Реализация основных дид-х принципов в процессе ФЭМП у дошк-в.

Принципыэто основные и.п., к-ми следует руководствоваться в разных областях деят-ти. Теория и практика уч. процесса (дидактика) опираются на дид-е принципы, обусловленные целями и задачами обучения, объективными закономерностями развития. Один из гл принципов – принцип развив. и воспитывающего обучения.Суть – под влиянием обучения не только приобретаются знания, фор-ся умения, но и развиваются все познавательные психич-е процессы, связанные с ощущением, восприятием памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е.развивается личность в целом.. Развив-й эффект обучения достигается, если оно сориентировано на «зону ближайшего развития», к-я зависит не только от возраста, но и от индив-х особенностей детей. Принцип воспитывающего обуч-я отраж-т необх-ть обеспеч-я в учебн. процессе благоприятных условий вос-я реб, его отнош. к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение – две стороны единого процесса форм-я личности. Большое воспит-е знач. обучения подчерк. со времен Я.А.Коменского, его раб. «Великая дидактика» - это теория вос-я и обучения в их взаимосвязи. Ж-Ж. Руссо, И.Ф.Гербарт – важность влияния пед-га не только на ум, но и на душу реб. К.Д.Ушинский –вос-е не только должно развивать ум чел-а и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду. Воспит-й эффект обучения достигается в рез-те объективности самого познавательного мат-ла; под влиянием обуч-я у детей воспит-ся морально-волевые кач-ва личности: организов-ть, дисципл-ть, аккуратность, ответственность. Стремление и умение решать разнообразные познават-е задачи имеет особое значение в воспитании познавательной активности детей.Принцип

гуманизации пед. процесса – в основе – личностно-ориентированная модель восп-я и обучения – это индивидуализация обучения, создание условий для становления реб-а как личности. Пр. индив-го подходапредусм-т организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей реб-а, создания условий для активной познават-й деят-ти всех детей гр. и каждого в отдельности. Индив-й подход к реб. осуществл. как в процессе организации коллективных, так и индив-х форм работы. Прин. научности обучения и его доступностиозначает, что у детей д/в форм-ся элементарные, но по сути научные, достоверные матем-е знанияозначает, что у детей д/в форм-ся элементарные, но по сути научные, достоверные матем-е знания. В процессе усвоения матем-х знаний и умений дети овлад-т спец. матем-й терминологией. Этот принцип реализуется как в содержании, так и в мет-ке обучения. Мат-л, к-й изучается, излаг-ся в соответств. с правилами: от простого ксложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к конкретному. Новые знания даются небольшими порциями, обеспеч-я закрепление и повтор их разными упр-ми в разных видах деят-ти, последовательность в усвоении сложных прогр. задач. Пр. осознанности и активностив усвоении и применении знаний. Осознанное усвоение уч. мат-ла предусм-т активиз-ю умствен-х (познавательных) процессов у реб-а. Познав-ю активность можно характер-ть как самостоят-ть, инициативность, творчество в процессе умствен. деят-ти. Принцип систематичности и последовательности предлаг-т такой логический порядок изучения материала, при к-м знания опираются на ранее полученные. Вос-ль распред-т так программ-й мат-л, чтобы обеспеч-сь его послед-е усложнение, связь послед-го м-ла с предыдущим.. Он реализ-ся при составлении ос-м календарных и перспективных планов. В обучении важен элемент новизны, он вызывает заинтересованность. Пр. наглядности. Мышление реб-а имеет преимущественно наглядно-образный хар-р. Использование наглядности в обучении Я.А.Каменский называл «золотым правилом дидактики». Принцип наглядности в мат-ке тесно связан с активностью реб. Если для мал. наглядность выражается в предметах и в непосредственном восприятии жизненных явлений или в изображ-ии предметов, то в дальнейшем хар-р наглядности усложняется, принимая вид модели, макета, схемы, диаграммы, графика и т.д. (натур-я наглядность, изобраз-я, графич-я – табл, модели).Использ. нагляд. в обуч. весьма значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстр-я любых нагл. пособий сопровожд. словом, к-е направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Пр. связи с жизнью.Воспитыв-е значение обучения значительно возрастает, если знания, приобретаемые детьми на занятиях, опираются на жизненный опыт реб и используются ими в жизни. Важно, чтобы приобретаемые детьми матем. знания использ. в различн. видах деят-ти.



Наши рекомендации