Семейная этнопедагогика обращает внимание на воспитаниеу детей стремления жить и творить по законам красоты.
Детей учили приветливости, вежливости, воспитанности в общении с людьми. Развитию эстетичных чувств и вкусов содействовала поэтичность и мелодичность песен, красота танцев, обрядов, традиций, обычаев. Вырастая в этой атмосфере, дети развивали творческие силы: они учились петь, танцевать, вести себя среди людей, изготовлять предметы бытового искусства. Все это воспитывало у подрастающего поколения высокие эстетичные и этические идеалы, тягу к прекрасному, любовь к отчему дому, семье, природе, своему краю.
Народная педагогика имела целенаправленную и совершенную систему родственного воспитания детей и молодёжи. Почтительное отношение к традициям предыдущихпоколений, уважение к старшим, тяга к знаниям и обучению воспитывались семьей в детях с самого раннего возраста.
10.1 Общение: сущность, содержание, составляющие. Функции и содержание общения
n Общение – это процесс реализации личностных смыслов человека в ситуациях контакта, осуществляемого им в знаковой форме с самим собой, другим человеком, социальной группой или сообществом людей, либо – с любыми предметами и объектами, наделяемыми антропологическими характеристиками.
n Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
- восприятие, познание и понимание партнера по общению (перцептивная сторона);
- обмен информацией (коммуникативная сторона);
- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона).
В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.
Функции общения:
информационно-коммуникативная -
Обмен информацией. Специфика: во-первых, в том, что речь идет об отношении людей, каждый из которых является активным субъектом; во-вторых, обмен информацией между людьми обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров; в-третьих, партнеры должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификацией сообщений.
аффективно-коммуникативная - регуляция эмоциональной сферы человека.
регуляционно-коммуникативная - регуляции совместной деятельности людей.
По содержанию общение может быть:
n Материальное
n Когнитивное
n Кондиционное
n Мотивационное
n Деятельное
10,2. Комплексное освоение этнокультурных традиций как условие этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования.
11.1 Средства общения.
Когда мы произносим данный термин, мы имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации.
Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.
Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет: экспрессивно-мимические средства (взгляды, мимика); предметно-действенные (позы, жесты); речевые средства общения (слова, структура речи и манера изложения)
Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности
Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения, и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.
В ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53% («говорим голосом, беседуем всем телом»).
Невербальные средства общения:
n Кинестика: мимика; жестика; пантомимика
n Такесика
n Проксемика (- интимная зона; - личная или персональная зона; - социальная зона; - публичная зона.)
n Социальное оформление внешности: одежда, украшения и т.п.
n Запахи
Источниками информации о партнере по общению являются, прежде всего, лицо, мимика, жесты, позы, походка человека.
Основные эмоциональные выражения – конфигурации мимики: