Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком.

ОН МОЖЕТ ЛИШЬ ВЕЧНО ПРИБЛИЖАТЬСЯ К ЭТОМУ, СОЗДАВАЯ РАЗ­ЛИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И ДРУГИЕ АБСТРАКЦИИ, ФОРМУЛИРУЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЗАКО­НЫ, ПРИМЕНЯЯ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В ИХ СОВОКУПНОСТИ (ЭКС­ПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИДЕАЛИЗАЦИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И Т. П.).

· Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез.

· Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очище­нию этих гипотез», устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон.

· Одно из важней­ших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверя­емости на практике (в опыте, эксперименте и т. п.), что отличает ги­потезу от всякого рода умозрительных построений, беспочвенных вы­мыслов, необоснованных фантазий и т. д.

7. На каком уровне научного познания постигаются законы? Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубо­кие знания о них достигаются не на уровне непосредственного воспри­ятия, а на этапе теоретического исследования.

Именно здесь и проис­ходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явле­ниях, к действительному внутреннему движению.

РЕЗУЛЬТАТОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ТОЧНЕЕ — СОВОКУПНОСТИ ЗАКОНОВ, ПРИСУЩИХ ДАННОЙ СФЕРЕ, КОТОРЫЕ В СВОЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗУЮТ «ЯДРО» ОПРЕДЕЛЕННОЙ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ.

8. Механизм открытия новых законов по Р.Фейнману. Раскрывая механизм открытия новых законов, известный амери­канский физик Р. Фейнман отмечал, что «...поиск нового закона ве­дется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за со­бой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результата­ми специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результа­там таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен»( Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С.142.).

9. Объяснительная функция закона. Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не послед­няя задача науки, которая еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь.

Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев.

10. «Эластичность» законов. Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков.

Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необ­ходимостью», сами по себе они отнюдь не «железные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкрет­ных условий получает перевес то тот, то другой закон.

Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как законы — тенденции, осуществляются весь­ма запутанным и приблизительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний.

11. Роль условий осуществления закона. Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот — «пресекать» и снимать его действие.

Тем самым:

ЛЮБОЙ ЗАКОН В СВОЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГДА МО­ДИФИЦИРУЕТСЯ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, КОТОРЫЕ ЛИБО ПОЗВОЛЯЮТ ЗАКОНУ НАБРАТЬ ПОЛНУЮ СИЛУ, ЛИБО ЗАМЕДЛЯЮТ, ОСЛАБ­ЛЯЮТ ЕГО ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖАЯ ЗАКОН В ВИДЕ ПРОБИВАЮЩЕЙСЯ ТЕНДЕНЦИИ.

Кроме того:

ДЕЙСТВИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАКОНА НЕИЗБЕЖНО ВИДОИЗМЕНЯ­ЕТСЯ СОПУТСТВУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ ДРУГИХ ЗАКОНОВ.

12. Предсказательная функция закона. На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явле­ний, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенден­ций познавательной и практической деятельности людей.

Открытые законы, познанные закономерности могут при их уме­лом и правильном применении — быть использованы людьми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собственные обще­ственные отношения.

ПОСКОЛЬКУ ЗАКОНЫ ВНЕШНЕГО МИРА — ОСНОВЫ ЦЕ­ЛЕСООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СОЗНАТЕЛЬНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ТРЕБОВАНИЯМИ, ВЫТЕКАЮЩИМИ ИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗА­КОНОВ, КАК РЕГУЛЯТИВАМИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Иначе последняя не ста­нет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок.

НА ОСНОВЕ ПОЗНАННЫХ ЗАКОНОВ ЛЮДИ МОГУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧНО УПРАВЛЯТЬ КАК ПРИРОДНЫМИ, ТАК И СОЦИ­АЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ОПТИМАЛЬНО ИХ РЕГУЛИРОВАТЬ.

13. Способность человека влиять на механизм реализации закона. Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вме­сте с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона.

ОН МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ДЕЙ­СТВИЮ В БОЛЕЕ ЧИСТОМ ВИДЕ, СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНА ДО ЕГО КАЧЕСТВЕННОЙ ПОЛНОТЫ, ЛИБО ЖЕ, НАПРОТИВ, СДЕРЖИВАТЬ ЭТО ДЕЙ­СТВИЕ, ЛОКАЛИЗОВАТЬ ЕГО ИЛИ ДАЖЕ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ.

14. Два обстоятельства, которые нельзя упустить, «работая» с законами. Подчеркнем два важных вывода, которые нельзя упустить, «рабо­тая» с научными законами.

· Во-первых, формулировки последних не­посредственно относятся к системе теоретических конструктов (абст­рактных объектов), т. е. сопряжены с введением идеализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эмпирически необходи­мые ситуации.

· Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) идеальные теоретические модели (схемы) выступают существенной характерис­тикой структуры любой научной теории, ключевым элементом кото­рой и является закон.

15. Классификации научных законов. Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной дей­ствительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию).

· ПО ФОРМАМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ можно выде­лить законы:

· механические,

· физические,

· химические,

· биологические,

· социальные (общественные);

· ПО ОСНОВНЫМ СФЕРАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОС­ТИ:

· законы природы,

· законы общества,

· законы мышления;

· ПО СТЕ­ПЕНИ ИХ ОБЩНОСТИ, ТОЧНЕЕ — ПО ШИРОТЕ СФЕРЫ ИХ ДЕЙСТВИЯ:

· всеоб­щие (диалектические),

· общие (особенные),

· частные (специфические);

· ПО МЕХАНИЗМУ ДЕТЕРМИНАЦИИ:

· динамические и статистические,

· при­чинные и непричинные;

· ПО ИХ ЗНАЧИМОСТИ И РОЛИ:

· основные и не­основные;

· ПО ГЛУБИНЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ:

· эмпирические (форму­лируемые непосредственно на основе опытных данных) и

· теоретичес­кие (формируемые путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами) и т. п.

50. ОСНОВАНИЯ НАУКИ, ИДЕАЛЫ И

НОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАН

1. Наука как целостная развивающаяся система, как специфическая форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт.

2. Что относят к основаниям науки?

3. Картина мира как фундаментальное основание науки.

4. Как в настоящее время различают науки?

5. Какие основания науки выделяют?

6. Кумулятивная модель научного прогресса.

7. Антикумулятивная модель прогресса науки (тезис о несоизмеримости теорий).

8. Позиция теоретического и методологического плюрализма.

9. Система идеалов и норм.

10. Двоякая детерминация идеалов и норм.

11. Различие между идеалами и нормами.

12. Как идеалы и нормы влияют на исследовательский процесс? Функции систематизации и интеграции оснований науки.

13. Идеалы и нормы науки: их роль регулятивных принципов.

1. Наука как целостная развивающаяся система, как специфическая форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт. Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет соб­ственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму дея­тельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как соци­альный институт.

2. Что относят к основаниям науки? К основаниям науки относят:

· фундаментальные принципы,

· поня­тийный аппарат,

· идеалы,

· нормы и стандарты научного исследования.

3. Картина мира как фундаментальное основание науки. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тог­да, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную кар­тину мира, следовательно, научная картина мира является фундамен­тальным основанием науки.

4. Как в настоящее время различают науки? В настоящее время помимо естествен­ных, общественных и технических наук различают:

· науку теоретичес­кую и экспериментальную,

· фундаментальную и прикладную.

Говорят:

· о большой науке,

· твердом ядре науки,

· о науке переднего края, подчер­кивая ее гипотетичность.

Наука сегодня развивается с учетом глубо­кой специализации, а также на стыках междисциплинарных облас­тей, что свидетельствует о ее интеграции.

ОДНАКО ВСЕ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, НЕСМОТРЯ НА ИХ ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ, ОТВЕЧАЮТ ОПРЕДЕ­ЛЕННЫМ СТАНДАРТАМ И ОПИРАЮТСЯ НА ЧЕТКО ВЫВЕРЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ.

5. Какие основания науки выделяют? В качестве таковых принято выделять:

· характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания;

· научную картину мира;

· философ­ские основания.

6. Кумулятивная модель научного прогресса. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на не­прерывном основании.

Эта позиция отражена КУМУЛЯТИВНОЙ МОДЕЛЬЮ развития науки.

Кумулятивизм, возникший на основе обобщенияпрак­тики описательного естествознания, предполагал упрощенное пони­мание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положе­ний постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения.

· Эмпиристский кумулятивизмОТОЖДЕСТВЛЯЕТ РОСТ ЗНАНИЯ С УВЕЛИЧЕ­НИЕМ ЕГО ЭМПИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

· Рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮ­ЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СИСТЕМУ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ АБСТРАКТНЫХ ПРИН­ЦИПОВ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.

· Заблуждения истолковываются как СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ОТБРАСЫВАНИЕ СТАРОГО И ОПРО­ВЕРЖЕНИЕ ПРИНЯТОГО.

7. Антикумулятивная модель прогресса науки (тезис о несоизмеримости теорий). Однако история науки свидетельствует, что научное развитие пред­полагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумуля­тивной моделью развития науки.

Ее следствием является ТЕЗИС О НЕ­СОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ, согласно которому СМЕНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ТЕ­ОРИИ НЕ СВЯЗЫВАЮТСЯ ЛОГИЧЕСКИ, А ИСПОЛЬЗУЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРИН­ЦИПЫ И СПОСОБЫ ОБОСНОВАНИЙ.

· Развитие науки истолковывается как дискретный процесс.

· История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов».

· Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения.

8. Позиция теоретического и методологического плюрализма. Заявившая о себе в настоящий период позиция теоретического и методологического плюрализма провозгла­шает, что МНОЖЕСТВО РАВНОПРАВНЫХ ТИПОВ ЗНАНИЯ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ, КО­ТОРАЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О РАЗВИТИИ КАК НАУКИ, ТАК И ЛИЧНОСТИ.

ПЕРИОДЫ БОРЬБЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕОРИЙ — САМЫЕ ПЛОДОТВОРНЫЕ ПЕРИОДЫ. ИС­ТОКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ КОРЕНЯТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕН­ЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЯХ УЧЕНЫХ.

Важно понимать, что перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины.

Мо­жет происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина ТРАНСЛИРУЕТ ИЗМЕНЕНИЕ СВОИХ ОСНОВАНИЙ НА ДРУГИЕ СМЕЖНЫЕ ИЛИ ДАЖЕ ВЕСЬМА ОТДАЛЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОБЛАСТИ.

Наши рекомендации