Дидактика и её основные категории
Урок как категория, как составляющая дидактики
Дидактика – часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем обучения и образования.
СПРАВОЧНО
Само слово «дидактика»произошло от греческого didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий». Первым этот термин использовал в своих сочинениях немецкий педагог Вольфганг Ратке, интерпретируя его как искусство обучения.
Позже А. Я. Коменский трактовал дидактику как «искусство обучения всех всему». Наиболее оформленное определение и устойчивое место в педагогике дидактика получила благодаря немецкому деятелю педагогической науки И. Гербарту, который описал дидактику в виде целостной, непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Однако, основные задачи дидактики оставались неизменными на всём протяжении развития педагогики и дидактики, как её составляющей.
К задачам дидактики относятсяпроблемы разработки целей,содержания, методов обучения, принципы организации учебных учреждений, соответствие содержания учебного процесса обобщенным характеристикам субъектов обучения и т. д.
Исходя из всего этого дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием целей, задач и методов,о содержании и организации этих процессов. Дидактика охватывает всё связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям.
Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения занимается общая дидактика. Существуют ещёчастные дидактики, занимающиеся проблемами конкретных направлений и специализаций обучения с учётом их специфики.
Дидактика выполняет и теоретическую и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения.
К основным категориям дидактики относятся:
цель, содержание, организация,формы, методы, преподавание, обучение - категории, обусловленные непосредственно ипрежде всего преподавательской деятельностью;
средства, учение- категории, обусловленные деятельностьюпедагога в тесной зависимости от способностей учеников, предлагаемых обстоятельств итехнического оснащения педагогического процесса;
знания- категория, обусловленная прежде всего деятельностью ученика, получающего знания;
умения- категория, обусловленная педагогической деятельностью, деятельностью ученика, направленная на результаты обучения в процессе педагогического сотворчества;
результаты обучения, просвещение, образование, навыки- категории, обусловленные педагогическим процессом,направленные на результаты обученияи т.д.
Цель– предмет стремления системы обучения, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, что целенаправленно влияет на формирование его личности.
Организация – построение дидактического процесса в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организации учебной деятельности с учётом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки.
Метод – способ решения задач и достижения цели обучения.
Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также на способности их практического применения.
Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Средство – всё то, что помогает осуществлять учебный процесси то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения.
Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.
Умения–практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.
Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками в направлении производимого обучения, последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.
Просвещение–духовное и культурно-эстетическое развитие личностипосредством обучения.
Образование –интеллектуальное развитие личности посредствомобучения.
Навыки –прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.
РЕЖИССЁР
(Мужской род.)Художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки.
Определенияот «ПРАВИТЬ»:
Режиссёрдраматического театра, на основе собственной интерпретации литературного первоисточника руководящий работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведение ставится на сцене, объединяющий усилия актёров, художника-декоратора, композитора и других участников спектакля, является режиссёром-постановщиком (иногда именуется просто постановщиком).
Режиссёром-педагогом называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу.
Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра.
Режиссёр драматического театра, руководящий творческой работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведения ставятся на сцене, объединяющий усилия режиссёров-постановщиков театра, актёров труппы, художников-декораторов, композиторов спектаклей и других участников творческого процесса деятельности коллектива театра, является главнымрежиссёром театра.
Режиссура,
Её основные категории
Режиссура– творческо-организационная деятельность руководителя процесса создания сценического действа, направленная на достижение высокого результатаэстетического, морально-нравственного, педагогического, психотерапевтического, духовного воздействия посредством сценического произведения, созданного творческим коллективом.