Принципы построения мастерских
- равенства всех участников образовательного процесса;
- доброй воли;
- отсутствия отметки, соревнования, соперничества;
- диалогичности в восхождении к истине;
- приоритета процесса учения над его результатом;
- широкого применения письма.
Этапы мастерских
- Индукция-Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя
- Самоконструкция -Индивидуальная работа по постановке вопросов, оценке ситуаций, выдвижению гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т.п.
- Социоконструкция –
- Работа в парах, группах по выполнению задания мастера.
- (важно: представление своих мыслей и идей группе, специальное фиксирование альтернативных идей)
- Продукт – общий вариант решения, проект, рисунок, схема и т. д.
- Социализация –
-Общее обсуждение; рассмотрение различных гипотез, точек зрения
- (может быть организовано на основе представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) и ознакомление с ними всех участников мастерской)
- Разрыв –
- Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к познавательной напряженности и потребности в получении нового знания
- НОВОЕ ВИДЕНИЕ
- Рефлексия –
- Анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской
- Осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления
- Отражение чувств , возникших у учеников в ходе мастерской
Ограничения на применение технологии
- Низкая мотивация учителей на использование технологии;
- Отсутствие у учеников необходимых умений: анализировать тексты, работать в паре, группе;
- Трудности (отсутствие ?) в бальной оценке РУДУ;
- Недостаток доступных для изучения и использования образцов данной технологии;
- Недостаточная готовность многих руководителей школ к квалифицированной оценке учебных занятий, которые построены по технологии мастерских;
- Недостаточное количество специальных тренинговых курсов и семинаров по освоению данной технологии.
Воля — это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей
Функции воли:
Активизации
Торможения
Волевая регуляция - это намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательнопринятому по необходимости ивыполняемому человеком по своему решению
Механизмы волевой регуляции:
Восполнения дефицита побуждения
Совершение волевого усилия
Намеренное изменение смысла действий
Структура воли
Содержание воли определяется в следующих ее составляющих:
Волевые состояния - оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению возникшихтрудностей:
1)Состояние мобилизационной готовности
2) Состояние сосредоточенности
3) Состояние решимости
4) Состояние сдержанности
волевые действия – разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование придостижении цели волевого усилия:
всматривание (при плохой видимости),
прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах),
принюхивание, концентрация внимания, припоминание,
сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости,
т.е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия.
Волевое усилие – это психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникающего затруднения
волевые усилия при мышечных напряжениях
волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости
волевые усилия при напряжении внимания
волевые усилия по преодолению чувства страха
волевые усилия по соблюдению режима
волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических чертах личности, обусловленных характером преодолеваемой трудности
Терпеливость
Настойчивость
Выдержка и самообладание
Смелость и храбрость
Дисциплинированность
6.2. Коллективно-творческая деятельность: понятие, сущность, примеры.