Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

6.1. Этапы трудового обучения

Проблема интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития является государственной и определяется нормативны­ми актами, правами и возможностями данной категории детей. Эта проблема решается с участием всех институтов образования в создании безбарьерной среды, в которой каждый конкретный ин­дивидуум мог бы обучаться, воспитываться и развиваться.

Такой средой (моделью) является специальная (коррекционная) образовательная школа VIIIвида, в которой обучаются уча­щиеся и воспитанники с умственной отсталостью двух степеней снижения интеллекта: незначительной, когда IQ равно 50 — 70 (дебильность), и умеренной, когда IQ равно 35 — 49 (имбецильность). Среди детей с умеренной умственной отсталостью выделя­ются две подгруппы: обучаемые имбецилы и необучаемые.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель школы VIIIвида рассчита­на на одиннадцатилетний срок обучения.

Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, ре­шает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда (см. приложение 2 — Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями (спе­циальном образовании)» (извлечение)). В качестве таких занятий могут выступать уроки:

- по столярному делу;

- слесарному делу;

- картонажно-переплетному делу;

- швейному делу;

- сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.);

- профессиям строительного направления (штукатура, маля­ра, плотника).

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сгла­живание психофизических недостатков развития учащихся.

Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассмат­ривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных

стВ подготовки к жизни, а обучение — как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.

Проблемой трудового обучения, как и воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались Д.И.Азбу-кин А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, В.Ю.Карвялис, Е.А.Ковале­ва В.В.Коркунов, С.Л.Мирский, У.М.Муртузулиева, Н.П.Пав­лова, Б. И. Пинский, Г. В. Васенков, А. М. Щербакова и другие. Все они отмечают, что знания, полученные учащимися на уроках тру­дового обучения, повышают уровень их интеллектуального разви­тия и являются базой формирования у них рабочих умений и на­выков.

формирование трудовых умений и навыков помогает подрост­ку с нарушением интеллекта в овладении профессией на уровне первой-второй степеней профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Возможность овладения профессией учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида часто зави­сит от наличия сопутствующих физических нарушений и той кор­рекционной работы, которая проводится учителями трудового обучения и школой в целом.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляются поэтапно. Выделяются несколько эта­пов. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные зада­чи и специальные, характерные для конкретного этапа.

Первый этапобучения реализуется в 0—4-х классах. Уроки руч­ного труда в 0 —4-х классах — база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских.

Таким образом, первый этап трудового обучения на уроках руч­ного труда в 0 —4-х классах является избирательным и направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта.

На этом этапе решаются следующие задачи:

- формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках ручного труда;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков уча­щихся, развитие мелкой моторики рук;

- обучение правилам поведения на уроке, выполнению сани­тарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;

- обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инстру­ментов, безопасных при работе с ними;

- формирование организационных умений и навыков, в том
исследование по организации рабочего места;

выполнение учащимися различных заданий (выполнить сюжетную композицию, используя геометрические фигуры, напри-




мер: построить «жилой квартал»; создать растительный орнамент и т.д.);

- ознакомление учащихся, особенно учеников 3 —4-х классов, с некоторыми профессиями;

- проведение трудовой и моторной диагностики и определе­ние у учащихся трудового профиля;

- изучение индивидуальных трудовых возможностей учащих­ся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудо­вому профилю.

Решение этих задач возможно при условии, что в школе име­ется хорошо оборудованный кабинет ручного труда с полным тех­ническим оснащением и методическим обеспечением (образец из­делия, предметная, пооперационно-инструкционная карта, «шаб­лоны», натуральные объекты, макеты).

Учитель должен знать индивидуальные возможности учеников, учитывать уровень доступности для них заданий.

На трудовое обучение в 0—4-х классах отводится 2 часа в неде­лю. По каждому классу в программе представлен минимум требо­ваний к знаниям и умениям учащихся.

На уроках трудового обучения в 0 —4-х классах расширяются познания учащихся о праздниках и событиях исторического ха­рактера (см. в приложении работы Оли К., рис. 1 вклейки и Кати В., рис. 2. Диагноз: олигофрения в степени дебильности). Учащи­еся изготавливают композиции по сюжетам этих событий, ска­зок, у них расширяются представления о явлениях природы, быте людей, их труде. В процессе изготовления поделки у учащихся вос­питываются аккуратность, находчивость, трудолюбие, настойчи­вость в труде, бережливость, дисциплинированность. Воспитатель­ные задачи уроков ручного труда должны реализовываться в тес­ной взаимосвязи с образовательными и коррекционными задачами.

Коррекционные задачи:

- развитие умений ориентироваться в задании;

- развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение;

- осуществление контроля за выполнением конкретной опера­ции;

- развитие умения сравнивать готовое изделие с образцом, да­вать словесный отчет о порядке изготовления;

- развитие умения ориентироваться в пространстве, правиль­но размещать на листе изделие.

Программой трудового обучения в 0 —4-х классах предусмат­ривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это глина и пластилин, бумага и картон, текстильные материалы, древесина, природные материа­лы, проволока, металлоконструктор. Преимущество отдается ра­боте с бумагой и картоном, а знания и первоначальные навыки,

которые приобретают дети с нарушением интеллекта при работе бумагой, закрепляются во 2 —4-х классах на других материалах, изделиях. Особое место занимают уроки ручного труда с исполь­зованием растительного материала (2 —4-й классы). Это листья различных деревьев и кустарников, семена ясеня и клена, шелуха подсолнечника, соломка, еловые и сосновые шишки, желуди, каштаны, скорлупа грецких орехов, персиковые косточки, бере­ста, мох и другие материалы (см. приложение).

Такие занятия являются питательной средой для закрепления понятий о цвете, форме и величине предметов, у детей развива­ются наблюдательность, воображение. Учащиеся знакомятся с предметами в их естественном виде, а в процессе изготовления изделия стараются воспроизвести их форму и цвет.

Уроки с использованием древесины, проволоки и металлокон-структора проводятся в 3 —4-х классах.

Второй этап — профориентационный. Это общетехническое тру­довое обучение в 5-м классе на базе профессиональных мастер­ских. Задачи этого периода более конкретны и преследуют две основные цели:

- адаптацию учащихся к измененным условиям обучения, пе­реход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя-предметника;

- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития двигательных и интеллектуаль­ных способностей.

На школьной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), куда в обязательном порядке приглашаются классный руководитель и учителя трудового обучения, заслушиваются данные, собранные на ученика. После подробного обсуждения вы­носится решение о возможности его обучения по предложенной школой специальности. Если члены комиссии устанавливают, что способности учащегося 5-го класса не соответствуют требовани­ям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую с более легким трудовым профилем. В существующих программах специ­альных (коррекционных) образовательных школ VIII вида пре­дусмотрен набор разнопрофильных специальностей.

Третий этап — профессиональное обучение в школьных мастер­ских (6 —8-е классы) при девяти-десятилетнем сроке обучения. На данном этапе увеличивается количество учебных часов, путем Упражнений осуществляется формирование и совершенствование профессиональных навыков.

В процессе профессионального обучения особое внимание уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, дальнейшем — темпу работы и степени овладения трудовыми навыками. Кроме изучения основного программного материала проводится практическое повторение, во время которого уча-

щиеся изготавливают товарную продукцию (С.Л.Мирский, 1988) В конце каждой учебной четверти учащиеся выполняют само­стоятельные практические работы, которые оцениваются по пя­тибалльной системе.

Третий этап — это активное обучение труду, которому надо учиться, как и всякому другому виду творческой деятельности1 Степень успешности обучения детей с умственной отсталостью зависит от сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности; от методов и приемов обучения; от индивидуальных качеств обучающегося, его психофизических осо­бенностей2.

Нужно учитывать и качественные особенности трудовой дея­тельности, являющейся социальной в своей основе. В трудовой деятельности сконцентрировано все специфически человеческое: социальная мотивация, опосредованное воздействие на окружа­ющий мир для удовлетворения человеческих потребностей, ак­тивное использование всего опыта человечества в труде, постоян­ная необходимость решать самые разнообразные аналитико-синтетические задачи.

В состав трудового обучения входит формирование систе­мы рабочих движений, трудовых навыков со словесной ос­новой их организации. Формирование этих движений имеет свои закономерности и теснейшим образом связано сформирова­нием умственных действий в труде. Ведущим фактором в умственном развитии школьника при трудовом обучении будут те условия, которые обеспечивают формирование у подростка об­шей способности самостоятельно и целесообразно организовать свою трудовую деятельность. А это, очевидно, связано с тем, на­сколько трудовое обучение направлено на формирование у детей системы умственных действий в процессе труда. К числу умствен­ных действий относятся ориентировка в задании и предваритель­ное планирование хода выполнения задания, различные измере­ния, вычисления и разметки, ряд контрольных действий. Умствен­ные действия, входящие в состав трудовой деятельности, прояв­ляются в различных умениях, в частности в умениях:

- пользоваться различного рода инструкциями (устными, пись­менными, рисунками и чертежами, образцами и моделями изде­лий и т.п.);

- спланировать порядок рабочих операций;

- производить разметку, необходимые измерения;

- постоянно контролировать свою работу;

1 См.: Чебышева В. В. Психология и трудовое обучение: Метод, пособие для
сред. проф.-тех. училищ. — М, 1983.

2 См.: Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­
ний VIII вида. 5-9 классы. - Сб. 2. - М., 2000.

устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия.

Большое количество ученых, занимающихся проблемой трудо-mобучения (Г.М.Дульнев, 1968; С.Л.Мирский, 1978; Б.И.Пин­ий, 1980; Е.Н.Ковалева, 1986; Г.В.Васенков, 1997), сделали к 0д чт0 наиболее типичной, характерной особенностью для йопьшинства учеников старших классов специальной школы яв­ляется низкий уровень самостоятельности в преодолении специ­фических затруднений, возникающих при выполнении практи­ческих работ. Большая часть учеников нуждаются в помощи. Неко­торые обращаются за помощью к учителю по своей инициативе, а часть учеников прекращают работу, пребывают в пассивном ожидании, и лишь немногие ученики могут продолжать работу, не замечая явного брака в своем изделии. Почти все затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими-либо умственными задачами, для решения которых необходимо произвести некоторые мыслительные операции, проявить умения интеллектуального порядка.

Следует заметить, что к концу профессионально-трудового обучения почти все ученики специальной школы овладевают в достаточной мере рабочими операционными навыками и в состо­янии выполнять довольно сложные комплексные работы (шитье одежды, изготовление слесарного инструмента, простенькой ме­бели, например стола, табуретки и т.п). Очевидно, что затрудне­ния, которые испытывают ученики при выполнении контрольных заданий, как правило, не связаны с уровнем развития их трудо­вых, операционных навыков.

Четвертый этап — это профессионально-трудовое обучение в 9— 10-х классах с производственной практикой на предприятиях или в специально организованных условиях в школе, близких к произ­водственным, под руководством школьного учителя трудового обучения.

Трудовое обучение на этом этапе направлено на подготовку школьников к работе по определенной профессии, желательно уже подобранной ученику. В соответствии с действующими в настоя­щее время типовым учебным планом и программами значительно увеличено количество учебных часов на весь период обучения и отдельные темы. Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятиях и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экза­мен, который сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида.

Квалификационный экзамен на присвоение началь­ного разряда по изучаемой в школе профессии проводится по при­казу директора школы с участием специальной квалификацион-

ной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической частей.

Ученики, успешно сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства по при­обретенной профессии.

От квалификационного экзамена решением педагогического совета школы могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью програм­мой или обучались по индивидуальным программам.

На этом этапе обучения учителю разрешается вносить измене­ния в программу трудового обучения. Он составляет свою экспе­риментальную программу, обсуждает ее на методическом объеди­нении учителей трудового обучения, утверждает на педагогичес­ком совете. После прохождения экспертизы у учредителей эту про­грамму запускают в учебный процесс.

Из сказанного можно сделать вывод, что четвертый этап тру­дового обучения — это период взросления юноши (девушки), когда он (она) начинает осознавать свою значимость. У него формиру­ются мотивы трудовой деятельности, потребность трудиться, а школа выполняет при этом задачу включения умственно отсталых в общественно полезный производственный труд.

Пятый этап— производственное обучение. Он завершает трудо­вую подготовку школьников с нарушениями умственной деятель­ности. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выпол­нения заданий, близких к квалификации рабочих. Обучение на этом этапе протекает в условиях производственной практики, которая проводится три раза в неделю по 6 часов. Учащиеся 10 — 11-х классов последовательно осваивают различные виды работ на одном рабочем месте. Кроме учителя трудового обучения ог­ромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.

В практике работы специальных школ, школ-интернатов этот этап получил название послешкольного, постинтернатского со­циально-трудового реабилитационного и адаптационного. Опыт такой работы имеется во многих регионах РФ (Махачкале, Росто­ве-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве).

Трудовая подготовка на этом этапе осуществляется как в шко­лах, так и в специальных комплексах, профессионально-техни­ческих училищах, где комплектуются группы из выпускников спе­циальных (коррекционных) школ VIII вида.

Сравнительный анализ результатов обучения в 10— 11-х клас­сах школы и ПТУ показал, что выпускники училищ в большин­стве случаев трудоустраиваются по полученной специальности зна­чительно быстрее и лучше адаптируются на производстве по срав­нению с выпускниками общеобразовательных массовых школ.

Таким образом, выделенные этапы трудового обучения, завер­шенность и логическая последовательность их целей, а также тре-

к содержанию каждого конкретного этапа определяют новые принципы коррекционной педагогики, в том числе и 00 0фреНопедагогики: воспитывающий и развивающий харак- обучения, связь теории с практикой, коррекционная направленность трудового обучения, индивидуализация и дифференци­ация процесса трудового обучения.

6.2. Содержание уроков трудового обучения

В олигофренопедагогике важнейшими функциями обучения является образование, воспитание, коррекция и как итог — раз­витие. Следовательно, на уроках трудового обучения, как и на всех других, выделяются образовательные, воспитательные и раз­вивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической деятельности и ее надо правильно орга­низовать. Вторая — в том, что ученика необходимо подготовить к этой деятельности, вернее, обучить приемам работы.

Третья особенность состоит в том, что у подростка должны быть хорошо развита моторика и сформированы организацион­ные умения и навыки. В программы по трудовому обучению как младших, так и старших школьников заложены эти особенности (требования) обучения. Программы содержат:

- теоретический раздел, включающий технические сведения;

- практический раздел по конкретным видам труда;

- требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5—10-х классов даны темы практических работ, направленных на овладе­ние приемами трудовых операций.

Задачи обучения четко определены в разделах программы «Уме­ния», «Упражнения», «Теоретические сведения», «Самостоятель­ные работы». Таким образом, процесс обучения на каждом конк­ретном этапе носит творческий характер и предусматривает овла­дение навыками измерений, пользования измерительными инст­рументами и приспособлениями. Уже в 1-м классе на занятиях с бумагой выполняются приемы сгибания, разметки по шаблону, резания ножницами, наклеивания.

Учителю-логопеду часто приходится на своих индивидуаль­ных и групповых занятиях совместно с ребенком рассматривать рисунки, сюжетные картинки, рисовать овоши, фрукты, раз­личные геометрические фигуры, дорисовывать пропущенные эле­менты какой-то детали, части целого предмета, подбирать сло­ва, произносить их, анализировать по звукобуквенному составу и вводить в активный словарь. Дети любят рисовать, лепить из пластилина и глины овощи, фрукты, посуду, фигурки животных человека и т. п. В 5 —6-м классах, где занятия по логопедии

продолжаются, они создают композиции на темы сказок и бы­товых сюжетов.

Деятельность логопеда будет успешной, если он сам владеет простыми операциями, составляющими элементы трудового обу­чения. Вот почему в работе логопеда важными являются уроки ручного труда. На уроках ручного труда в 1 —4-м классах создают­ся условия для исправления недостатков познавательной деятель­ности и вместе с тем воображения, наблюдательности, речи, про­странственной ориентировки. Ручной труд — это свободная, рас­крепощенная форма деятельности, где создаются условия для са­мореализации детей в речевом общении, расширяется и обогаща­ется словарь специальными терминами, выражениями.

Задача учителя начальной школы, логопеда быть вниматель­ными к высказываниям детей, следить за полнотой, последова­тельностью изложения мысли, исправлять недостатки произно­шения, вызывать детей на разговор, поддерживать его.

Каждый урок предполагает выполнение конкретных изделий, имеет определенную структуру, цели и задачи. Методисты по руч­ному труду, известные ученые (И.П.Акименко, 1946; В. И.Анти-пов, 1971; Г.М.Дульнев, 1969; С.Л.Мирский, 1988; Н.П.Павло­ва, 1988; В. А. Шинкаренко, 1990) отмечали, что подходы к струк­туре урока могут быть разные, но всегда урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Н.П.Павлова предлагает три варианта структуры урока и вы­деляет следующие этапы в каждом варианте.

Вариант А

1. Организация детского коллектива.

2. Организация рабочего места.

3. Сообщение темы урока.

4. Сообщение познавательных сведений.

5. Ориентировка в задании.

6. Выполнение изделия по инструкции учителя.

7. Оценка качества выполнения изделия.

8. Подведение итогов.

Вариант Б

1. Организация детского коллектива.

2. Повторение познавательных сведений.

3. Сообщение темы урока.

4. Организация рабочего места.

5. Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы.

6. Ориентировка в задании.

7. Выполнение задания с учетом поступающей информации.

8. Отчет о проделанной работе.

9 Оценка качества выполнения изделия. 10. Подведение итогов.

Вариант В

1 Организация детского коллектива.

2. Сообщение темы урока.

3. Организация рабочего места.

4. Ориентировка в задании.

5. Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа.

6. Предварительное пооперационное планирование выполне­ния изделия.

7. Изготовление изделий по намеченному плану.

8. Отчет о проделанной работе.

9. Оценка качества и анализ результатов работы.

10. Подведение итогов.

Однако нам кажется, что в каждом из представленных Н. П. Пав­ловой вариантов уроков имеются некоторые упущения, в частно­сти:

- нет этапа демонстрации образца изделия, а это очень важно

для детей с нарушением интеллекта;

- нет этапа ознакомления учащихся с техникой безопасности
на уроке, требованиями к пользованию инструментами, клеем,
проволокой, иглой и т.д.

Мы считаем возможным предложить свою схему урока и выде­лить следующие этапы.

1. Организация учащихся на учебно-познавательную деятель­
ность.

2. Сообщение темы урока.

3. Сообщение познавательных сведений.

4. Демонстрация образца изделия.

5. Сообщение сведений о технике безопасности и охране труда.

6. Ориентировка в задании. Выбор приемов изготовления изде­
лия.

7. Изготовление изделия по инструкции, по пооперационной
карте, по намеченному плану (выбор зависит от сложности изде­
лия, возраста учащихся и уровня их моторного и психофизичес­
кого развития, от темы урока).

8. Отчет о проделанной работе.

9- Оценка качества выполнения изделия.

10. Подведение итогов. Основными методами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе являются: ~ Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы); .. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учеб­ой информации (наглядные методы);

- методы передачи учебной информации посредством практи­ческих трудовых действий и тактильного кинестетического вос­приятия ее (практические методы).

Каждый из перечисленных групп методов трудового обучения в основном используется комплексно.

В соответствии с предложенной схемой урока ниже представ­лены примеры содержания уроков ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

ПЛАНЫ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА

1-й класс

Тема: аппликация «Лодочка». Цели.

1. Формировать умения анализировать аппликацию частично с по­мощью учителя и выполнять ее, руководствуясь предметно-операцион­ным планом.

2. Развивать умения осуществлять анализ пространственных отноше­ний между предметами, соблюдать особенности размещения деталей для составления композиции.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному.

Оборудование: плакаты, клеенка, образец изделия, образцы по­этапного выполнения изделия, клей, ножницы, шаблоны, цветная и белая бумага.

Словарь: «флаг», «парус», «лодочка», «корабль».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Упражнения на анализ пространственных отношений между пред­метами. Учитель демонстрирует несколько композиций (по очереди) и помогает детям определить, как расположены детали.

трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития - student2.ru

Рис. 1. Детали (геометрические фигуры) и образец аппликации

III. Сообщение темы и целей урока.

IV Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия (частично с помощью учителя). Сначала один ученик говорит об изделии все, что может, потом весь класс отвечает на вопросы учителя.

Внимание детей акцентируются на положение лодочки, поворот пару­са и флага.

V. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции,

1. Вырезание деталей аппликации. Повторяются правила техники без­опасности при работе с ножницами.

2. Складывание композиции (учитель обращает внимание детей на образец). Ученики должны называть порядок приклеивания деталей. Повторяются правила техники безопасности при работе с клеем. Для сла­бых учащихся место приклеивания учитель отмечает карандашом.

3. Самостоятельная работа учащихся (под контролем учителя).

VI. Оценка качества выполненных работ. Внимание детей акцентиру­ется на взаиморасположение деталей, качество их вырезывания и при­клеивания.

VII. Итог урока (см. в приложении работу Насти В., диагноз: олигофре­ния в степени легкой дебильности неясной этиологии, рис. 3 вклейки).

2-й класс

Тема. Изготовление растительного орнамента в прямоугольнике по образцу. Цели.

1. Познакомить учащихся с особенностями растительного орнамента.

2. Формировать умения анализировать орнамент по вопросам учите­ля, давать пространственные характеристики, отмечая ритм узора.

3. Учить детей выполнять орнамент, планируя ближайшую операцию.

4. Развивать умение резать ножницами по кривым линиям.

5. Развивать глазомер.

6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному.
Оборудование: таблицы, образец изделия, шаблоны, ножницы,

клей, карандаш, клеенка.

Словарь: «цветок», «листья», «красный», «синий», «желтый», «орна­мент».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Беседа о растительных орнаментах. Демонстрация образцов орна-­
ментов, объяснение их особенностей.

IV Анализ образца изделия (проводится по вопросам учителя): дети
называют детали, определяют их расположение относительно краев по­
лосы и друг друга.

V Ориентировка в задании и ознакомления с техникой безопасности.
Выполнение изделия с планированием ближайшей операции: учитель

знакомит детей с новым для них способом заготовки деталей — вырезы­ванием сразу нескольких предметов. Дети обводят шаблон и вырезают одновременно два больших листка, два маленьких листка и два цветка. Учащиеся выполняют разметку и вырезают детали. Расположение частей орнамента в прямоугольнике тщательно оговаривается. Учитель требует точного указания их положения (например: «Большой листок приклеим прямо вверху, маленький листок положим вдоль коая полосы, цветок при­клеим в углу»). Ориентиры для размещения деталей недостаточно четки.

Дети должны на глаз разместить части узора и несколько раз проверить их положение.

Целесообразно сначала приклеить листья и цветок между ними, за­тем — остальные части орнамента.

VI. Оценка качества выполненных изделий.

Учитель обращает внимание детей на правильность расположения деталей орнамента, аккуратность их вырезывания и приклеивания.

VII. Итог урока (см. в приложении работы детей с диагнозом: олигоф­
рения в степени имбецильности, рис. 4, 5, 6).

В приложении (рис. 7— 12) представлены работы, выполненные уче­никами специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида № 6 г. Ржева Тверской области на уроках ручного труда (учитель Елисеева Ольга Владимировна) и в системе работы изобразительной студии «Мас­терская Самоделкина». Разнообразие видов работ по ручному труду (леп­ка, вязание, шитье, работа с природным материалом, проволокой, бума­гой) обеспечивает вовлечение в эту деятельность всех органов чувств. Обогащаются представления учащихся об окружающем мире, расширя­ются двигательные возможности, формируется стойкий интерес к изго­товлению изделий, возникает потребность в общении со сверстниками и педагогами во внеурочное время.

Вопросы и задания

1. Почему труд является основным видом человеческой деятельности?

2. Что вкладывается в понятия «умение», «навык», «действие»? Како­ва взаимосвязь этих понятий?

3. Выделите этапы трудового обучения, Охарактеризуйте каждый этап.

4. Какие задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида в процессе трудового обучения?

5. Познакомьтесь с документацией на ученика с нарушением умствен­ного развития. Составьте трудовой профиль.

6. Назовите основные задачи уроков трудового обучения в 1 —4-м клас­сах.

7. Охарактеризуйте коррекционные задачи уроков ручного труда.

8. Перечислите основные этапы уроков ручного труда в 1 —4-м классах.

9. Почему работа с древесиной, проволокой и металлоконструктором начинается в 3-м классе, а с картоном, бумагой, глиной, пластилином и природными материалами — с 1 —2-х классов?

10. Какие основные методы используются на уроках трудового обучения.

11. Изготовьте сами любое изделие, проведите анализ совместно с
вашим однокурсником.

Рекомендуемая литература

Вайзман Н. Н. Психомоторика детей-олигофренов / Н. Н. Вайзман. -М., 1976.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шк0' ле / Г. М. Дульнев; под. ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. — М., 1981-

Ковалева Е.А. Содержание и методика трудового обучения в сельских вспомогательных школах //Дефектология. — 1985. — № 6. — С. 41—44.

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспо­могательной школе: учеб. пособие для учителя / С.Л. Мирский. — М.,

1988.

Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1 — 3 классах вспомогательной шко­лы: учеб. пособие для учителя / Н. П. Павлова. — М., 1988.

Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспо­могательной школы / Б. И. Пинский. — М., 1985.

Программы подготовительного и 1 —4 классов коррекционных обра­зовательных учреждений VIII вида. — М., 1999. — С. 149— 191.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений VIII вида. 5 — 9 классы. — Сб. 2. — М., 2001.

Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олиго­френопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2002.

Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомо­гательной школы/ В. А. Шинкаренко. — Минск, 1990.

РАЗДЕЛ III

Наши рекомендации