, профессиональный революционер. Отделу надлежало организовать работу на всей территории Советского государства. Первой ступенью непосредственного общения дошкольного отдела с периферией были республиканские совещания заведующих местными дошкольными подотделами. На этих совещаниях заслушивались отчеты о состоянии дошкольного дела на местах, коллективно обсуждались наиболее актуальные вопросы, намечались задачи дальнейшей работы, пути их осуществления. Кардинальные вопросы, связанные с основной политической линией в области дошкольного воспитания, решались на конференциях, съездах, которым предшествовала большая подготовительная работа как в центре, так и на местах.
Очень тормозило развитие общественного дошкольного воспитания отсутствие кадров. Свою деятельность дошкольный отдел Наркомпроса в 1917 г. начал с обращения ко всем, работавшим в области дошкольного воспитания, призывая их немедленно включиться в работу. Одновременно на местах были организованы краткосрочные курсы для подготовки воспитателей из среды работниц фабрик и заводов.
В 1918 г. дошкольный отдел, несмотря на огромные трудности с транспортом, питанием, общежитиями, непрерывно организовывал такие курсы в Москве и специальные курсы по подготовке инструкторов. Слушатели курсов привозили с собой материалы о работе местных детских учреждений, их анализу на курсах уделялось большое внимание. В составе слушателей было много представителей национальных республик и областей: Азербайджана, Белоруссии, Туркестана, Дагестана, Чувашии, Татарии и др. В учебный план курсов, разработанный дошкольным отделом Наркомпроса, входили такие дисциплины, как психология детского возраста и педагогическая психология, социальное воспитание, гигиена детства, введение в мир природы, организация дошкольного воспитания, обзор педагогических учений, детская литература, развитие речи, игры, пение, музыка, ручной труд, лепка, рисование. Наряду с лекциями большое внимание уделялось практическим занятиям. На них активно выступали сами слушатели, обменивались опытом, проявляя свое творчество. Будущих воспитателей учили наблюдать, анализировать опытную работу; одним из основных требований выдвигалось повседневное изучение детей.
Дошкольный отдел всемерно способствовал подготовке воспитателей на местах. Организовывались специальные курсы. В сентябре 1919 г. была созвана конференция организаторов местных курсов, на которой их ознакомили с принципами организации местных курсов и предложили для них программный материал. Большое внимание обращалось на подготовку на местах национальных кадров, которые могли бы обеспечить воспитательную работу на родном языке. Так, в Казани с 1919 г. проводили курсы для татар и других народов Поволжья.
В национальных республиках работа по организации детских учреждений и подготовке кадров осуществлялась в трудных условиях острой классовой борьбы, религиозного фанатизма, укоренившихся представлений о полном бесправии женщин. В Средней Азии, например, женщины-активистки из сельских районов появились на местных курсах подготовки воспитательниц только в 1922 г.
В первые же годы были открыты дошкольные отделения при Московском, Самарском университетах. Институт дошкольного воспитания в Петрограде/Дошкольные отделения были организованы и при некоторых институтах народного образования: Владимирском, Красноярском, Курском, Саратовском, Московской академии народного образования, реорганизованной впоследствии в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской, и др.
Инструкторы дошкольного отдела Наркомпроса часто выезжали на места на длительный срок, помогали в организации и проведении конференций, курсов, выделении опытных учреждений, помогали собирать и анализировать практический опыт, налаживать воспитательную работу в детских садах. Основной линией руководства дошкольного отдела Наркомпроса организационно-педагогической работой на местах было привлечение широких масс дошкольных работников к активному участию в поисках новых путей, коллективное обсуждение организационно-педагогических вопросов, учет приобретаемого опыта работы.
По инициативе и при активном участии Д. А. Лазуркиной стал издаваться. “Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса (1918—1922), который ставил своей задачей “учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений, слив ее в одно общее русло, и сделать лучший опыт общим достоянием”. “Бюллетень... сыграл большую роль в доведении до работающих в провинции оперативных указаний к решению неотложных задач, в обмене опытом работы.
Дошкольный отдел стремился привлечь к научной и методической работе всех дореволюционных специалистов. Так, были привлечены: Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, Е. А. Флёрина, М. X. Свентицкая, Л. И. Чулицкая, Е. И. Тихеева и др. Широко привлекались к методической работе и работе на курсах психологи, физиологи, биологи, искусствоведы, художники, специалисты по ручному труду и другие специалисты.
40. Развитие системы дошкольного воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы детских садов 1920-1941 гг.
Система дошкольного воспитания складывалась в нашей стране, по сути дела, заново как по форме, так и по содержанию. Создание широкой сети детских садов происходило в условиях борьбы с огромными трудностями — с нехваткой средств, голодом, в условиях войны и интервенции и осложнялось отсутствием кадров и опыта организации общественного дошкольного воспитания. Тем не менее количество детских яслей и детских садов росло из года в год.
Очень показательной была в этом отношении Ивановская область. Здесь в районе развитой текстильной промышленности преобладающим был женский труд. До революции детских садов в Иваново-Вознесенске не было. Огромное количество малышей оставалось без надзора, пока матери были на работе.
В конце 1917 года Ивановский городской Совет через газету «Ивановский листок» обратился к молодым женщинам с призывом помочь в организации жизни детей и их воспитании. На этот призыв откликнулись целые рабочие коллективы.
Были созданы курсы по подготовке воспитателей, проведены десятки воскресников по ремонту и оборудованию помещений. В 1918—1922 гг. открылось несколько больших детских садов при текстильных фабриках в Иванове, в Кинешемском районе, в Шуе. Только в 1929 году в Ивановской области было открыто 150 детских садов, в которых воспитывалось почти 7 тыс. ребят.
Дошкольное воспитание быстрыми темпами развивалось в национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных республиках. Чрезвычайно характерна картина развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. До революции здесь не было ни одного дошкольного детского учреждения.
В 1917 году в г. Верном открылась первая детская площадка, воспитанниками которой были дети казахов, русских, татар, уйгуров, дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом 5320 детей. Женщины Казахстана все больше проникались доверием к общественному дошкольному воспитанию и с охотой отдавали детей в детские сады.
На содержание детских яслей и садов государство ассигновывало значительные средства. Быстрыми темпами росло число детских дошкольных учреждений после XIV съезда партии, в период индустриализации страны. В это время создание детских яслей и детских садов рассматривалось как важнейшая социально-политическая задача.
Строительство гигантов первой пятилетки, освоение необжитых районов на востоке страны требовало большого количества рабочих рук. Женщины активно вовлекались в общественное производство.
На селе примерно с 1925 года стали создаваться летние дошкольные детские площадки — сезонный вариант детского сада. Организации этих площадок много сил отдавали студенты-практиканты дошкольных факультетов педагогических институтов и Академии коммунистического воспитания.
Н. К. Крупская и А. В. Луначарский активно содействовали развитию общественного дошкольного воспитания в деревне. Выступая в 1927 году на XIII Всероссийском съезде Советов с докладом о народном просвещении в РСФСР, А. В. Луначарский отметил быстрый рост деревенских детских площадок: с 1925 по 1927 год количество детей, которых обслуживали детские площадки, возросло с 15 до 150 тыс.
В постановлении съезда подчеркивалась необходимость дальнейшего всемерного развития дошкольного воспитания в городе и на селе как непременного условия дальнейшего роста активности трудящихся женщин, а также улучшения школьного дела, для которого детский сад должен стать прочной базой.
В целях реализации решения XIII съезда Советов Наркомпрос РСФСР, наряду с развертыванием сети дошкольных детских учреждений на государственные средства, организует массовое движение общественности за создание детских яслей и садов с привлечением сил и средств общественности.
Так, в 1930 году проводится общественный смотр работы по дошкольному воспитанию с целью выявить недостатки дошкольных учреждений. Перед каждой организацией ставится задача проверить свое участие в развитии дошкольного воспитания и обсудить результаты на собраниях трудящихся.
Создавались бригады для проверки из представителей ВЦСПС, профсоюзов, кооперации, Колхозцентра. К работе Наркомпроса привлекаются представители ЦК комсомола, ВЦСПС, Детской комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, представители Охраны материнства и младенчества, Колхозцентра и, конечно, актив дошкольных работников.
Наркомпрос РСФСР заключает ряд соглашений с Центрожилсоюзом, по которым последний обязуется провести работу по приспособлению имеющихся зданий для детских садов и строительству новых (за счет 10% отчислений от дохода товарищества); помогает Колхозцентру в организации дошкольного воспитания, рекомендует осуществить засев «гектара дошкольника», доходы с которого предназначить для строительства дошкольных учреждений.
Ярким примером этого движения является так называемый «дошкольный поход» (конец двадцатых и начало тридцатых годов). Инициатором его стала общественность Красноярского края. В результате похода в этом крае подавляющее большинство детей дошкольного возраста было вовлечено в детские сады и ясли.
Инициатива трудящихся Красноярского края была одобрена Наркомпросом РСФСР, и поход стал всероссийским. Его активно поддерживали отдел работниц ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС. Итогом похода явилось расширение сети детских садов и улучшение качества воспитательной работы.
Темпы развития сети дошкольных учреждений в двадцатых годах были очень высоки. Однако качество воспитательной работы оставляло желать лучшего. Вследствие слабой педагогической подготовки кадров и отсутствия опыта имели место серьезные недостатки в содержании воспитательной работы.
Кроме того, детские сады и ясли не всегда имели достаточно хорошие помещения, не хватало оборудования и пособий. В этих условиях выдвинутая Наркомпросом в 1932 году задача осуществления дошкольного всеобуча не могла быть решена и правительство не утвердило этих предложений.
Государство, местные Советы и партийные организации уделяли много внимания развитию дошкольного воспитания, оказывали всестороннюю помощь органам народного образования в этом деле. Увеличивалась материальная помощь многосемейным, роженицам, расширялась сеть родильных домов, детских садов и яслей.
Большую роль в развитии системы дошкольного воспитания сыграли изменения порядка руководства и управления детскими учреждениями. Возникли так называемые ведомственные детские сады и ясли, которые комплектовались в основном детьми рабочих и служащих завода, фабрики и учреждения.
Это способствовало укреплению материальной базы дошкольных детских учреждений, закреплению кадров. Специальным постановлением СНК СССР от 3 мая 1937 года хозяйственным организациям и учреждениям, имеющим детские ясли и сады, предлагалось соблюдать установленные совместно народными комиссариатами здравоохранения и просвещения нормы строительства и санитарного содержания детских садов, их оборудования, питания и медицинского обслуживания детей.
Были разработаны и утверждены государственные строительные нормы и первые типовые проекты зданий для детских садов. Методическое руководство ведомственными детскими учреждениями и медицинский контроль осуществляли органы народного образования и здравоохранения.
В 1941 году сеть дошкольных детских учреждений в СССР достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников.
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны. Развитие детских садов и яслей в послевоенные годы. Подготовка педагогических кадров для детских садов
В годы Великой Отечественной, войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили. группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.
В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.
Даже в самые тяжелые годы страна заботилась об охране и восстановлении здоровья детей. В 1943 г. было принято постановление о создании специальных. санаторных детских садов, в которых дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью, вся работа таких садов строилась в соответствии с состоянием здоровья детей.
По мере освобождения временно оккупированных территорий проводилась работа по восстановлению разрушенных детских учреждений. В этом мероприятии широкое участие приняли работники детских садов и советская общественность. Широко развернулось так называемое черкасовское движение. В 1943 г., после победы советских войск под Сталинградом, дошкольные работники из этого города А. М. Черкасова и А. Ф. Семилетова выступили с призывом приложить все силы для скорейшего восстановления родного города, и в первую очередь детских учреждений. Развитие черкасовского движения позволило силами педагогов и общественности восстановить тысячи детских учреждений.
Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР “О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей”. Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.
В том же 1944 г. был утвержден специальный указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям”. Указом предусматривались меры по усилению охраны детства и материнства, устанавливалось почетное звание “Мать-героиня и учреждались ордена “Мать-героиня”, “Материнская слава 1-й степени и “Медаль материнства”.
В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.
В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.
Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941—1945гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.
В декабре 1944 г. был принят новый “Устав детского сада”, детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка “Руководства для воспитателя детского сада”, содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.
Принятие новых “Устава и “Руководства...”, активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР.
В годы Bеликой Отечественной войны советская система обучения и воспитания с честью выдержала все тяжелейшие испытания. Она доказала гуманный жизнеутверждающий характер своих ведущих положений, выявив тем самым силу и значимость принципов советского образа жизни.
Развитие детских садов и яслей в послевоенные годы
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады
В связи с тем что обучение стало начинаться теперь с 7 лет и из. детских садов в школу ушли дети двух возрастов —7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, так как в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в, сельской местности, где до войны было мало детских садов. В пятом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР было намечено расширение сети детских садов к концу 1955 г на 40%, яслей на 20%.
Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах.
О необходимости дальнейшего развития сети яслей и детских садов говорилось и в решениях XX съезда партии. В Директивах съезда по шестому пятилетнему плану было намечено увеличить число мест в детских садах за пятилетку на 45%; выстроить новых детских садов в 2, 4 раза больше, чем в пятой пятилетке. XX съезд указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей — к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. В Отчетном докладе ЦК съезду было отмечено, что в строительстве и содержании яслей и детских садов в сельских местностях должны принять участие не только государственные органы, но также колхозы и совхозы Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась наиболее остро, а именно: при новых предприятиях черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной и химической промышленности, при предприятиях легкой промышленности, текстильной, пищевой и других, где работало много женщин.
Общественное дошкольное воспитание детей являлось предметом постоянного внимания Коммунистической партии. В 1949 г. было издано постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР “О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы”, в котором к строительству детских садов привлекалась широкая общественность, было указано на необходимость активизации методической работы в них и подготовки квалифицированных кадров. В том же 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по. которому плата за содержание в детских садах и яслях детей низко- и среднеоплачиваемых одиноких матерей снижалась на 50%. Позже, в соответствии с решениями XX съезда КПСС, Совет Министров СССР принял в октябре 1956 г. постановление, по которому руководители предприятий, организаций и учреждений обязывались предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск на срок до трех месяцев без сохранения заработной платы. Согласно этому же постановлению женщинам, оставившим работу в связи с рождением ребенка, сохранялся непрерывный трудовой стаж, если они вновь поступали на работу не позднее одного года со дня рождения ребенка. Таким образом, деятельность государства по увеличению числа дошкольных учреждений сопровождалась принятием мер. по улучшению положения женщин-матерей. Постановление правительства предусматривало также создание единых комплексных детских учреждений, в которых могли воспитываться дети ясельного и дошкольного возраста. Много внимания уделялось совершенствованию оборудования детских учреждений в соответствии с требованиями воспитательного процесса.
В послевоенные годы принимались меры по развитию дошкольных учреждений на селе, где нужда в них была особенно значимой. Призыв партии — коренным образом улучшить сельское хозяйство — нашел отклик и у дошкольных работников. “Каждому колхозу — детский сад”— такую задачу поставили перед собой педагоги детских садов многих областей. Встала задача обеспечить общественное воспитание детей колхозников не только в период летних работ матерей, а круглый год.
Экономика колхозов в то время еще не позволяла взять на свой бюджет полностью все расходы по содержанию и оборудованию дошкольных учреждений. Существенную помощь колхозам оказывали промышленные шефствующие организации. Они брали на себя не только оборудование, но и строительство новых зданий детских учреждений. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми. Ставилась задача более активного вовлечения работников этих учреждений в общую систему переподготовки и повышения квалификации. Органам народного образования вменялось в обязанность целенаправленное комплектование сельских детских садов специально подготовленными кадрами.
Укрепление экономического положения колхозов позволило перейти к реорганизации летних детских площадок в стационарные или сезонные (со сроком работы 7—10 месяцев) детские сады.
Результатом деятельности различных ведомств: министерств сельского хозяйства, просвещения и здравоохранения — явилось принятие в 1954 г. особого “Положения о колхозном детском саде”.
Подготовка педагогических кадров для детских садов
В первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось увеличение количества и улучшение подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе воспитателей детских садов и яслей. Чтобы воспитатель справился со стоящими перед ним задачами, он должен быть политически грамотным, хорошо разбираться в вопросах коммунистического воспитания детей, иметь специальные знания, владеть методикой рисования и лепки, графическими навыками, знать основы агрономии. Осуществление в школе политехнического обучения обязывало дошкольных работников пересмотреть содержание педагогической работы в детском саду, уделять больше внимания трудовому воспитанию, особенно труду детей в природе, привитию им интереса к технике.
Если раньше воспитателей детских садов готовили преимущественно на различных курсах (трехмесячных, шестимесячных и годичных), то в годы послевоенной пятилетки детские сады стали полнее обеспечиваться воспитателями, окончившими педагогические училища с трехлетним сроком обучения на базе семи классов средней школы. На протяжении более двух десятилетий училищам приходилось решать одновременно две задачи: давать учащимся общее образование в объеме средней школы и профессиональные знания, умения и навыки в работе с дошкольниками. С распространением среднего образования создавалась реальная возможность для более совершенной подготовки воспитателей — на базе полного среднего образования.
Дошкольные отделения открывались и при педучилищах, готовивших учителей начальных классов. Для дошкольных педагогических училищ создавались новые программы, учебники и учебные пособия.
Подготовка специалистов высшей квалификации в области дошкольного воспитания была возложена на дошкольные факультеты педагогических институтов. Все большее число педагогов стали заниматься научной работой. Научные исследования проводились непосредственно в детских садах.
В послевоенные годы уровень воспитательно-образовательной работы в детских садах стал значительно выше. Задачи, содержание и методы воспитательно-образовательной работы были четко определены в государственных документах: “Руководстве для воспитателя детского сада (1945 г.) и “Уставе детского сада”. Эти документы были разработаны на основе “Руководства... 1938 г., содержание учебно-воспитательной работы в них по всем возрастным группам стало более конкретным и определенным. Это было результатом теоретической и практической работы по дошкольному воспитанию в предшествующие годы.
В “Руководстве... подчеркивалась ведущая роль воспитателя, его ответственность за воспитание каждого ребенка. От воспитателя требовалось знать общие законы развития детей, индивидуальные особенности детей группы и требования программы по каждому разделу. Большое внимание в “Руководстве... уделялось физическому воспитанию, закаливанию детей, развитию движений (бег, прыжки, лазанье), выработке правильной осанки детей. В раздел “Родной язык были включены такие важные вопросы, как воспитание правильного произношения, активизация словаря и связной речи детей. В “Руководство... был введен новый раздел “Знакомство с окружающим”, где определялся объем знаний и представлений об общественной жизни, о жизни людей, которые должен получить ребенок. Задача заключалась не только в том, чтобы дать детям знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к окружающему. Специально был выделен раздел “Работа детского сада с семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски).
Однако следует заметить, что в “Руководстве... слабо был подготовлен программный материал по проведению обязательных занятий, из-за чего уровень подготовки детей к школе был довольно низким. Обязательные занятия зачастую проводились по типу свободной деятельности детей. Например, предлагая задание нарисовать дом, воспитатель не давал указаний, разъяснений, не показывал, какой дом и как его надо рисовать. Такая организация занятий не мобилизовала и не направляла произвольного внимания и воли детей; в них отсутствовали элементы организованного обучения, формирующего необходимые знания и навыки для подготовки детей к школе. У детей не вырабатывалась дисциплинированность, организованность, умение слушать указания воспитателей и целеустремленно их выполнять.
“Руководство... дополнялось целым рядом специальных рекомендательных разработок.
В 1945 г. Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию НКП РСФСР было разработано и издано методическое письмо “Счет и число в детском саду”, в котором раскрывалась последовательность в усвоении ребенком счета и числовых представлений и давались указания к работе с детьми по этому разделу программы.
Важное значение для улучшения воспитательно-образовательной работы имело изданное в 1947 г. методическое письмо Наркомпроса РСФСР по проведению обязательных занятий в детском саду, которое усиливало руководящую роль воспитателя при проведении занятии с детьми. В письме указывалось, что в процессе обязательных занятий дети должны получать от воспитателя конкретные указания, что и как нужно делать. Общие итоги исследования, которые проводили сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН во главе с А. П. Усовой, показали, что правильная подготовка обучения детей в детском саду, поднимает на , более высокую ступень всю воспитательно-образовательную работу, приучает детей к умственной деятельности, целеустремленным занятиям.
В 1947 г. было издано методическое письмо “Знакомство детей с природой”. Работа по ознакомлению детей с природой завоевала прочное место в советском детском саду. Однако воспитатели сталкивались с большими трудностями при отборе материала и преподнесении его детям. В методическом письме подчеркивалось, что знакомить детей с природой нужно в повседневной жизни, на обязательных занятиях по определенной программе, по заранее разработанному плану и под непосредственным руководством воспитателя. Большое место в письме отводилось содержанию и методике работы с детьми в различных возрастных группах. Несмотря на то что методические письма подверглись критическому обсуждению, они принесли большую пользу практическим работникам детских садов.
Воспитатели лучших детских садов много занимались вопросами игры, они стремились установить связь игры с занятиями, разрешить проблему руководства детскими играми — возможно шире использовать игру для всестороннего развития детей.
В послевоенные годы было создано много дидактических игр. Многие советские педагоги в своих статьях и книгах освещали вопросы использования дидактических игр и раскрывали методику руководства ими.
Достижения теории и практики дошкольного воспитания давали богатый материал для улучшения советской системы общественного дошкольного воспитания.
Для всей системы учреждений народного просвещения в СССР большое значение имели решения ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам, которые подчеркивали необходимость усиления коммунистического воспитания. Перед органами народного образования эти решения поставили вопрос о повышении идейности воспитательной работы с детьми, об усилении внимания к нравственному воспитанию в детских садах. Внимание практических работников направлялось на воспитание у детей положительных моральных качеств в процессе различных видов их деятельности.
Целую программу для практической работы воспитателей и руководителей дошкольных учреждений представлял приказ министра просвещения РСФСР “Об улучшении работы детских садов (1949 г.). В нем рассматривались вопросы об устройстве обязательных игровых площадок и изготовлении физкультурного оборудования, обеспечении садов мебелью, игрушками и об улучшении питания детей. Особое внимание в письме уделялось физическому воспитанию и закаливанию детей, медицинскому контролю и воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Количество обязательных занятий в старших группах сокращалось с трех до двух в день по 25—30 минут каждое, с тем чтобы освободившееся время использовать для игр и экскурсий на воздухе. Выдвигалось требование усилить работу по развитию речи детей, обращая особое внимание на чистоту произношения и развитие правильной связной речи. Для воспитания у детей любви к родной природе рекомендовалось привлечение их к посильному участию в уходе за цветами, к работе на огороде при детском саде. В письме была поставлена задача выработки у детей навыков культурного поведения, трудолюбия, умения сообща играть и заниматься. Был поднят вопрос и о регулярном контроле со стороны заведующих садами и работников органов управления за повышением квалификации практических работников.
В “Ру<