Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы

10. Активизация детей на занятии, особенно из «слабой подгруппы*.

11. Соблюдение общепедагогических требований ведения занятий:

> вопросы и инструкции адресовать всем детям;

>- невнимательных и детей с ослабленным зрением сажать вперёд;

>• двигательно-беспокойных и детей с демонстративным поведением сажать назад;

>> демонстрационный материал располагать на уровне глаз детей;

>- показывать указкой, а не пальцем;

>• корректно делать замечания.

Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы - student2.ru Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы - student2.ru 1

4.4. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи

I

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

НОЯБРЬ МАРТ

Лексические темы месяца: квартира, ме- Лексические темы месяца: труд взрослых,

бель, посуда. семья, праздник 8 марта, начало весны.

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

1. )► Дидактическая игра «Устроим кукле 1. V Чтение и разбор стихотворения Михал-

комнату». Рассматривание предметов кова «А что у вас?»

кукольной посуды и мебели, уточнение > Дидактическая игра «Перепутанница»

их назначения, свойств, деталей. Соотне- (например: шофёр водит самолёты, учи-

сение их признаков со схемой описания тель шьёт платья и пр.).

и сравнения посуды. 2 > Составление рассказа по сюжетной кар-

> Отгадывание стихотворных загадок о TIffle <<Семья»

предметах посуды и мебели. > дидактическая Игра. «Кто кем прихо-

2. >► Рассказывание сказки «Три медведя». дится?» на закрепление знания родствен-
>■ Дидактическая игра «Назови ласково» ных отношений: (Кто Оля дедушке, Витя

с предметами мебели и посуды (закреп- маме, Лена своей тёте и пр.).

ление образования существительных с 3. >. Пересказ текста «Водолаз и акула»

суффиксами уменынительно-ласкатель- -п Житкова

ного значения). > дидактичеСкая игра «Кому что нуж-

3. V Чтение и анализ сказки «Лиса и кув- но для работы?» (с карточками из на-

шин». стольно-печатной игры «Профессии»

>> Дидактическая игра « Подберём поболь- или с мячом).

ше слов» о том, какие кувшин, чашка, 4 > Составление сравНительных рассказов

чайник (с опорой на схему1)). Q людях разных профессий использо_

4. >• Сравнение 2-х предметов посуды с ис- ванием сюжетных картин и схем для со-

пользованием схемы.1) ставления описательных и сравнитель-

>■ Дидактическая игра «4-ый лишний» с ных рассказов),

предметами кукольной мебели, посуды и > Чтение стихов или загадок о профессиях.

д дь ' 5. > Творческое рассказывание «Как Лена

5. >■ Заключительная беседа о квартире, о первый раз пришла в детский сад». План

назначении и свойствах мебели и посуды. рассказа: Как Лену встретили дети? Что

>- Дидактическая игра с мячом на закреп- они ей сказали? Во что стали играть?

ление пройденных обобщений «Назови 3 >► Уточнение знания о профессиях людей,

слова». Обобщения: овощи, фрукты, ме- работающих в детском саду,

бель, посуда, одежда. _____________________________

6. > Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Сел ч См" Ткаченко Т"А- Схемы для состав'

х г ления описательных и сравнительных рас-

ДеД ПИТЬ Чай » . сказов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

>> Дидактическая игра «Назови предмет посуды». Дети должны назвать полным предложением во что кладут (наливают) селёдку, хлеб, сухари, салат, сахар, гор­чицу, масло, соль, перец, конфеты, суп, соус, молоко.

4.5. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи

ГОД ОБУЧЕНИЯ

СЕНТЯБРЬ НОЯБРЬ

Лексические темы месяца: Лексические темы месяца:

начало осени, село, овощи, фрукты, сельс- поздняя осень, транспорт в городе, различ-
кохозяйственный труд. ные виды транспорта.

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

> Пересказ сказки «Огурец и капуста». > Дидактическая игра «Отгадай от чего

> Подбор существительных к прилага- часть?» (палуба,фары,мачта,руль,вагон, тельным. Игра «Кто больше подберёт кабина, кузов, бампер, штурвал и пр.). слов?» (что из овощей большое, пре- >• Составление сравнительного рассказа о сное, красное, твёрдое, мягкое, сочное, корабле и грузовике (с использованием жёлтое и пр.). соответствующих игрушек).

> Игра с фишками «Кто больше назовёт >- Игра с фишками «Кто больше назовёт слов?», на подбор существительных к видов транспорта?» (водного, воздуш-глаголам (что из овощей выдёргивают, ного, городского с картинками-еимво-снимают, срывают, выкалывают, консер- лами).

вируют, тушат, маринуют, солят и пр.).

ЯНВАРЬ

Лексические темы месяца: дикие живот­ные наших лесов, Новогодний праздник.

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

>■ Составление рассказов-описаний о ди­ких животных с использованием схем1*.

>* Игра с мячом «Кто где живёт?» (в берло­ге, в норе, в логове, в дупле и пр.).

>- Игра с фишками «Кто больше назовёт зверей?» по частям тела (у кого пасть, клыки, шерсть, щетина, рога, бивни, копыта, лапы, длинный хвост и пр.).

11 См. Ткаченко Т.А. Схемы для состав­ления описательных и сравнительных рас­сказов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы - student2.ru Анкета для родителей

Детское образовательное учреждение____________________________________

Группа______________________________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребёнка и сделать его пре­бывание вдетском саду ещё более комфортным!

1.Испытывает ли Ваш ребёнок желание идти в детский сад? (да, нет)

2. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно на­страивать ребёнка перед посещением детского сада? ______________________

3. В какие игры малыш предпочитает играть дома?________________

4.Кого из домашних Ваш ребенок больше слушается?______________

5.Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?_______________

6.Всегда ли он спит в дневное время?____________________________

7.Какой у малыша аппетит?____________________________________

9.Какие блюда он не может есть по состоянию здоровья? ___________

10.Какие особенности характера малыша, по Вашему мнению, необхо­
димо учитывать педагогам (например, раздражительность, плакси­
вость, тревожность, впечатлительность, ранимость, и пр.) ________

11. Какие физиологические особенности ребёнка следует учитывать пе­дагогам (недержание мочи, замедленный темп деятельности, излиш­няя подвижность и пр.)

12. Как ребёнок относится к детскому коллективу? (тянется к детям, сторонится, наблюдает)_________________________________________________

13. Какие особенности ребёнка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития? (внимание, умение рассказывать, воображение, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и пр.)_____________________

14.Фамилия, имя ребёнка, дата рождения______________________

_____________________

Спасибо за помощь! Ваши воспитатели.

ББК 74.3 Т48

Ткаченко Т.А. Т 48 Дневник воспитателя логопедической группы. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2002. - 56 с. (Серия «Опыт работы практичес­кого логопеда»)

ISBN 5-296-00322-5

Пособие является частью учебно-методического комплекта Т.А. Ткаченко «УЧИМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО», в котором изложена авторская система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

В дневнике отражены сведения, необходимые педагогам логопедических групп для ре­зультативной, системной и комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми.

Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фиксировать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.

Пособие может быть с успехом использовано педагогами логопедических групп различ­ной направленности: для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием на фоне общего не­доразвития речи,дислалией и пр.

ББК 74.3

ISBN 5-296-00322-5

©Ткаченко Т.А., 2002 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Наши рекомендации