Система методов вокальной работы с детьми
Методом обучения называется совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями и навыками и вместе с тем способствует его воспитанию и развитию.
Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизированным видам деятельности.
На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.
Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.
Концентрический метод
Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.
Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обучения, получивший название «концентрический». Выражение «концентрический» принадлежит Н.И.Компанейскому, который в 1903 г. впервые опубликовал «Упражнения М.И.Глинки для усовершенствования голоса».
Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»'.
Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он говорит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном состоянии, то голос его звучит на более низких топах. Следовательно, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.
Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрослых певиц, обычно расположен в пределах сим - ре1. По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М. И. Глинки и начинаются от до', что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа1 — ля'.
Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регистров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуществляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ребенок пользуется в речи фальцетной манерой, что и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.
Данные наших экспериментальных исследований природы певческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосового регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не совпадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной характер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спокойной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.
Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:
• плавное пение и без придыхания;
• при вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема;
• непринужденное пение, свобода голосообразования;
• при пении рот открывать умеренно;
• не делать никаких гримас и усилий;
• петь не громко и не тихо;
• уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;
• петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;
• без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать в ноту;
• соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;
• нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме порчи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.
Все эти советы можно считать универсальными, так как они в полной мере относятся к работе не только со взрослыми, по и с детскими голосами.
Вместе с тем, что касается самой сути метода — постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра, — то в работе с детьми- « гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способностями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой голосообразования. Однако сказанное относится только к начальному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонированием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сглаживания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем диапазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.
Фонетический метод
В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.
Как уже упоминалось, каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.
Трудно составить общий план упражнений, целесообразный для развития всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуальных особенностей учащихся. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, что обусловило его наиболее частое употребление при коллективном обучении пению в хоре.
При индивидуальном обучении возможны варианты: если хорошо звучит гласный а, то следует начинать с пего, при заглубленном звуке лучше использовать и, а при плоском звучании — о или у. В процессе пения гласные принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. Непременным условием этого является стабилизация положения гортани при пении различных фонем — признак хорошо поставленного голоса.
В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой — без толчка и перерыва в звучании. Более сложным считается упражнение с паузами между фонемами, поскольку ученик должен уметь фиксировать в сознании расположение артикуляционных органов при пении первой фонемы и сохранять это расположение и во время паузы, и при пении других гласных. Таким образом формируется навык пения разных гласных в одной позиции. Поэтому пропева- пие ряда гласных в той или иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звучания голоса по образцу первой фонемы.
Большое значение для тембра голоса имеет манера артикуляции: насколько широко открывается рот. активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, расположение губ — на улыбке или округлое. Для нивелирования гласных, кроме стабильного положения гортани, необходимо сохранять и единую манеру артикуляции.
Произношение первой гласной в ряду других, включенных в упражнение, требует ярко выраженной фонетической определенности. Расположение артикуляционных органов, специфических для каждой фонемы, связано с соответствующей энергетической затратой подскладочного воздуха. Согласно исследованиям специалистов, воздушное давление под голосовыми складками увеличивается с уменьшением объема полости рта в такой последовательности: а — о — у — э — и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, т.е. меняется регистровый режим, что и отражается на тембре голоса. Вот почему с целью выравнивания тембрового звучания гласных по образцу одной из них возникает необходимость нивелирования, т.е. сглаживания, их фонетической определенности. Как уже упоминалось, это обеспечивается стабилизацией положения гортани и способа артикуляции.
Как же в работе с детьми этого добиться? Чаще всего при пении различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощущение скрытого зевка. Однако следует учесть, что дети обычно понимают все буквально и от избыточности старания чрезмерно выраженный зевок может привести к перенапряжению мышц гортани и заглублению вокальной позиции. Тогда голос звучит глухо, как бы «заваленно» в макушку, так как головные резонаторы оказываются недостаточно озвученными. Поэтому зевок при пении различных фонем должен быть очень умеренным, легким, особенно у маленьких детей. Таким образом, использовать прием пения на зевке в работе с детьми, особенно на первом этапе работы, следует очень осторожно. Более приемлемым для первого этапа работы можно считать совет А. В.Свешникова, который на занятиях с хором мальчиков советовал им несколько раз широко зевнуть перед тем, как начать петь, но не петь на зевке. Предшествующий атаке звука зевок снимает мышечные зажимы голосового аппарата, служит моментом отдыха, активизирует мягкое нёбо, что является пусковым моментом для активной работы всего голосообразующего комплекса.
Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей связано с полноценной озвученностыо головных резонаторов, в частности с резонированием маски, что также зависит от способа артикуляции в пении. При оценке на слух резонирующее звучание голоса характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Ее нахождению способствует ряд факторов:
• оценка учащимися качественных различий в звучании певческого голоса с резонированием и без него;
• произношение слов в пении с единым артикуляционным укладом губ: «на улыбке»;
• пение с закрытым ртом на согласных м или н;
• вокально-тренировочные упражнения на слогосочетания с сонорными согласными л, р, м, н, а также з, где голос преобладает над шумом;
• удержание раздутых ноздрей во время пения;
• самоконтроль за резонированием в области маски;
• если кончиками пальцев правой руки слегка потянуть вниз верхнюю губу, то это будет способствовать усилению ощущения резонирования;
• артикуляционный уклад в пении с округлыми губами возможен, но при условии постоянного отслеживания полноценной включенности резонаторов, что относится уже к более поздним этапам работы.
Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не только для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, но и для исправления различных его недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Согласные, как известно, делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места их образования > ~ губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность:
• звонкие — м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г;
• глухие — п, ф, т, с, ц, ш, к, х.
Легче всего артикулируются полярные согласные м, г. Чем дальше от них к середине ряда, тем сложнее становится артикуляция. Поэтому дефекты артикуляции связаны с произношением всех согласных, кроме м, п, г, х, т.е. полярных. По мере удаления от полюсов в образовании согласных начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (его середина или конец), мягкое нёбо. Исправлять недостатки следует, но принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.
Особого внимания требуют глухие согласные, где голос полностью выключен. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке. Поэтому рекомендуется произносить их в нении особенно быстро, как бы «спрессованно» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить расход дыхания (глухие согласные образуются без звука, при утечке воздуха) и способствовать выработке кантилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. Голосовая щель при этом задерживается в разомкнутом положении более длительное время, в результате чего появляется сип. Вот почему с самого начала вокальной работы необходимо заботиться о скорости переходных процессов при смене слогов и высоты звука. Для этого нужна особая активность артикуляции в пении, но без излишних напряжений и мышечных зажимов.
Фонетический метод применяется не только в упражнениях, по п на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.