Структура типового урока изложения
Этапы урока | Время | Методические требования |
1. организационный момент | 1 мин. | Учитель проверяет рабочую готовность учащихся |
2. Объявление темы урока | 2 мин. | Учитель объявляет тему урока (можно через ребус, кроссворд или иной занимательный материал). |
3. Объявление цели урока | 1 мин. | Чёткая формулировка того, что должны осуществить к концу занятия ( чему научиться) |
4. подготовительная работа | 3 мин. | - беседа по теме рассказа - слово об авторе - оформление тетради ученика - уточнение вида деятельности (изложение или сочинение, вид) - актуализация знаний о типе речи, стили текста и его построении (3 части: вступление, основная часть, заключение). |
5. Ознакомление с текстом | 1 мин. | - если словесное, то читает учитель - если зрительное, то читает ученик (в 1 классе учитель) |
6. Проверка первичного восприятия | 4 мин. | - анализ (О чём текст? Какой текст? Как автор об этом рассказывает и т. д.) |
7. Постановка учебной задачи | 1 мин. | - цель (какого вида изложение будем учиться писать) - учитель формулирует то, чему будет учить ученика, какие текстовые умения будут формироваться. |
8. Анализ текста | 5 мин. | - вопросы на осмысление (анализ содержания и структуры текста, языковых средств автора) - возможно чтение по частям (появляется план и опорные слова к каждому пункту плана) - формируется понятие «абзац» - подбор синонимов для избежания тавтологии (речевого повтора). |
6. Устный пересказ | 2 мин. | Не всегда используется на уроках. |
7. Орфографическая подготовка | 3 мин. | - повторение орфографических правил - выделение орфограмм и пунктограмм в плане и опорных словах (красным цветом) - работа с орфографическим словарем |
8. Повторное чтение текста | 1 мин. | - чтение текста (читает учитель или учащийся) |
9. Написание изложения | 15 мин. | - индивидуальная помощь учителя. Обучение работе со словарём. (Орфографический словарик и толковый словарь Неусыповой). |
10. Проверка | 3 мин. | - учитель организовывает проверку - саморедактирование (памятка) |
11. Чтение работ | 2 мин. | - по желанию учащихся разного уровня подготовленности |
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. Леонардо да Винчи |
Как провести анализ программы
Одним из важнейших вопросов при разработке уроков по развитию связной речи учащегося остаётся знание требований программы. Как же провести грамотный анализ программы?
1. Возьмите программу Т. Г. Рамзаевой.
2. Откройте её раздел «Связная речь».
3. Прочитайте с пояснительную записку.
4. Составьте тезисы её содержания.
5. Создайте таблицу по классам.
№ класса | ||||
Виды (изложения или сочинения) | ||||
Объём | ||||
Требования к знаниям и текстовым умениям |
Зная требования программы к учебному занятию, можно составить грамотный и интересный урок, который бы не только соответствовал Вашим ожиданиям, но и был бы интересным и посильным для учеников начальной школы.
Учитесь у всех, не подражайте никому. Горький М. |
Примерно так и должно быть.
Вашему вниманию нам бы хотелось предложить вариант оформления доски в первом классе. Аналогично Вы можете оформить доску для любого другого класса
В данном случае текст дан зрительно. При написании слухового изложения на доске записан план, опорные слова и синонимы.
Ёжик. Дедушка подарил детям ёжика. Летом ёж жил на даче. Зимой он уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши! | Изложение. План: 1. Кого подарил дедушка детям? 2. Где жил ёж летом? 3. Где ёж уснул зимой? 4. Какой ёжик придёт домой? Вопросы и опорные слова должны быть расположены в соответствии с частями текста! | Опорные слова ёжика в сенях в норе голодный Берегитесь, мыши! Ёж- ёжик – он - зверёк |
1. Хорошо, если орфограммы вы будете выделять не только в опорных словах, но и в самих пунктах плана.
2. Не забывайте о подборе синонимов, иначе в работах учеников будет много речевых повторов (тавтологии).
3. План зависит от типа речи.
4. Выделяют три основных части в тексте.
Проект урока по методике русского языка Класс?
Тема: «Изложение. Колокольчики»
Колокольчики.
Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
На зелёном лугу бегают ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов.
(51 слово)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные, парные согласные.
Список литературы: сборник текстов для изложений в начальных классах В. И. Яковлевой "Просвещение" 1972 год.
Цель: создать текст- описание на основе рассказа "Колокольчик"
Знать: название текста («Колокольчики»), правила (правописание непроизносимых согласных, правописание безударных гласных) написания слов (хоровод, лиловые, радостно, колышутся) .
Понимать: содержание текста, структуру текста-описания, особенности описания, связь предложений в тексте описания.
Применять: воспроизводить языковые средства, изученные правила (правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных, парных согласных)
Анализ: анализ текста- описания с целью сопоставления с планом, уметь находить в тексте слова, отражающие авторское отношение (выше всех, веселее, похожи на праздничный хоровод, бегают ромашки, милые цветы) )
Синтез: самостоятельная работа по записи изложения.
Оценка:умения писать изложение для использования в конкретных речевых ситуациях (в устной речи);содержаниятекста для формирования речевых умений (построение предложений), для воспитания любви к родной природе.
План урока
1. Организационный момент -1 минута. (Приветствую класс, проверяю готовность к уроку)
2. Объявление темы урока и цели урока -1 минута. (Ученикам сообщается тема урока и его цель)
3. Подготовительная работа -5 минут. ( Работа с ребусом, проведение беседы на тему "Луг", работа с иллюстрацией, прослушивание музыкального фрагмента П. И. Чайковского "Вальс цветов"). Картина снимается после подготовительной работы, до прочтения текста)
4. Ознакомление с текстом -1 минута. (Первичное чтение произведения. Учитель читает медленно и выразительно).
5. Проверка первичного восприятия -4 минуты. (Беседа после прочтения. Обращается внимание на то, сколько смысловых частей в тексте)
6. Постановка учебной задачи -1минута. (Учитель говорит о том, какого вида будет изложение :изложение по готовому плану, и о том, чему на уроке будут учиться дети: написанию изложения по готовому плану)
7. Анализ текста - 5 минут. (Ученики устно отвечают на вопросы учителя, осуществляется чтение по частям, на доске появляется план, опорные слова)
8. Орфографическая подготовка - 3 минуты. ( Работа по предупреждению ошибок. Ученики вспоминают орфографические и пунктуационные правила, которые им знакомы. Далее учителем осуществляется цветовое акцентирование внимания на орфограммах в пунктах плана и опорных словах. На каждую парту учитель выдаёт орфографический словарь).
9. Повторное чтение текста - 1 минута. (Чтение осуществляется учителем. Учитель читает медленно и выразительно).
10. Написание изложения - 15 минут. (Ученики письменно воспроизводят текст) .
11. Проверка - 3 минуты. (Учителем организуется проверка работ. Ученики редактируют свою работу, пользуясь памяткой).
12. Чтение работ- 2 минуты. (Учащиеся по желанию читают вслух свои изложения)
13. Организационный момент -1 минута. (Учителем осуществляется сбор тетрадей с работами учащихся).
Оформление доски:
В оформление доски включить дату (любую), слово Изложение (с выделением орфограммы в корне), название текста.