Упражнение приобретает более реальный вид: это

так называемый «тротуар», когда «вепри» делятся на «прохожих» и «хулиганов», нападают вдвоем одновре­менно; собака работает в наморднике и без него; меня­ется персонал и его внешний вид и пр.

6. Наконец, эти умения проверяются на улице, в мес­те выгула и т.д.

И завершается работа моделированием максималь­но сложных и запутанных ситуаций: в подъезде и лиф­те, когда человек проходит мимо и затем неожиданно нападает; когда хозяин занимает «позу подчинения» (па­дает); максимально увенчивается психическое и фи­зическое давление на собаку. Наконец, собака сдает испытания на незнакомом «вепре», не обезображенном снаряжением, при макси­мально допустимом контакте с ней.

Только после такой проверки можно вообще гово­рить о надежности того или иного волкодава.

В процессе обучения волкодава всегда будут возни­кать сложности. Никогда нельзя забывать о самостоя­тельности кавказцев, поэтому работа по команде не слишком в их стиле. Они почти никогда не преследуют убегающего врага самостоятельно, неохотно делают это по команде, зато атакующего противника яростно от­рабатывают без напоминаний, просьб и приказов.

Вам досталась самая лучшая из всех возможных собак - невероятно сильная и мощная, умная и изобретательная, «уби­вающая» врага, молча атакующая (без дополнительного науче­ния!) его в самые уязвимые места и избегающая его встречных атак. Волкодав среди других пород собак — как верная жена в развращенном окружении.

Для того чтобы добиться результата в обучении вол­кодава, необходимо соблюдать несколько золотых правил.

1. Если возникла проблема, опыт и чутье подска­жут методы ее решения.

Нельзя сначала придумать метод, а затем приме­нить его к собаке. Так можно, теша свое самолюбие, только испортить волкодава.

2. Считая волкодава животным, никогда не устано­вишь с ним нужных отношений, а значит, не станешь для него ни другом, ни врагом.

3. Для «территориалыцика» желательно провести за­нятие на его территории и на ней выработать привычку охранять и защищать хозяина. Затем перенести этот поведенческий стереотип на чужую территорию. Для хорошего защитника с недостаточно выраженным ох­ранным поведением — поставь любимого хозяина на территории волкодава и атакуй его, пока собака не по­ставит знак равенства между ним и территорией.

У «пищевика» отбирай еду, когда он голоден, про­игрывай схватку и отдавай завоеванную пищу.

Неуверенного в себе волкодава поддержи сильным собратом, молодого — опытным, суку - хорошим кобе­лем, кобеля — хорошей сукой.

Используй как отвлечение кровь, алкоголь, кота, другую собаку и запах точной суки.

Никогда не выноси собаке окончательный приго­вор. С лентяем работай без контакта, пока он не начнет к нему стремиться сам.

Будь уверен только в том, что ты недостаточно хо­роший дрессировщик.

Говоря об отличии КО/САО от других пород собак, нельзя не упомянуть о двух обстоятельствах: как эти собаки применяют свое главное оружие - зубы — и как они (в подавляющем большинстве) «строят» поединок с противником.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ХВАТКЕ

На мой взгляд, способ проведения хватки является одной из основных характеристик охранной собаки.

Большинство проблем, возникающих в ходе подготов­ки такой собаки, имеет прямое отношение к хватке: слабая тактика ведения поединка, атака подставленных предме­тов, невозможность быстрой нейтрализации противника.

Для меня способ хватки является даже более важ­ной характеристикой, чем место первой хватки.

Неслучайно в отечественной литературе вплоть до 80-х годов рассматривались три вида хватки:

1) слабая;

2) крепкая;

3) «мертвая».

Причем «мертвая» хватка считалась порочной. Давайте попробуем детально разобраться в этом вопросе.

Рассмотрим самый рядовой случай. Хозяин подвергся на­падению и собака атакует противника. Атакует в предпле­чье, проводя «мертвую» хватку. Если соперник — человек непод­готовленный, он, вероятнее всего, окажется в состоянии боле­вого шока, и останется решить лишь одну проблему — снять собаку. Однако то же самое произойдет и в случае крепкой, а иногда — слабой хватки. Когда атака направлена в верхнюю часть туловища и в лицо, то если человек легко одет (летняя одежда), результат будет даже слишком «кровавым». Единственный нюанс заключается в массе собаки, поскольку в прин­ципе от высокого броска легкой собаки можно уклониться.

Но все значительно усложняется, если человек одет в зим­нюю куртку и мало-мальски готов к встрече с собакой. В этом случае первая атака наверняка будет малоэффективной, за ис­ключением варианта, когда противник сбит с ног первым же брос­ком. Но много ли пользы будет от «убийства» куртки «мертвой» хваткой? Ну а если человек в свободной руке держит палку или нож? Исход схватки в этом случае предсказать легко...

Пример. Обезопасив одну руку, «злоумышленник» отдает ее собаке, а другой наносит смертельный удар. Даже в случае акцентирования места атаки на лице или пахе у противника есть возможность закрыться рукой.

В школе охранных собак «Арес» принята следую­щаяусловная классификация хваток.

1. «Крепкая — ротвейлер».

Основное усилие направлено на сдавливание. В слу­чае необходимости собака способна осуществить пере­хват или уйти от удара.

2. «Крепкая - кавказец».

Основное усилие направлено на рывок, то есть «на отрыв». В сочетании с достаточной массой собаки эта хватка является самой эффективной.

3-4. «Слабая - ротвейлер», «слабая — кавказец».

5. «Мертвая - бультерьер». Эффективна лишь в отдельных случаях. Особо следует отметить тот вариант, когда «мерт­вую» хватку проводит массивная собака. В двух случаях она оказывается очень эффективной:

1) если собака сбивает противника с ног и «намерт­во» его держит, не ослабляя хватку. Этот случай мы уже рассматривали выше;

2) собака обучена особому приему — так называемое «раскручивание за спину». Осуществив хватку (например, в руку), собака все время уходит за спину противника, как бы раскручивая его. Результатом этого, как правило, является падение противника на спину.

Таким образом, для охранника предпочтительной является высокая атака с мощным ударом клыками и грудью (с применением боевого ошейника) и активной «трепкой», дающей возможность мгновенного перехва­та или уклонения от ответной атаки.

Говоря о своеобразии «работы зубами», необходи­мо отметить ряд тенденций и нюансов, которые будут интересны читателю. Проанализировав их, можно прий­ти к любопытным выводам. Судите сами.

ХВАТКА

Под «хваткой» принято понимать применение со­бакой зубов в борьбе с противником или жертвой, ха­рактеризующееся двумя позициями: силой сжатия че­люстей и продолжительностью.

Приняв это определение, мы приходим к принци­пиальному разграничению хватки и собственно «уку­са», который характеризуется силой удара клыками (при этом «глубина захвата» во внимание не берется) и си­лой рывка головой (откусывание).

В природе хищники семейства псовых демонстри­руют и укус, и хватку. Давайте попробуем разобраться, с какой целью.Хватка применяется для:

1) удушения противника или жертвы с целью его убийства или обессиливания (наносится в горло);

2) обездвиживания (передние и задние конечности, холка, спина, реже — морда или голова, если позволяют размеры противника);

3) задержания добычи (до подхода охотника);

4) убийства мелкой добычи — «хватка-встряхивание». Необходимость хватки продиктована стремлением ото­рвать жертву от земли.

Укус применяется для:

1) убийства (яремная вена и пах);

2) обездвиживания (конечности и сухожилия);

3) обессиливания (обескровливания путем нанесе­ния многочисленных укусов в любые части тела);

4) задержания слишком опасного врага.

И хватка и укус имеют определенные недостатки. Рассмотрим их.

ХВАТКА:

1) ограничение подвижности (мобильности) соба­ки, осуществившей хватку, — фиксация головы;

2) обесценивание хватки при неточном входе или наличии защиты у противника (подвес, подшерсток, снаряжение, зимняя одежда и т.д. ); завышенная цен­ность первой атаки;

3) ограничение величиной (размерами) участка тела противника, который нужно захватить, — узость при­менения.

УКУС:

1) гипотетическая подвижность противника;

2) обесценивание повторных атак в защищенные участки (зимняя одежда).

Но в то же время у укуса есть ряд положительных «моментов»:

1) полная свобода в выборе места как первой, так и любой последующей атаки;

2) непредсказуемость хода схватки для любого вра­га (человека или зверя);

3) повышение боеспособности собаки, а именно увеличение ее защитного (оборонного) потенциала за счет сохранения мобильности;

4) если физические данные противника (масса) по­зволяют обездвижить его, сбив с ног и прижав к земле, то главное «оружие» (зубы) остается свободным, исполняя роль своеобразного последнего выигрышного «козыря».

Теперь давайте от теории перейдем к практике и рассмотрим поведение собак в наиболее драматических и реальных ситуациях — во время охоты, в том числе на крупного зверя, когда «жертва» является в то же время и смертельно опасным врагом.

Наши рекомендации