Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
Появление ребенка — большое, радостное событие в каждой семье. Ребенку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота, внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помоши, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Воспитание ребенка с проблемами в развитии требует от родителей, педагогов многих качеств — терпения, настойчивости, понимания проблем ребенка и многого другого. Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого-педагогической работы с ребенком.
Социальные изменения, связанные с жизнью общества, неизбежно приводят к смещению взглядов на семью. Детско-родитель-ские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой важную и сложную проблему. Социальная адаптация ребенка с аномальным развитием зависит от правильного родительского поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества. Это значительно затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ребенка с интеллектуальным нарушением. Семья, где растет ребенок с проблемами в развитии интеллекта, сталкивается с большими трудностями — финансовыми, социальными и другими. От успешности преодоления этого кризиса зависит как будущее семьи, так и будущее ребенка: он будет чувствовать себя как любимый и желанный член семьи и впоследствии — общества либо как ненужная обуза. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специалисты: психологи, психотерапевты — и, конечно, специалисты, которые работают с ребенком, — олигофренопедагоги, логопеды и др. Рассмотрим основные проблемы отношений в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями.
В общей и специальной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация начинаются с общения с близким'*
еМу людьми. Эмоциональное общение ребенка с матерью — это первый вил его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная эффективность, слабый самоконтроль, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбуждаемость.
Семьи, отдельные члены семьи различаются в своих реакциях на появление ребенка с интеллектуальными нарушениями. Это зависит от многочисленных факторов: индивидуальных особенностей родителей, ожиданий по отношению к ребенку, отношения к несчастьям вообще, от наличия и особенностей других детей и т.д. Но, несмотря на индивидуальные различия родителей, социальные, экономические и культурные различия между семьями, существуют проблемы, общие для всех родителей. Как правило, родители тяжело воспринимают диагноз, который определяют ребенку («умственная отсталость» или «олигофрения»). Однако, хотя невозможно избежать начальной эмоциональной травмы, большинство родителей постепенно привыкают к ситуации, начинают воспринимать ребенка как больного. Процесс привыкания определяется рядом взаимодействующих факторов, среди которых важнейшими являются личность родителей, особенности ребенка и особенности окружающей среды. В этот период семья начинает следовать советам специалистов, строить собственные программы помоши. Однако отношение родителей к своему ребенку остается деформированным, специфичным.
Многими исследователями (Н.М.Анисимова, Т.Г.Богданова, Н.Б.Лурье, С.Я.Рубинштейн, М.М.Семаго, В.В.Ткачева, Л.М.Шипицына и др.) проанализированы те трудности и проблемы, с которыми встречаются родители умственно отсталого ребенка в своей жизни. Выявлено много проблем, связанных с индивидуальной адаптацией и брачными отношениями, а также с затруднениями в воспитании других детей. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Реакция родителей на Диагноз ребенка весьма индивиду&чьна как по силе, так и по характеру, но вместе с тем обнаруживаются и черты сходства. Как Первичная реакция на диагноз обыкновенно возникает чувство вины и обиды: «Почему именно у меня?»; «Почему я?»
Амбивалентность (двойственность) — второй вид реакции, Который часто наблюдается у родителей. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование — нормальные проявления любви и заботы о ребенке. Амбивалентность проявляется при всяком н°вом кризисе и с трудом устраняется. Разочарование, стыд и
боль — это реакции, типичные для 48 % родителей детей данной категории.
Многочисленные этиологические факторы, разная степень умственной отсталости, специфические проявления патологии, индивидуальные различия и другие формы — все это усложняет проявление реакций.
Кризис девиации (отсутствие правил) — еще одна форма реакции, появление которой зависит от идентификации состояния (установление диагноза) и стресса, который этим вызывается. Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут помощи: новой информации, новых знаний и контактов с еще незнакомыми специалистами.
Патология некоторых специфических состояний ребенка вызывает у родителей тяжелейший стресс. В некоторых случаях бывает повреждена не только центральная нервная система ребенка, но он имеет и физические недостатки. Все это может оказать на родителей большее влияние, чем на ребенка. Не так просто принять реальность создавшейся ситуации и научиться новой роли — роли «родителя ребенка с отклонениями в развитии». Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие расхождения между потребностями умственно отсталого ребенка и стилем их жизни. Ребенок с отклонениями в развитии нуждается в более интенсивном и постоянном внимании и, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.
В то время как кризис девиации требует от родителей принятия новой, неожиданной роли, кризис хронического напряжения ведет к дезорганизации, реорганизации роли родителей в семье. Например, отец принимает на себя обязанности матери или старшие дети — обязанности родителей. Члены семьи должны понимать, в какой мере и как появление такого ребенка влияет на семейные отношения. В этом обязательно нужен совет специалиста. Нередко, хотя родители и предполагают, что ребенок «не в порядке» (он может выглядеть по-другому, чем остальные дети, медленнее развиваться, овладевать речью, с отставанием начинать ходить), они все равно боятся диагноза. Сталкиваясь с истиной, они утешают себя мыслями, что у ребенка такое состояние пройдет с возрастом, сердятся на специалистов, которые выносят такой диагноз. Эти реакции и поведение понятны, остается нормальным и то, что острота боли со временем притупляется. Подобную ситуацию описывает С.Ольшанский. Он утверждает, что большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые должны им помочь, не принимают во внимание. Такие родители находятся в этом состоянии постоянно, независимо от того, живет ребенок в семье или находится в специальном (коррекционном) учрежде-
й Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со н' зкомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стре-3 атся к возможно более широким контактам. 1 Очень большое значение имеет внутрисемейное положение ребенка как члена семьи. Он влияет на жизнь и деятельность осталь-
IX ЧЛенов семьи и изменяет динамику внутрисемейных отношений- Чтобы включиться в жизнь семьи, у него должны быть сформированы хотя бы минимальные зачатки интеллектуального и эмоционального поведения. Отсутствие социального опыта у ребенка приводит к отрицательной форме поведения окружающих людей, что может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим простым вещам и усвоить обычные нормы поведения. Исходя из вышеприведенных данных можно выделить три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятных для развития ребенка, которые должны сформировать у родителей специалисты.
Адекватность оценки психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение на этой основе процесса воспитания.
Динамичность — как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
Прогностичность — как направленность воспитательных усилий в будущее.
В специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева) установлено, что практически все дошкольники с нарушением интеллектуальной деятельности владеют точными сведениями о составе семьи. У многих детей выявлено ощущение отверженности, отгороженности в системе семейного функционирования. Установлено, что родительское отношение зависит от степени тяжести интеллектуального нарушения. Как правило, при более легкой степени интеллектуального нарушения отношение к нему харак-еризуется адекватным восприятием его особенностей, конст-Уктивными формами поведения. При умеренных, глубоких степях нарушений отношение взрослых принимает дисфункцио-ь^ый характер, а взаимодействие отличается деструктивны-Формами контроля и поведения (жесткое доминирование, п°пустительство).
о в Настоящий период развития специальной педагогики мысль вит ИЯнии семьи на возникновение позитивного прогноза в разной И ^е^енка с интеллектуальными нарушениями стала очевидцу' а Не°бходимость работы с семьей осознается все острее. Осу-ад,^ Вляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллекту-ЛцСт е НаРУшение, работает междисциплинарная команда специа-f невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и дру-
гие. В рамках собственной деятельности каждый специалист пп водит специфическую работу с родителями. В специальной педа гогике была разработана комплексная коррекционно-развиваю" щая программа, направленная на оптимизацию детско-родитепь! ских отношений. При построении программы как базовые выделены принципы обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием; неразрывности процессов обучения и воспитания; осуществления целенаправленного обучения с ори-ентацией на особенности сензитивного периода развития; преемственности образовательных программ; включения семьи в кор-рекционно-педагогический процесс. Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т.д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории (см. схему 7).
В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.
На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-раз-
яиваюшей деятельности, родители знакомятся с приемами и ме-дами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями.
Задача специально организованных специалистом занятий с деть-м11 __ сформировать навыки сотрудничества, повысить уровень сплоченности в детском коллективе. В ходе подобных занятий также уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании.
Для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудничества детей с родителями, сверстниками и другими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием различных игр, в том числе дидактических, которые предлагаются для выполнения в паре (родитель — ребенок), команде (2 — 3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание теплых, позитивно-эмоциональных отношений.
Групповая форма работы с родителями служит расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия.
С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консультирование. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семейного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречающиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении состояния ребенка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребенка и другие.
Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной с оптимизацией детско-родительских отноше-"ий в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, может быть подтверждена появлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в поведении ребенка. В ряду | тих изменений обращают на себя внимание снижение симбиоти-'ескои зависимости ребенка от матери, что позволяет установить инструктивные отношения с другими членами семьи; включе-
е в психолого-педагогический процесс обоих родителей; вклю-
ие ребенка в межличностные взаимоотношения со сверстни-Пп 'к' ^плочение родительской группы, где родители понимают яни МЫ своего Рсбенка как личности, окажет существенное вли-
е на внутрисемейные отношения, отношения семьи и внеш-пег» окружения.
трей°СПИТание Ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение, Ует от родителей настойчивости и терпения. Всем необходимо
помнить, что на долю родителей выпадает наиболее трудная по по развитию и подготовке ребенка к окружающей жизни. Эффр!!Ь тивность программ воздействия возможна лишь при их систем тическом использовании дома.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с интеллектуальными нарушениями.
2. Каковы основные особенности построения детско-родительских отношений?
3. Перечислите позитивные родительские позиции.
4. Охарактеризуйте основные организационные формы психолого-педагогической помощи родителям, имеющим ребенка с проблемами в развитии.
Рекомендуемая литература
Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.
Игнатьева Е.А. Умственная отсталость в контексте детско-родительских отношений / Е.А.Игнатьева // Материалы VI конференции молодых ученых. — М., 1999.
Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье/ Н.Б.Лурье.- М., 1972.
Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида //Дефектология. — 1995. — № 5.
Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при консультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Кли-нико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологического развития у детей/М.М.Семаго. — М., 1991.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие сиеии.хчьные (коррекционные) образовательные учреждения:
коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
коррекционные общеобразовательные учреждения;
коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями Речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и другие.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль-bie классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образованном учреждении.
*~пецифика образовательного процесса, направление деятельности по
илитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви-
ви ' В также Уровень реализуемых образовательных программ в каждом
е специального (коррекционного) образовательного учреждения оп-р ЛЯ1°тся Министерством общего и профессионального образования Не СИИС|<ой Федерации по согласованию с Министерством здравоохра-
Ия Российской Федерации.
2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) 0fi разовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учрелу, " ние для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (д лее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коп" рекционного учреждения образовательные программы дошкольного" начального общего, основного общего, среднего (полного) общею и начального профессионального образования.
3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального Государственного образовательного стандарта.
4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.
6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.
9. Передача государственного коррекционного учреждения в веде
ние органов местного самоуправления допускается только с соглас
последних.
10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения ос/' ствляются в порядке, установленном законодательством Российской дерации.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, " новленные законодательством Российской Федерации, возникают) рекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разреши т
12. Коррекционное учреждение с момента регистрации прио р jj права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, рас1 е. счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных У Р ниях.
13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии
Законом Российской Федерации «Об образовании».
Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.
Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального Государственного образовательного стандарта.
Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным.
14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
Предельная наполняемость класса (группы) продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.
17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бы
товой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится
на Две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитыва
лся профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид
КоРрекционного учреждения.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
°- Содержание образования в коррекционном учреждении определя-
я °"Разовательной программой (образовательными программами), раз-
тываемой исходя из особенностей психофизического развития, ин-
Дуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуе-
. *оррСкционным учреждением самостоятельно.
Ис ' Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется
Дя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориен-
тированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуал ных особенностей психофизического развития, здоровья, возможноСТе-~ а также интересов воспитанников и их родителей (законных представи' телей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подгото ку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.
20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционног учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструМен том, специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения имеющиеся у воспитанников.
21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор-рекционным учреждением самостоятельно.
22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные кор-рекционные занятия.
23. Выпускникам коррекционного учреждения, имеющим государ
ственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации
или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
24. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).
25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
26. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.
27. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой Де* фекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявлен таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического набл дения в условиях образовательного процесса. -
28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое разовательное учреждение осуществляется органами управления образ нием с согласия родителей (законных представителей) и на основании ключения психолого-педагогической и медико-педагогической комис
29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осу ствляется специалистами в области коррекционной педагогики, а _ учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую пере товку по профилю деятельности коррекционного учреждения.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекци-нном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с адми-нИстраиией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспан-серизацию, проведение профилактических мероприятий и контролирует соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.
V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения.
34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения, их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.
35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осуществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.
36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответ-
твенность перед родителями (законными представителями), государ-
вом, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с Уикциональными обязанностями, предусмотренными квалификацион-ми требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом кор-КЦИо|'ного учреждения.
'• ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
уСт " Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, ег0 , Вленном законодательством Российской Федерации, закрепляет а КоРРскционным учреждением.
Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекиионного учреждения в этой части осуществляется собственником и(или) органом, уполномоченным собственником.
40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Деятельность коррекиионного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекиионного учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением-собственником (уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекиионного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
45. Финансирование коррекиионного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекиионного учреждения.
46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении, нахо-цяшиеся на полном государ-твенном обеспечении, в соответствии с уста-новленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, I мягким и жестким инвентарем.
47. Коррекционное учреждение в соответствии с.установленными нор
мативами должно иметь неоэходимые помещения, сооружения для орга
низации образовательного процесса, коррекционных занятий, учебно-
I восстановительной работы, трудового обучения, производительного тру-| да, быта и отдыха воспитанников.
48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую \ деятельность, предусмотренную его уставом.
49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки за-Имботной платы (должностные оклады) на основе Едином тарифной став-Нси по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с га-I рифно-квалификационнычи требованиями и на основании решения ат-■ тестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и ^■ругих выплат стимулирующего характера в пределах среден;, направля-I емых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью кор-
рекционного учреждения, итатное расписание, распределение должно-р стных обязанностей.
50. При ликвидации коррекиионного учреждения денежные средства
и иные объекты собственно.ги. принадлежащие ему на праве собствен-
■Иости, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития авизовании в соответствии с уставом коррекиионного учреждения.
Заместитель министра Е. Е. Ченурных
! |
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
которые вносятся в Типовое положение о специальном г (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государ-• ственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в Развитии.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами, группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении).
Специфика образовательного процесса, направление деятельности реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федераци