Формы организации учебного процесса
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЕ VIII ВИДА
Формы организации процесса обучения и их классификация
Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенных порядке и режиме. Возникают и совершенствуются они с развитием дидактических систем. Классификация форм обучения осуществляется:
1) по количеству учащихся — коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия;
2) по месту учебы и виду учреждения — дошкольные (занятия), школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке), внешкольные (экскурсии, занятия на дому, на предприятиях);
3) по продолжительности учебных занятий — уроки (40 — 45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические занятия) (от 15 до 25 минут), работа в системе группы продленного дня (самоподготовка) (от 60 до 90 минут);
4) по направленности учебного процесса, целям и задачам
обучения — индивидуальные коррекционные занятия, занятия
по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротера-
пия и т.д.
Каждая из указанных форм обучения соответствует требованиям нормативных актов образования, носит государственный, частный и попечительский характер.
Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием соответствующих учреждений системы образования. Например: бригадное обучение (в 20-е гг. XX в. в нашем государстве); дифференцированное обучение (по способностям учащихся — мен-геймская система, обучение в коррекционных учреждениях); классно-урочная форма обучения (начиная с XVII в. до нашего времени).
Теорию обучения впервые разработал и реализовал на практике Я. А. Коменский. Первой попыткой теоретически обосновать и раскрыть основные вопросы учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми детьми явилась коллективная работа А. Н. Граборова, Н.Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик «Олигофренопедагогика»1.
1 Граборов А. //., Кузьмина И. Ф., Новик Ф.М. Олигофренопедагогика. — М., I"41-66
Классно-урочная форма организации учебного процесса в спе-[иальной (коррекционной) школе VIII вида, в отличие от обычной школы, характеризуется следующими особенностями:
_ каждый урок проводится по конкретному предмету;
_ состав учащихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный
характер;
- урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;
- на уроке очень важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности;
- обучение осуществляется под педагогическим руководством в липе учителя-дефектолога.
Классно-урочная форма организации учебного процесса имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учащихся и учителя строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебно-познавательного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности. Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.
Урок — основная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Урок как целостная система
Что такое урок? Существует мнение, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Урок — это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный процесс.
В указанных определениях урока содержится три основных аспекта понятия «урок».
Первый — система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму деятельности учителей и учащихся (Г.А.Ильина, 1984; М.Н.Скаткин, 1974; А.Н.Грабо-Ров, 1951).
Второй — система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, временным (Ю.К.Бабанский, 1989; И.Г.Еременко, 1985).
ретий — динамичная и вариативная форма организации проса Целенаправленного воздействия учителей на учащихся
(М.И.Махмутов, 1992; П. И. Пидкасистый, 1996; Г. М.Дульнев, 1981; Б. Н. Пузанов, 2000).
Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплановый и конкретизированный; специально организованный и завершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения умственно отсталого ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряжения»1.
Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIIIвида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д. И.Азбукину, А.Н.Граборову, Г.М.Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внутреннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные.
Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
- использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование на уроках наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Общеобразовательная задача предполагает:
- четко определенную дидактическую цель;
1 Еременко ИГ. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985. — С. 123. 68
_ наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;
_ сочетание разнообразных методов обучения;
_ соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.
Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.
Воспитательная задача предлагает:
- формирование у учащихся потребности в овладении знаниями;
- воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;
- использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;
- формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;
- обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающие задачи урока:
- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;
- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
- изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
- изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;
- использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Типы и структура уроков
До настоящего времени существовало огромное количество подходов к классификации уроков, нет единой классификации и в ециальной педагогике. Действительно, трудно группировать уро-по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет и цели и задачи, на нем используются разные обучающие тех-стап°ГИИ' изучается разный учебный материал, ученический со-Де Не°Днороден по потенциальным возможностям и возрасту
is
осно ассиФикаЦия урока может быть проведена по следующим чованиям:
1) по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);
2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:
- вводный урок;
- урок первичного ознакомления с материалом;
- урок усвоения новых знаний;
- урок применения полученных знаний;
- урок закрепления, повторения, обобщения учебного материала;
- контрольный урок;
- смешанный или комбинированный урок.
Наибольшую поддержку теоретиков и практиков (М.И.Мах-
мутов, В.И.Онишук, П.И.Подласый, М.Н.Скаткин, Н.АСо-рокин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.) получила классификация по:
3) дидактической цели урока и месту урока в общей системе
уроков:
- уроки изучения новых знаний и их формирования;
- уроки обобщения и систематизации знаний;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений;
- комбинированные (смешанные) уроки;
- практические уроки.
Под структурой урока понимается внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части — вводную, основную и заключительную, количество этапов в каждой части урока в целом может быть больше или меньше. Структуру урока общеобразовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), дидакты предлагают оценивать по эффективности учебного процесса, его конечному результату, а не по структурному совершенству и завершенности.
Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть представлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.
В условиях коррекционного обучения классификация уроков может проводится в соответствии:
1) с дидактической задачей и способами ее решения (А. Н. Гра-
боров):
- вводные уроки;
- уроки сообщения новых знаний;
- обобщающие уроки;
- контрольные уроки;
- практические уроки;
2) с общими признаками урока, его задачами (И.Г.Еременко)-
- пропедевтические уроки;
- уроки формирования новых знаний, совершенствования зна-ий, коррекции; _ уроки систематизации и обобщения знании, умении и навьь ов; _ практические уроки; - коррекиионные уроки; _ комбинированные уроки. Однако выделение такого числа типов уроков вряд ли целесообразно. Например, единая задача указанных выше уроков — коррекиионная — присутствует во всех перечисленных уроках, поэтому уроки совершенствования и коррекционные уроки не должны выделяться как особые типы уроков;
3) с характером соотношения дидактических и коррекционно-развивающих задач, которые решаются общедидактическими и специальными средствами обучения (дидакты по отдельным методикам: А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьми-на-Сыромятникова, М.Н.Перова, Т.И.Пороцкая и др.).
Именно этот подход является основным в классификации уроков в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. В данной классификации выделяются:
- урок сообщения новых знаний;
- повторительно-обобшающий урок;
- урок формирования и закрепления умений и навыков (практический);
- контрольно-учетный урок;
- комбинированный урок.
Все перечисленные уроки в зависимости от дидактической задачи имеют свою структуру, методы обучения, время на конкретный вид учебно-познавательной деятельности.
В коррекционной школе каждая часть урока решает учебно-дидактические, организационно-психологические и учебно-познавательные задачи.
Урок в специальной (коррекционной) школе VIIIвида продолжается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).
Огромное значение в реализации задач обучения играет подготовленность учителя к уроку.
Подготовка учителя к уроку
Меж ОДГотовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязанных ван<ДУ™0^ОЙ этапов: Диагностики, прогнозирования и планиро-Pohw (МИМахмУтов, П.И.Пидкасистый, Г.М.Дульнев, В. В. Босния ~~ ИЛИ звеньев (Т.Н.Ильина, И.Г.Еременко): планиро-системы уроков и конкретизации этого планирования приме-
нительно к каждому уроку. Общепедагогическая подготовка предполагает определение всех обстоятельств проведения урока (место урока в общей системе уроков, возможности учащихся, мотивы их деятельности, интеллектуальные способности, характер учебного материала). Прогнозирование и планирование позволяют определить объем знаний учащихся, избрать вид и форму планирования.
В системе общего и специального коррекционного образования определились два вида планирования — тематическое и поурочное. Содержание тематического планирования можно представить следующей таблицей:
Тематический план составляется учителем до начала работы над темой. Желательно, чтобы в нем нашли отражение все основные составляющие данного вида планирования.
Время урока определяется его структурой, объемом изучаемого материала.
Последовательность уроков, их содержание определяются учебной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррекционной направленности процесса обучения. Оборудование урока (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы.
Тематическое планирование является основой для поурочного планирования, которое представляет собой описание урока с учетом его типа, целей и задач.
При отборе материала к уроку учитель должен четко представить, каким количеством терминов, понятий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материалом; учитывать работоспособность детей; подготовить свое рабочее место, учащихся к учебной деятельности.
Важной является подготовка учащихся к выполнению домашних заданий. В настоящее время подготовка учащихся к урокам проводится на самоподготовке, хотя в ряде случаев домашнее задание по некоторым предметам можно готовить на уроке. Теоретическое обоснование эта идея пока не получила.
В настоящее время огромная роль отводится воспитателю как организатору выполнения домашних заданий. Воспитатель должен подготовить учащихся к выполнению заданий, установить
чередность выполнения конкретных заданий по предметам. Луч-• е всего начинать самоподготовку с заданий по математике,
языку.
Длительность самоподготовки в разных классах-группах неодинакова (1 —4-е классы — 35 — 40 минут; 5 —7-е классы — до 1 часа; о__Ю-е классы — до 1,5 часа). В процессе выполнения заданий воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, если ученики затрудняются выполнить задание, он имеет право провести фронтальное объяснение, но ни в коем случае не должен учить детей вновь. Запись домашнего задания для учащихся младших классов делает учитель, старшеклассники сами записывают задания в дневники.
К организации самоподготовки можно привлекать учителей-предметников, особенно в старших классах.
Тесное сотрудничество учителей и воспитателей помогает совершенствовать процесс подготовки домашних заданий. Некоторые школы с продленным днем и интернатские учреждения практикуют ведение тетради сотрудничества учителя и воспитателя.
Вот как примерно выглядит запись в «Тетради сотрудничества учителя и воспитателя».
Учителя и воспитатели обсуждают результаты выполнения заданий, особое внимание уделяют анализу продуктивности работы по конкретному предмету и в целом. После такого взаимного обсуждения намечаются мероприятия, помогающие оптимизировать самоподготовку.
Вопросы и задания
■ Выделите основные признаки, характеризующие формы организа
ции учебного процесса.
■ пределите основные подходы к классификации уроков.
^ а что особо надо обращать внимание при подготовке к уроку? гики ( аКИе типы УР°К0В рекомендуют дидакты коррекционной педаго-лы \/т,?лигоФРенопедагогики) для специальной (коррекционной) шко-v"l вида?
5. Если будет возможность, посетите 2 — 3 урока в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида, обратите внимание на систему работы учителя на уроке.
6. Что лежит в основе выполнения домашних заданий в условиях самоподготовки?
Рекомендуемая литература
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (кор-рекционной) школе : учебник для вузов / А.К.Аксенова. — М., 1999.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов; под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1984.
Махмутов М.И. Современный урок/ М.И.Махмутов. — М., 1986.
Петрова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида / М.Н.Петрова. — М., 1999.
Глава 5