Контроль и оценка результатов учебной деятельности
В процессе обучения необходимо применять такие виды контроля:
по месту в процессе обучения:
предварительный контроль, который дает возможность выявить исходный уровень подготовки учащихся по учебным предметам;
поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным операциям, действиям и способам деятельности;
тематический контроль,который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;
по содержанию:
прогностический, или планирующий, контроль, которыйопределяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, которыйуправляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, которыйосуществляется после выполнения учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, которыйосуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний, или рефлексивный, контроль,которыйосуществляется учеником (самоконтроль и самооценка).
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:
· степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам;
· уровень личностного развития учащихся.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся.Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими детьми.
· Используются следующие формы контроля: устная, письменная, практическая. Допускается сочетание указанных форм.
Возможно использование демонстрации достижений ученика с предъявлением продуктов учебной деятельности, накопленных в течение года.
Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников.
Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.
Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, характер умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.
Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Задания тестов помогают осуществить оперативную проверку наличия или отсутствия у учащихся определенных знаний и умений.
Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.
Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.
Основными показателями личностного развития учащихся являются:
• сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
• сформированность учебно-познавательных интересов;
• способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
• самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
• сформированность общеучебных умений и навыков;
• адекватность самооценки;
• проявление творчества в различных видах деятельности.
Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.
Открытая демонстрация своих достижений учащимся предполагает предъявление накопленных в течение года продуктов учебного труда (наиболее значимые работы учащихся отбираются с помощью учителя; презентация лучших работ учащихся организуется в различных формах (выставки, концерты), в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий, например презентаций в сети Интернет).