Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников
Воля проявляется в умении совершать необходимые действия или сдерживать их, преодолевая различные внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов для побуждения слабомотивированной деятельности. Волевые процессы инициируют, заставляют начать то или иное действие, преодолевая объективные и субъективные препятствия, стабилизируют поддержание активности на должном уровне при возникновении различных внешних и внутренних препятствий, тормозят другие, часто сильные мотивы и желания, другие варианты поведения, несогласующиеся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.
Проявление волевых действий в начале младшего школьного возраста во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но постепенно волевое поведение начинает направляться собственными потребностями и мотивами ребенка. Большинство младших школьников достаточно сильно внушаемы и могут совершать какие-либо действия, ориентируясь на большинство учеников или по настоянию авторитетного для них человека. Часто дети проявляют волевую активность лишь для того, чтобы исполнить волю других и заслужить одобрение и расположение к себе взрослых, в первую очередь учителя. У многих младших школьников еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и бывают ситуации, в которых дети не могут противостоять удовлетворению каких-либо сиюминутных импульсов и желаний.
Однако именно в младшем школьном возрасте при правильном воспитании могут быть сформированы такие волевые свойства личности, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, выдержка. На их формирование особенно сильное влияние оказывает учебная деятельность, а также общение со сверстниками и взрослыми. Учебная деятельность часто требует от младшего школьника значительного напряжения, волевых усилий, мобилизации внутренних ресурсов, что способствует интенсивному развитию выдержки, терпения, усидчивости как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка. Под влиянием учебной деятельности формируются произвольные умственные действия: произвольное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, целенаправленное восприятие, упорство в решении мыслительных задач и др. При необходимости воздержаться от какого-либо действия младшие школьники постепенно приобретают способность самостоятельно создавать условия, исключающие привлекательные действия, прибегать к самостимуляции (самоободрение, воспоминания о героях книг и кинофильмов и др.), которая, однако, является чаще всего диффузной, не подкрепленной нравственными принципами. Развивается выдержка, признаками которой являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в сложных ситуациях; умение сдержать себя в конфликтных ситуациях; умение сдерживать проявление эмоций в состоянии сильного эмоционального возбуждения; умение контролировать свое поведение в сложных ситуациях.
Для некоторых младших школьников необходимость приложения волевых усилий представляет значительные трудности. В основном это дети с изначально низким уровнем волевой готовности к школьному обучению, который проявляется в недостаточно развитом умении заставить себя систематически работать, доводить начатую работу до конца, сдерживать дезорганизующие деятельность эмоции, внимательно слушать учителя и выполнять его требования, в неумении произвольно регулировать свое поведение и управлять им. Это обусловлено низким уровнем развития волевых механизмов, способных побороть влияние мешающих деятельности сильных эмоций, внешних воздействий и препятствий. У таких детей отсутствуют навыки самоорганизации, недостаточно развиты умения контролировать себя, преодолевать трудности в учебной деятельности, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на психическом развитии младших школьников в целом. Это приводит к необходимости специальной психолого-педагогической работы по развитию волевых процессов детей.
Признаки волевых свойств были выделены А.И. Высоцким[69](табл. 3.3). Признаками настойчивости и упорства являются умение доводить начатую работу до конца, способность продолжать неинтересную деятельность при наличии другой, более интересной, мобилизация своих возможностей для преодоления трудностей, продолжение деятельности, несмотря на неудачи и различные препятствия. Проявление упорства и настойчивости в младшем школьном возрасте во многом зависит от связи деятельности с потребностями и интересами школьников, ее значимостью для них. Дети с низким уровнем развития волевых свойств могут проявлять настойчивость и активность в деятельности только при наличии интереса к ней. При выполнении нелюбимой и неинтересной деятельности могут проявлять упорство и настойчивость только младшие школьники с высоким уровнем развития волевой регуляции поведения.
Таблица 3.3