Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.


Связь олигофренопедагогики с другими науками - student2.ru

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Методы исследования в олигофренопедагогике

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими м е-тодами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наи­менее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблю­дений, полученная информация обрабатывается и интерпретиру­ется.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод иссле­дования, применяемый с целью получения необходимой инфор­мации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской дея -

тельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование — метод массового сбора информации с по­мощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, по­делок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.

Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характерис­тик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет экс­перимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педа­гогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа: теоретический — постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический — разработку методики исследования, методов обработки получен­ных результатов; собственно эксперимент — проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.; аналитический — коли­чественный и качественный анализ полученных данных, их ин­терпретацию, формулирование выводов и практических рекомен­даций. По конечным целям эксперимент может быть констатиру­ющим, обучающим и контрольным.

Наши рекомендации