Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы
10. Активизация детей на занятии, особенно из «слабой подгруппы*.
11. Соблюдение общепедагогических требований ведения занятий:
> вопросы и инструкции адресовать всем детям;
>- невнимательных и детей с ослабленным зрением сажать вперёд;
>• двигательно-беспокойных и детей с демонстративным поведением сажать назад;
>> демонстрационный материал располагать на уровне глаз детей;
>- показывать указкой, а не пальцем;
>• корректно делать замечания.
1
4.4. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи
I
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
НОЯБРЬ МАРТ
Лексические темы месяца: квартира, ме- Лексические темы месяца: труд взрослых,
бель, посуда. семья, праздник 8 марта, начало весны.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
1. )► Дидактическая игра «Устроим кукле 1. V Чтение и разбор стихотворения Михал-
комнату». Рассматривание предметов кова «А что у вас?»
кукольной посуды и мебели, уточнение > Дидактическая игра «Перепутанница»
их назначения, свойств, деталей. Соотне- (например: шофёр водит самолёты, учи-
сение их признаков со схемой описания тель шьёт платья и пр.).
и сравнения посуды. 2 > Составление рассказа по сюжетной кар-
> Отгадывание стихотворных загадок о TIffle <<Семья»
предметах посуды и мебели. > дидактическая Игра. «Кто кем прихо-
2. >► Рассказывание сказки «Три медведя». дится?» на закрепление знания родствен-
>■ Дидактическая игра «Назови ласково» ных отношений: (Кто Оля дедушке, Витя
с предметами мебели и посуды (закреп- маме, Лена своей тёте и пр.).
ление образования существительных с 3. >. Пересказ текста «Водолаз и акула»
суффиксами уменынительно-ласкатель- -п Житкова
ного значения). > дидактичеСкая игра «Кому что нуж-
3. V Чтение и анализ сказки «Лиса и кув- но для работы?» (с карточками из на-
шин». стольно-печатной игры «Профессии»
>> Дидактическая игра « Подберём поболь- или с мячом).
ше слов» о том, какие кувшин, чашка, 4 > Составление сравНительных рассказов
чайник (с опорой на схему1)). Q людях разных профессий (с использо_
4. >• Сравнение 2-х предметов посуды с ис- ванием сюжетных картин и схем для со-
пользованием схемы.1) ставления описательных и сравнитель-
>■ Дидактическая игра «4-ый лишний» с ных рассказов),
предметами кукольной мебели, посуды и > Чтение стихов или загадок о профессиях.
д дь ' 5. > Творческое рассказывание «Как Лена
5. >■ Заключительная беседа о квартире, о первый раз пришла в детский сад». План
назначении и свойствах мебели и посуды. рассказа: Как Лену встретили дети? Что
>- Дидактическая игра с мячом на закреп- они ей сказали? Во что стали играть?
ление пройденных обобщений «Назови 3 >► Уточнение знания о профессиях людей,
слова». Обобщения: овощи, фрукты, ме- работающих в детском саду,
бель, посуда, одежда. _____________________________
6. > Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Сел ч См" Ткаченко Т"А- Схемы для состав'
х г ления описательных и сравнительных рас-
ДеД ПИТЬ Чай » . сказов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
>> Дидактическая игра «Назови предмет посуды». Дети должны назвать полным предложением во что кладут (наливают) селёдку, хлеб, сухари, салат, сахар, горчицу, масло, соль, перец, конфеты, суп, соус, молоко.
4.5. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи
ГОД ОБУЧЕНИЯ
СЕНТЯБРЬ НОЯБРЬ
Лексические темы месяца: Лексические темы месяца:
начало осени, село, овощи, фрукты, сельс- поздняя осень, транспорт в городе, различ-
кохозяйственный труд. ные виды транспорта.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
> Пересказ сказки «Огурец и капуста». > Дидактическая игра «Отгадай от чего
> Подбор существительных к прилага- часть?» (палуба,фары,мачта,руль,вагон, тельным. Игра «Кто больше подберёт кабина, кузов, бампер, штурвал и пр.). слов?» (что из овощей большое, пре- >• Составление сравнительного рассказа о сное, красное, твёрдое, мягкое, сочное, корабле и грузовике (с использованием жёлтое и пр.). соответствующих игрушек).
> Игра с фишками «Кто больше назовёт >- Игра с фишками «Кто больше назовёт слов?», на подбор существительных к видов транспорта?» (водного, воздуш-глаголам (что из овощей выдёргивают, ного, городского с картинками-еимво-снимают, срывают, выкалывают, консер- лами).
вируют, тушат, маринуют, солят и пр.).
ЯНВАРЬ
Лексические темы месяца: дикие животные наших лесов, Новогодний праздник.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
>■ Составление рассказов-описаний о диких животных с использованием схем1*.
>* Игра с мячом «Кто где живёт?» (в берлоге, в норе, в логове, в дупле и пр.).
>- Игра с фишками «Кто больше назовёт зверей?» по частям тела (у кого пасть, клыки, шерсть, щетина, рога, бивни, копыта, лапы, длинный хвост и пр.).
11 См. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
Анкета для родителей
Детское образовательное учреждение____________________________________
Группа______________________________________________________________
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Ваша информация поможет нам лучше узнать ребёнка и сделать его пребывание вдетском саду ещё более комфортным!
1.Испытывает ли Ваш ребёнок желание идти в детский сад? (да, нет)
2. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребёнка перед посещением детского сада? ______________________
3. В какие игры малыш предпочитает играть дома?________________
4.Кого из домашних Ваш ребенок больше слушается?______________
5.Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?_______________
6.Всегда ли он спит в дневное время?____________________________
7.Какой у малыша аппетит?____________________________________
9.Какие блюда он не может есть по состоянию здоровья? ___________
10.Какие особенности характера малыша, по Вашему мнению, необхо
димо учитывать педагогам (например, раздражительность, плакси
вость, тревожность, впечатлительность, ранимость, и пр.) ________
11. Какие физиологические особенности ребёнка следует учитывать педагогам (недержание мочи, замедленный темп деятельности, излишняя подвижность и пр.)
12. Как ребёнок относится к детскому коллективу? (тянется к детям, сторонится, наблюдает)_________________________________________________
13. Какие особенности ребёнка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития? (внимание, умение рассказывать, воображение, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и пр.)_____________________
14.Фамилия, имя ребёнка, дата рождения______________________
_____________________
Спасибо за помощь! Ваши воспитатели.
ББК 74.3 Т48
Ткаченко Т.А. Т 48 Дневник воспитателя логопедической группы. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 56 с. (Серия «Опыт работы практического логопеда»)
ISBN 5-296-00322-5
Пособие является частью учебно-методического комплекта Т.А. Ткаченко «УЧИМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО», в котором изложена авторская система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
В дневнике отражены сведения, необходимые педагогам логопедических групп для результативной, системной и комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми.
Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фиксировать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.
Пособие может быть с успехом использовано педагогами логопедических групп различной направленности: для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием на фоне общего недоразвития речи,дислалией и пр.
ББК 74.3
ISBN 5-296-00322-5
©Ткаченко Т.А., 2002 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002